Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетика как фи лбе офская наука




Р.А. КУРЕНКОВА

ЭСТЕТИКА

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032800 «Культурология»

Москва


ББК 87.8я73 К93

Рецензенты:

зав. кафедрой эстетики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор

Е.Г. Яковлев;

зав. кафедрой культурологии Московского ГПУ, профессор, доктор философских наук

Т.Ф. Кузнецова;

зав. кафедрой культурологии Владимирского ГПУ,

профессор, доктор философских наук

В.Н. Константинов

Куренкова Р.А.

К93 Эстетика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 368 с: ил.

ISBN 5-305-00088-2.

В учебнике рассматриваются традиционные и новые проблемы эстетики, представлен большой аналитический аппарат феноменологии, герменевтики, рецептивной эстетики с позиций классической и современной эстетической мысли. В учебнике дан богатый искусствоведческий материал, иллюстрирующий образцы художественных произведений.

Учебник адресован студентам высших учебных заведений, может быть использован в средних профессиональных учебных заведениях: училищах, колледжах, гимназиях.

ББК 87.8я73

ISBN 5-305-00088-2

© Куренкова Р.А., 2003

© «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003

© Серийное оформление обложки.

«Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003

Посвящается моим дорогим детям Ванечке, Димочке и Наташеньке


Предисловие,

или

Познание эстетического

Эстетика... Так уже более четверти тысячелетия называют область философского знания, которая занимается исследованием красоты. Мир природы, мир человека, мир социума не может состояться как истинно человеческий мир, если в нем нет радости присутствия прекрасного.

Этот учебник предназначен для студентов университетов и вузов, изучающих проблемы культурологии, философии, искусствознания, музыковедения, филологии, музеологии и др. Установка получения образования по этим специальностям предполагает более чем обычное желание узнать, что такое искусство и что такое красота.

В концепции учебника заложено стремление автора сохранить статус философской природы эстетического знания и его традиции, поскольку именно на них базируется эффективный процесс образования. Это не означает отсутствия современных позиций и идей в рассмотрении тех или иных эстетических проблем. Демонстрируя такие подходы, автор исходит из позиции доминанты философской природы эстетического знания, что, собственно, и соответствует как историческому, так и теоретическому уровню эстетики.

Содержание и структура учебника определяются программой и содержанием стандартов высшего образования. Одновременно в рамках «Эстетики» как дисциплины предметной подготовки студентов, изучающих в университетах культуру и различные виды искусства, автор стремился передать свое концептуальное видение эстетических проблем с учетом многолетнего опыта преподавания студентам этого курса в вузе.

Желаю всем, кто держит в руках эту книгу, радости эстетического познания мира и себя в этом мире!

Раздел 1

Эстетика как

философская наука


1.

Предмет и задачи эстетики

Словом эстетика определяются многие стороны современного сознания и жизни людей. Это эстетика быта, эстетика общения, эстетика природного ландшафта, эстетика спорта, эстетические достоинства театрального спектакля и др. И в профессиональной деятельности, и в обыденной жизни люди не обходятся без понятий

Красивое________

Прекрасное____

Безобразное______

Уродливое_______

Ужасное

и им подобных. Нет такой реальности, к которой нельзя было бы применить критерии красоты или эстетические характеристики.

И. Н. Крамской писал И. Е. Репину о том глубоком впечатлении, которое оставила в его душе статуя Венеры Милосской, увиденная им в одном из залов первого этажа Лувра:

Эстетика как фи лбе офская наука

«... Впечатление этой статуи лежит у меня так глубоко, так покойно, так успокоительно светит через все безрадостные наслоения моей жизни, что всякий раз, как образ ее встает передо мной, я начинаю опять юношески верить в счастливый исход судьбы человечества. Вот такой высокий слог! А ведь я, право, старался сказать, что думаю и чувствую. Не шутя, ни одно произведение так высоко на меня не подействовало, а оно, как Вам известно, только красота и ничего больше...»1

Эстетические начала присутствуют во всем. Но это не значит, что все вокруг - есть эстетическое. При всем многообразии использования понятий эстетика, эстетическое за ними угадывается некая единая целостность чувственно-выразительного бытия самых разных сторон действительности, человеческого сознания и деятельности, включая художественное сознание и деятельность, т.е. искусство. Оно занимает самое большое и центральное место в эстетической науке. Самые крупные философы от Платона до Хайдеггера изучали искусство, создавая оригинальные концепции, теории, системы. Они пытались охватить философски весь комплекс проблем искусства и эстетической науки.

Изучение любой научной дисциплины начинается с уяснения того, какой круг явлений она исследует, какими методами пользуется, каковы ее взаимоотношения с другими науками, какое практическое значение имеют истины, добываемые ею. Рассмотрим эти вопросы и тем самым сделаем первые шаги в постижении эстетики как науки.

В немногих библиотеках мира, в том числе в Российской государственной библиотеке, хранится вышедшая в Германии в 1735 г. небольшая книжечка, написанная на латинском языке. Это диссертация немецкого философа Баумгартена. Ее название - «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения». В ней впервые употребляется понятие эстетика (от греч. Aistheticos - чувственный, относящийся к чувственному восприятию). Многие философы того времени выделяли в духов-

' Крамской И.Н. Письма, статьи. Т. 1. М., 1965. С. 205 - 206.


ном мире человека три главные сферы: разум, чувство и волю. Каждая из них заслуживала самостоятельное философское осмысление. Учение о деятельности разума развивалось в философии как логика, учение о действиях воли составляло предмет этики, а учение о чувстве научного философского статуса не имело. Баумгартен решил уравнять в правах учение о чувстве с логикой и этикой, назвав его эстетикой. По мнению философа, поднятая им на пьедестал эстетика должна заниматься изучением красоты природы и искусством как наивысшим выражением красоты и порядка.

Хотя история эстетики своими корнями уходит в глубокую древность - к мифологическим текстам и сказаниям - впервые под эстетикой стали понимать научную философскую дисциплину, имеющую свой предмет изучения с середины XVIII в. Ранее рассуждения о сущности красоты и искусства были растворены в философии, теологии, сочинениях, посвященных анализу таких конкретных искусств, как поэзия, живопись, музыка и др. Благодаря Баумгарте-ну большой круг эстетических проблем был выделен, сконцентрирован и стал предметом особой отрасли знания. Парадокс состоял в том, что эстетика существовала и развивалась более двух с половиной тысячелетий, не подозревая, что она эстетика. Ситуация в какой-то мере напоминает положение, в которое попал персонаж комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Когда учитель объяснял господину Журдену, что такое проза, он воскликнул:

«Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой».

Сегодня в самом общем виде эстетику определяют как философскую науку об эстетическом отношении человека к миру. Разные авторы отдают предпочтение разным понятиям: эстетическое познание, эстетическое освоение, эстетическая деятельность, эстетическое отражение, эстетическая культура. Общим остается определение предмета эстетики с помощью категории эстетическое. Оно превращается в субстантивированное прилагательное, потерявшее свое существительное.

Предмет эстетики объединяет исторически сложившиеся и логически связанные проблемы четырех сфер философско-эсте-тического знания:

• онтологическая,

• гносеологическая,

• социально-практическая,

• художественная (искусство).

Эта целостность эстетических проблем имеет философское основание, поскольку обусловливает многообразные эстетические формы отношений материального и духовного. Отсюда вытекают проблемы: сущностного бытия, или онтологии эстетики; идеального бытия, или гносеологии эстетики; социально-практического бытия, или социологии эстетики; ядром, своего рода квинтэссенцией эстетического знания, выступает философия искусства, художественного творчества и художественного восприятия.

Онтологическая Сфера эстетической науки первоначально формировалась в рамках философии. Именно философия стремилась постигнуть мир в целом, открыть законы его бытия и познания. А мир, или, как говорили древние греки, космос, представлялся им прекрасным. Важнейшее его свойство виделось грекам в красоте. Об этом свидетельствует само слово космос (Kosmos), родственное современному слову косметика В греческом языке слово «космос» обозначает не только мир, порядок, но и украшение. Еще в первобытные времена, до появления философского знания, в языке разных народов возникли слова для обозначения того, что вызывало в людях радостное изумление, восторг, доставляло удовольствие своим видом и образом. Это, например, такие слова, как красивое, прекрасное, блестящее, великолепное, пригожее, чудесное и др. Со временем человек стал задумываться над тем, что же такое прекрасное. Какими качествами и свойствами должны обладать человек, вещь, событие, чтобы быть достойными именоваться красивыми или прекрасными? Где грань красивого и безобразного, эстетического и антиэстетического? Корзина с пурпурными розами в каплях утренней росы, безусловно, красива. Ну а та же самая корзина, наполненная мусором, вызовет другие ощущения.

С постановки и попыток ответить на вопрос, что есть красота, и начинается эстетика, или философия красоты.

Древнегреческий философ Платон в раннем диалоге «Гиппий Больший» рисует спор двух мудрецов - философа-софиста Гиппия и ироничного Сократа, который выражает мысли Платона. Так,


наивный собеседник Сократа Гиппий не проводит различий между конкретным проявлением прекрасного и его сущностью, смешивает абстрактное понятие с конкретным предметом и на вопрос, что такое красота, отвечает, что красота - это прекрасная девушка, или прекрасная кобылица, или лира, или фаянсовый горшок. Сократа интересует вопрос о том, что делает все эти явления прекрасными, благодаря чему они становятся прекрасными. Если Гиппий переводит эти свойства в плоскость материальных благ - золото, блестящая внешность и др., то Сократ через тезис, что красота - это то, что пригодно, приближается к высказанному им позднее пониманию красоты как блага, наслаждения, любви.

ОНТОЛОГИЯ ЭСТетИКИ очерчивает область наиболее общих бытийных эстетических сущностей. Для научного постижения сущности красоты важно выяснить, какие именно эстетические свойства природного, человеческого, социального бытия и почему воспринимаются нами как нечто прекрасное. Знания об онтологических эстетических свойствах предметов и явлений эстетика интегрирует в собственных понятиях и категориях. Это мера, гармония, ритм, симметрия, выразительность, совершенство, полнота, целостность и др. Любой предмет реального мира, попавший в сферу эстетического познания, имеет самодостаточные эстетико-онтологи-ческие основания. Он обладает материальной оболочкой и структурой, которые могут быть открыты для эстетической интерпретации. Бытийно-сущностные исходные характеристики предмета со стороны его эстетических свойств, признаков, качеств фиксирует эстетическая онтология. Такие разделы эстетики, как теория эстетических категорий, теория эстетической деятельности, теория эстетического восприятия и др., включают онтологию эстетического знания.

ГносеОЛОГИЯ ЭСТетИКИ фиксирует познавательно-оценочное эстетическое отношение человека к миру. Область идеального, или субъективной стороны эстетического, активно исследовалась и исследуется в эстетической науке. Многие теоретические проблемы эстетического бытия идеального уровня остаются нерешенными. Среди них проблемы, связанные с природой и возможностями эстетического познания, восприятия, мышления, оценки. Каковы природа и характер эстетических эмоций, чувств, вкусов, потребностей, эстетических идеалов? Какова творческая природа эстетического сознания, храня-

Ю

щая ключ к проблемам языка, человеческой деятельности, реалиям всей человеческой культуры? Если в философии гносеология - это теория, изучающая природу познания, отношение знания к реальности, выясняющая предпосылки познания, условия его достоверности и истинности, то эстетическая гносеология изучает специфику эстетико-познавательных процессов, а также эстетическое сознание в мире красоты и эстетического творчества. Тогда определяющим является вопрос о специфике эстетического мироотношения и познания.

Обратимся к примерам. Изумительно красивы орловские, тульские земли России. Парк в Спасском-Лутовинове, музее-усадьбе И.С. Тургенева, и сейчас великолепен. Здесь в полной мере чувствуются красота и обаяние природы средней полосы России. Возле центральной аллеи парка широко раскинул свои ветви могучий сто-пятидесятилетний дуб. Он посажен в детстве самим Тургеневым. В повести «Фауст» писатель рассказывает:

«Мой любимый дубок стал уже молодым дубом. Вчера, среди дня, я более часа сидел в его тени на скамейке. Мне очень хорошо было. Кругом трава так весело цвела; на всем лежал золотой свет, сильный и мягкий; даже в тень проникал он...»1

Сокровенные эстетические чувства высказаны здесь писателем. Состояние радости, духовного спокойствия и наслаждения улавливаются не столько в словах: «Мне было очень хорошо», сколько в словах: «... на всем лежал золотой свет». Бесспорно, восприятие и переживание этих минут писателем были связаны с чувством красоты. Но вот и другие строки И.С. Тургенева Я.П. Полонскому:

Безмерным чувством тоски и трагедии заката жизни наполнены слова его последнего привета Спасскому:

«Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу».

1 Тургенев И.С. Фауст. Соч.: В 12 т. М., 1980. С. 91.


У каждого человека есть свое «дерево». Но видит, чувствует он его в разные мгновения жизни по-разному. При всем очевидном различии эстетических чувств прекрасного, трагического, комического и др. они едины, так как все они эмоционально оценивают различные явления с точки зрения субъективных чувств, идеалов, представлений человека о прекрасном. Эстетическое чувство, являющееся результатом эстетического восприятия и познания, доставляет своеобразное удовольствие - эстетическое наслаждение. Эстетическое отношение не может существовать без чувств и эмоций, хотя не сводится только к ним. Оно объединяет и сливает в единое целое все духовные способности человека: ощущения, эмоции, интеллект, волю, творческое воображение. Иначе говоря, к собственно эстетическому может быть отнесено все в окружающем человека мире (природном, предметном, социальном) при условии, что это все служит объектом неутилитарного, самодовлеющего созерцания и доставляет человеку духовное наслаждение.

Таким образом, эстетическая гносеология учит во всем богатстве и многообразии мироотношений человека выделять такую сущностную черту эстетического, как духовное наслаждение. Именно оно характеризует специфику эстетического восприятия и познания.

СоциаЛЬНО-ПрактичеСКая Сфера эстетики охватывает разнообразные связи красоты природы, человека, искусства и социума. Эстетическое мироотношение может быть относительно пассивным, созерцательным и более активным - созидательно-дея-тельностным. Принцип историзма особенно важен в изучении проблем не только искусства, но и эстетического сознания эпохи, процессов художественного творчества, восприятия, приобщения публики к различным видам искусства, взаимоотношений искусства и власти и др. Диалектическая связь, целостность человека и предметного мира, представленные в практической или духовной деятельности в контексте определенного исторического социума, являются ключом к пониманию сущности и природы эстетического. Созидательное эстетическое отношение зарождается и проявляется в самых разных видах человеческой деятельности. Создавая новые утилитарные предметы, человек не только удовлетворяет свои материальные потребности, но опредмечивает свои эстетические способности и силы: интеллект, чувства, волю, воображение, мастерство. В любой деятельности человек материально и духовно утверждает себя в мире, в том числе

и с эстетической точки зрения. Красивый труд придает любой деятельности эстетическое значение. Благодаря ему она доставляет человеку эстетическое наслаждение, а результаты такой деятельности обретают эстетическую ценность. Красивы могут быть детали, которые мастерски на станке выточит рабочий, красивы могут быть движения автомобиля или самолета, когда ими управляют мастера своего дела.

Эстетические начала способны объективироваться в любой социально-практической деятельности человека. Эстетическое как особая тональность содержится в любой человеческой активности и подсказывает целесообразные и оптимальные решения в производственной, научной, спортивной, политической и в других видах деятельности человека. Стремление к красивому внешнему виду машины одновременно является стремлением к более рациональной и экономичной ее конструкции. Отсюда истоки развития производственной эстетики и дизайна.

Во всех приведенных примерах эстетическое начало присутствовало как вспомогательный фактор. Хотя в результате человеческих действий и возникала эстетическая ценность (красивая деталь, красивый полет, изящная математическая теория), она не являлась основной целью деятельности. Эстетическое здесь существует как объективное отношение меры человека и меры предмета в данной деятельности.

Философия искусства занимает главное место в эстетическом знании. В человеческом обществе возникла особая деятельность, в которой создание эстетических ценностей самоценно, самодостаточно и находится на первом плане. Это деятельность художественная, создающая произведения искусства. Кант, Гегель, Шеллинг определяли эстетику не иначе как философию искусства. Искусство существует в системе эстетического отношения человека к миру и является своеобразной квинтэссенцией такого отношения. Концентрируя сущностные основания эстетического, оно выступает в качестве предмета исследований эстетической науки. Искусство содержит тройной нектар эстетического:

• Оно способно в художественных образах отражать объективные эстетические свойства, ценности и эстетические богатства окружающего мира.

• Каждое произведение искусства - это новая эстетическая ценность, созданная по законам высокохудожественного языка и выра-


зительной формы. Мир выразительных форм, созданный художником в соответствии или вопреки канонам высокохудожественной формы, становится предметом нашей эстетической рефлексии.

• Эстетический интерес к искусству обусловлен тем, что в произведениях искусства выражено эстетическое мироотношение художника посредством оценки жизни и утверждения своих эстетических идеалов.

Искусство отражает не только эстетическое богатство мира посредством языка высокохудожественных форм, но и неповторимую индивидуальность эстетического сознания талантливого человека, коим является мастер, творец новой художественной ценности. Например, образ Наташи Ростовой в «Войне и мире» Л. Н. Толстого запечатлел эстетическое обаяние, присущее женщине, непосредственной в своих чувствах, чуткой, восторженно относящейся к жизни и к людям, чистой в своих помыслах, способной глубоко и сильно любить. В образе Наташи Ростовой с ее восторженным словесным рефреном «прелесть что такое» с воплощены огромная симпатия художника к этой женщине, эстетическая характеристика ее как прекрасной.

Искусство может исследоваться и с внеэстетических сторон. Например,-произведения В. В. Вересаева могут быть интересны с точки зрения медицины, а живописное полотно И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» можно изучать с точки зрения химического состава новой красной краски, которую по просьбе Репина специально изготовил Д. И. Менделеев.

Предмет эстетики объединяет четыре единые сферы:

• Эстетическую онтологию, или эстетику реального бытия, объективно ценностные по своей природе эстетические свойства и качества предметов и явлений окружающего мира.

• Эстетическую гносеологию, или эстетику идеального бытия, связанную с исследованием субъективной стороны эстетической целостности.

• Эстетическую социологию и праксиологию, исследующие проблемы эстетической деятельности и творчества в самых разных областях человеческой жизнедеятельности и социума.

• Философию искусства.

2.

Эстетическое

как универсальная категория

философского знания

Эстетическое - это главная, исходная категория эстетики как науки. Она дает имя и определяет специфику предмета эстетики во всех его проявлениях. Эстетическое выступает как

Всеобъемлющее

Родовое_________

Универсальное

для эстетической науки понятие, поскольку отражает то общее, что свойственно всем эстетическим явлениям. Определительные принципы эстетики следует заимствовать из науки всеобщего ряда - философии, а также из наук единичного ряда, в каком стоят искусствознание и конкретные его области. И хотя сегодня эстетика имеет очевидную тенденцию к расширению интегративного поля, взаимодействуя с психологией, социологией, культурологией, специфику эстетического знания обусловливает философия. Вот почему, несмотря на то что в систему философских понятий эстетическое вошло с XVIII в., вопрос о природе эстетического про-


шел через всю историю философии и продолжает волновать крупнейших философов современности.

Основные объяснения эстетического начали складываться в философском знании уже в античности. Правда, оно чаще выступало в этот период синонимом прекрасного. Такое совмещение понятий встречается и в современной эстетике. Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического и ряд других, более узких, находят свое обобщенное выражение в категории эстетического. Прекрасное в ряду других категорий является наиболее сублимированной формой и используется в качестве эквивалента эстетического.

Первый образец доктрины эстетического сложился во времена Пифагора. Для него абсолютным прообразом прекрасного был космос. Музыка, создаваемая звездами и планетами, хотя и основывалась на цифровых соотношениях, находила созвучие и вызывала удовольствие в душе человека. Философия Сократа была направлена на решение главного вопроса: что означает само по себе понятие прекрасное? Он учил своих учеников искать его решение в исследовании целесообразности и блага как высшего искусства добродетельной жизни. Ученик Сократа Платон рассматривает прекрасное наряду с благом и истиной как проявление абсолютной идеи. Одно из важнейших понятий в эстетике Платона - к а л о с (от греч. Calos, прекрасный). В разных диалогах и сочинениях философ продолжает поиски этого понятия и приходит к связи прекрасного с благом, полезным, совершенным, энергией Эроса, проявлением божественного начала, гармонии, света. Платон создал целую систему эстетических взглядов, и его мысли о прекрасном и приличествующем человеку не потеряли своего значения и сегодня. Аристотель рассматривает те вопросы, которые были поставлены и обсуждались Платоном. Однако специфику эстетического Аристотель обнаруживает и обосновывает в искусстве. Согласно Аристотелю, искусство берет свое начало не от Прометея, а от рук человека. То общее и внутреннее, что присуще искусству, - это подражание природе. Однако художник стремится превзойти природу. Его энергия направлена на материю и форму, создание гармонии и порядка. Форма, созданная творцом-художником, становится предметом удовольствия для зрителя. Исследование природы удовольствия, а также теория катарсиса - «своего рода очищение, т.е. облегчение, связанное с наслаждением». Эстетико-воспитательные и многие другие идеи философа получи-

ли разработку в европейской средневековой эстетической мысли, формировавшейся преимущественно в лоне теологии.

А. Баумгартен, впервые придавший категориальный статус эстетическому, определил его как свойство чувственного познания и показал высшее наполнение эстетического в сфере искусства. Дидро в своей энциклопедической статье «Beau» («Прекрасное») определяет красоту словом соотношение. Он подчеркивает, что наш эстетический опыт, подобно всякому другому, начинается с чувственных восприятий. Они вызывают то приятные, то неприятные ощущения.

«...Понятия порядка, расположения, симметрии, слаженности, пропорциональности, единства... имеют опытное происхождение. Они столь же реальны, как и понятия длины, величины, глубины, качества, числа».

В духе просвещенческих идей XVIII в. Дидро неустанно восхваляет искусство, которое трогает и волнует людей. Красота, как бы она ни была близка порядку, должна непременно обладать редким и чудесным свойством трогать и волновать людей.

И. Кант, явившийся одновременно родоначальником немецкой классической философии и эстетики, создал оригинальную концепцию эстетического. Она оказала влияние на последующих европейских философов. В исследовании природы эстетического Кант основное значение придавал активности субъекта, а критерием эстетического суждения считал чувство удовольствия, возникающее при восприятии формы предмета. Прекрасен тот предмет, восприятие которого свободно от всякого познавательного и практического интереса. Эстетическое выступает как способность суждения вкуса об объекте на основе чувства удовольствия и игры духовных и физических способностей человека. Субъективизм в объяснении эстетического у Канта был подвергнут критике Гегелем, который утверждал объективную природу эстетического и выводил ее из деятельности объективного духа. В системе Гегеля жизнь заменяется диалектической -живой развивающейся мыслью. Дух погружен в действительность,

1 Д. Дидро. Избранные произведения. М.; JL, 1951. С. 376.


овеществлен в истории, в том числе в истории искусства. Искусство Гегель определяет как проявление идеала, возвышающегося над грубым и повседневным фактом жизни. Красоте в себе нужен божественный статус. Искусство требует, чтобы органическая форма божественного начала, чувственное ощущение его были доведены до максимума. Гегель в своих лекциях по «Эстетике» показывает историческую эволюцию всемирного духа и отражение его в трех основных стадиях развития искусства - символической, классической и романтической. В целом завоевания Гегеля значительны на путях примирения противоречий и развития основ диалектической системы искусств.

В полемике с идеями Гегеля русский революционный демократ XIX в. Н. Г. Чернышевский в своей магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» ставит задачу эстетической реабилитации самой действительности, а не идеала как такового. Он развенчивает гегелевскую философию искусства, видевшую источник прекрасного в отвлеченной абсолютной идее. Чернышевский развивает генетическую связь эстетического с жизнью:

«Самое общее из того, что мило человеку, и самое милое ему на свете - жизнь; ближайшим образом такая жизнь, какую хотелось бы ему вести, какую любит он; потом и вся жизнь, потому что все-таки лучше жить, чем не жить: все живое уже по самой природе своей ужасается погибели, небытия и любит жизнь»1.

В философии Маркса и Энгельса методологическим основанием объяснения сущности эстетического являются два принципа - материалистической диалектики и исторического материализма. Рассматривая человека как абсолютно социально-историческое существо и выводя активность его духа из социальной практики, марксистско-ленинская эстетика представляла эстетическое как важнейшую и необходимую сторону жизнедеятельности человека.

Веер новых эстетических школ и направлений XX в. развертывается от идей разочарованных романтиков с их принципом «ис-

' Чернышевский Н. Г. Избранные эстетические произведения. М., 1973. С. 72.

кусство для искусства» (Гюго, Готье), от нигилизма (Уайльд), через модернизацию формалистических толкований красоты (Ганслик), через поиски экспериментальной эстетики (Фехнер) к интуитивист-ским концепциям эстетического (Кроче, Коллингвуд, Сантаяна), к теориям символизма (Кассирер, Лангер), к семантическому анализу эстетического (Ричардсон), к психоаналитическим, неотомистским, феноменологическим, герменевтическим и другим идеям современной эстетической науки. С другой стороны, на Западе говорят о послеэстетическом и даже антиэстетическом периоде в развитии искусства. Современная эстетика и искусство вышли якобы за пределы красоты. Поэтому в постмодернизме введено понятие симулякр, обозначающее замену действительности и несоотносимость с какой бы то ни было реальностью.

В дискуссии 60-х годов XX века «общественники» видели в эстетическом явление сугубо социального, общественного характера. Они считали, что нет оснований искать его в структуре и свойствах материи. Эстетические свойства природы являются для человека таковыми только в общественно-исторической практике. Все эстетические предметы и явления «обрастают» сугубо общественными связями. «Природники» считали, что эстетическое имеет свою объективную основу в материальных свойствах и закономерностях предметов и явлений действительности, в их структуре и связях. По мнению «природников», если верить «общественникам», то в природе нет ни порядка, ни беспорядка, ни красоты, ни уродства. Отсюда возникали практические вопросы такого типа: не заключена ли тайна прекрасного в общественной значимости березы?

В современной отечественной науке также можно сформулировать разные точки зрения на сущность эстетического.

• Эстетическое есть эффект, который рождается из взаимодействия природы и человека, материального и духовного, объекта и субъекта и который несводим ни к чисто объективным качествам материального мира, ни к чисто субъективному человеческому ощущению. Под эстетическим понимаются объект-субъектные отношения, и тем самым фиксируются эстетические параметры и критерии как субъекта, так и объекта эстетического отношения (М. С. Каган, Санкт-Петербург). К эстетическому относятся: объективно-эстетическое в природе, обществе, в продуктах материального и духовного производства; субъективно-эстетическое или эстетическое сознание в та-


ких его формах, как эстетические чувства, восприятия, потребности, оценки, вкусы, идеалы и др.; эстетическая деятельность или творчество, в том числе искусство. Художественное рассматривается как другая важнейшая родовая категория эстетики, обозначающая лишь сферу искусства. Понятие художественного уже и входит в эстетическое. Художественное отражает то общее, что свойственно искусству во всех его видах и жанрах, художественному творчеству, восприятию, оценке (М. Ф. Овсянников, Москва).

• Эстетическое понимается как совершенное. В основание эстетической теории положена категория эстетического и в первую очередь определяется ее онтологический статус. Эстетическое в его сущностном, онтологическом смысле есть совершенное в своем роде. Совершенство предполагает полноту бытия и наиболее ярко выражает эстетические признаки природного, социального или духовного объекта1.

• Эстетическое связано с «выявлением универсалий в чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира"2. Мир выразительных форм в природе, человеке, искусстве, пробуждающий собственно эстетические переживания, выступает предметом эстетической рефлексии.

Деятельностные и социально-практические направления в объяснении специфики эстетического 70-80-х годов XX столетия сегодня меняются в связи с общей ориентацией философии не на теорию деятельности и объяснительные идеологические принципы общественно-исторического процесса, а на личностные, индивидуальные, духовно значимые доминанты современного кризисного модернизирующегося мира. Активно развиваются такие подходы к исследованию в области специфики эстетического, как феноменологический, синергетический, энтропийный, холистический и др. Одновременно отечественная эстетика активно осваивает опыт зарубежной современной классической и неоклассической мысли.

Эстетические конфликты реального и кажущегося, явления и сущности, «noumena» и «phenomena», физического и психического, неуверенность в разграничениях художественного бытия, ре-

1 См.: Яковлев Е.Г., Эстетическое как совершенное // Философские науки. 1987.

№ 5. С. 46.

1 Кривцун О.А. Эстетика. М, 1998. С. 9.

О

альностей и конструкций нашего художественного сознания извечно порождали, порождают и будут порождать философско-эстети-ческие рассуждения. В конечном счете эстетика, будучи составной частью философии и являясь хотя и достаточно специфической и своеобразной, но все же философской наукой, стремится к общезначимости мысли, к поискам безусловности эстетического бытия и представлений о нем, к их всеобщности и желаемому консенсусу. Один из способов философской идентификации человеком реалий своей жизни и себя самого - исследование эстетического в контексте предмета эстетической науки.

• Эстетическое есть философское понятие, в котором выражены гармонические связи и целостность онтологического, гносеологического и социально-практического уровня субстанционального субъекта и объекта, возникающих один из другого, переходящих друг в друга и развивающихся в новое эстетическое качество и меру.


3.

Эстетика в системе гуманитарного знания

В научном познании человека, общества, культуры выделяются три фундаментальные модальности познания:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных