Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методологическая функция эстетики как




науки состоит в том, что ее содержание, принципы, положения могут служить философской основой решения многих теоретических задач смежных философских, искусствоведческих, культурологических областей знания. История эстетики знает множество концепций философского решения вопроса о сущности красоты. Теоретическое знание о сущности эстетического отношения человека к миру может давать способы, приемы, пути познания различных сфер мира, где присутствуют красота и искусство. Тогда те или иные концепции эстетического перерастают в эстетическую методологию, на которой основываются частно-научные области знания, например искусствоведение, художественная критика. Задача современной эстетической науки видится в преодолении монометодологизма и в обращении к историческому богатству эстетических теорий и идей как прошлого, так и современности. Их множественность и методологический плюрализм позволяют целостно и многогранно анализировать явления эстетической теории и практики.

Структура эстетической науки носит развивающийся, не сформировавшийся однозначно характер. Это объясняется, с одной стороны, своеобразием и творческим видением концептуальных эстетических идей того или иного автора, а с другой - достаточно молодым возрастом эстетики, получившей статус науки. В самом общем виде выделим три ее части: история эстетики, теория эстетики, теория эстетического воспитания. Внутри каждой части сложился круг проблем и тем для учебного и научного рассмотрения:

• природа и закономерности эстетической целостности мира и человека в этом мире;

• принципы и нормы эстетической целостности мира и человека;

• формы и типы проявления эстетической целостности мира и человека в природе, обществе, искусстве; ее происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении.

Осваивая их, мы будем все более полно осваивать предмет эстетики - эстетическое и саму эстетику как философскую науку.


Вопросы для повторения темы

1. Традиционное понимание предмета эстетики как науки.

2. Определение предмета эстетики.

3. Эстетика бытия и эстетика как философская дисциплина.

4. Эстетика как философия искусства и наука об искусстве.

5. Научные дискуссии и позиции о категории «эстетическое».

6. Статус и значение эстетики в современном гуманитарном знании.

Литература

Аристотель. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1.М., 1975.

Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М., 1975.

Бычков В.В. Эстетика: Учеб. М., 2002.

Волкова Е.В. Эстетика и искусствознание. М., 1986.

Гегель. Эстетика. Т. 1. М., 1968. С. 99, 124.

Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

Кант И. Критика способности суждения. М., 1994. С. 203, 249.

Кривцун О.А. Эволюция художественных форм: Культурологический анализ. М., 1992.

Лосев А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.

СтоловичЛ.Н. Философия красоты. М., 1978.

Чернышевский И. Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Избр. эстетические произведения. М., 1978.

Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. М., 1995.

Раздел 2

Основные этапы развития эстетической мысли


1.

Античная эстетика

Зо

Предыстория эстетики как науки лежит в мифологии.

Мифология -материнское лоно всего философского знания. "■

В мифе люди искали ответы на эстетические вопросы: что такое красота, откуда она проистекает, что такое искусство, откуда оно пришло к человеку и др. В древнегреческих мифах об Икаре, Орфее, Аполлоне, Афродите и многих других ощущаются образная фантазия, чувственность, эстетические вопросы и зародыши некоторых эстетических мыслей.

В глубокой древности, во времена рабовладельческих культур Древнего Египта, Вавилона, Китая, Индии, также возникали и развивались многие эстетические идеи. Однако наиболее яркую разработку эстетика рабовладельческого

общества получила в Древней Греции. Античная Греция, а позднее Рим отличались богатством политических событий, остротой классовой борьбы, небывалым ранее развитием искусства и литературы. И сегодня человечеству продолжают доставлять глубочайшее эстетическое наслаждение эпос Гомера и Гесиода, архитектура Фидия и Праксителя, скульптуры Полидора и Агесандра, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана. Столь богатый общественно-художественный опыт Древней Греции нашел теоретическое осмысление в философско-эстетической мысли. Ко времени появления первых эстетических концепций искусство Древней Греции достигло высочайшей ступени развития.

Первые античные мыслители - Гераклит, Эмпедокл, Демокрит- рассматривали прекрасное как нечто объективное, присущее космосу. Для них такие материальные свойства мира, как порядок, стройность, гармония, симметрия, были объективной основой прекрасного. Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н. э.) разработал проблему противоположностей, порядкаи меры:

«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим".

Если здесь понятие мера всеобщего характера, то у Демокрита (ок. 460 - 370 гг. до н. э.) она имеет эстетическое содержание: "Прекрасна во всем середина: мне не по душе ни изобилие, ни недостаток... Если превысить меру, то самое приятное станет самым неприятным»2.

Напротив, пифагорейцысоздали первые образы эстетической доктрины идеалистического характера. Последователи школы Пифагора считали, что подобно тому как число отражает суть и природу астрономических явлений, оно лежит и на Земле в основе всех вещей. Познание мира - это процесс познания управляющих им чисел. В гипотезе о музыке, созданной звездами и планетами, уже при-

1 См.: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 44.

2 Цит. по: Лурье С.Я. Демокрит. Л., 1970. С. 375.


сутствовали элементы эстетики, а в учении о душе - элементы психологии. Выраженная в числах гармония и есть закон прекрасного.

Третье философское направление, которое существовало в Древней Греции и оказало большое влияние на будущую эстетическую мысль, представлено в учении софистов. Оно разрабатывало проблемы природы произведений искусства, ремесла, мастерства, совместного эстетического опыта людей. В V в. до н. э. в трудах Протагора, Гиппия, позднее Сократа софисты подвергали критике существовавшую схему мироздания и теории бытия. Протагор заявил, что

«... совместный опыт людей, всего человечества во все времена и повсюду - единственный и подлинный вид познания. Истина - то, что воспринимает и считает истиной человек <...> человек есть мера всех веществ - существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют»1.

Величайший из софистов Сократ(469-399 гг. до н. э.) центр своих интересов связывает с человеком и его практической поведенческой, нравственной деятельностью. Его привлекает человеческая жизнь в обыденном виде и общении. В центре его бесед проблемы блага, политики, искусства. Сам Сократ в молодости был скульптором. Он хорошо знал искусство своего времени, часто заходил в мастерские художников, скульпторов, ремесленников и вел беседы по искусству. Всякая деятельность, учил Сократ, преследует цель. Продукты ее должны учитываться с точки зрения соответствия определенной цели. Прекрасная вещь, по Сократу, - это вещь, пригодная для чего-либо, полезная:




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных