ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Функция эстетического мироотношения,которую несет в себе эстетическое знание, прежде всего связана с отношением к прекрасному. Знание эстетической теории дает возможность, хотя и не гарантирует, человеку оценивать явления мира как прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические. При этом представление о прекрасном, идеал прекрасного выступают своего рода эталоном эстетической оценки. Чувственно-образный и духовно-эмоциональный характер эстетического отношения связан с особой радостью причастности человека к миру и жизни других людей. Эту особенность мы называем эстетическим наслаждением. Г. И. Успенский в рассказе «Выпрямила» замечал, что именно красота дает ощущение «счастья быть человеком». Эстетическое мироотношение может проявляться в производственной деятельности, в научном познании, в быту, в поведении человека. В наиболее яркой форме оно выражено в искусстве. Эстетические знания и искусство формируют, воспитывают, направляют эстетическое мироотношение людей, т.е. можно говорить о ВОСПИТатеЛЬНОЙ функции эстетики. Фактор эстетики при определенных педагогических усилиях может влиять на формирование целостной гармонической личности, которая немыслима без высокой эстетической культуры. Тезаурусная фуНКЦИЯ эстетического знания связывается с особой эстетической грамотностью и образованностью, которая хотя и вырастает на основе постижения историко-теоретическо-го знания эстетики, но одновременно предполагает развитое чувство вкуса, ощущение изящного в искусстве, определенные предпосылки и даже талант эстетического чувствования. Обращение к научному знанию о прекрасном развивает сферу эстетического тезауруса и тем самым способствует образовательно-просветительному и общекультурному развитию личности. Эстетическая теория способна выполнять функции критики, оценивая произведения искусства на основе понимания закономерностей художественного творчества и его восприятия. Художественная критика в ее морфологических художественных модификациях - литературная, музыкальная, театральная и др. - опирается на единые общеэстетические основы. В определенной мере каждый читатель, слушатель, зритель выступает как критик, оценивая те или иные произведения искусства. Другое дело, что эти оценки могут основываться на нашем интуитивном чувстве эстетического удовольствия, а могут содержать научно-теоретическую аргументацию. Эстетика, выступая в практическом применении к анализу произведений искусства, становится критикой. Художественная критика помогает нам осознать эстетическую оценку произведения и теоретически ее аргументировать, доказать. Тем самым эстетическая теория способна решать задачи профессиональной эстетической критики. Эвристическая функция эстетической теории обусловливает принципы эстетической деятельности, первоначально связанные с творческими установками личности. Специальной областью изучения эстетики являются эстетические принципы художественного творчества. Это не означает, что создание шедевров искусства предваряется чтением эстетических трактатов. Однако многие выдающиеся художники вошли в историю эстетической мысли как создатели интереснейших эстетических теорий. Среди них Леонардо да Винчи, Хогарт, Лессинг, Толстой, Сартр и другие. Неверно было бы думать, что в процессе художественного творчества, да и в эстетической деятельности в целом эстетические взгляды людей не имеют значения. Если так, то перед эстетической теорией стоит задача развития эвристики как области теории эстетического творчества, а также задачи, способствующие на теоретическом и практическом уровнях формированию различных творческих индивидуальностей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|