Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Господства разума, век нового метода исследования ума, век философии Декарта.




Это был век новой классицистской парадигмы эстетического знания, созданного путем строгого логического рассуждения в области философии, художественного творчества и критики. Подобно тому как Декарт разрабатывал в философии идеалы ясного и четкого мышления, Корнель, Расин, Буало разрабатывали научный метод, полный четкого анализа, понимания методики, ясности мысли в искусстве и эстетике.

Родиной и образцовым выражением эстетических принципов Ренессанса была Италия.

франция играла аналогичную роль по отношению к искусству XVII вв. в Европе. Художники времен абсолютной монархии во Франции, особенно при царствовании Людовика XIV, развивая традиции Возрождения, создали новое искусство, отличное по содержанию, идеям, стилям. Формировались национальные школы и культура нового времени в Италии (Скарлатти, Вивальди, Берни-ни, Караваджо), во Франции (Пуссен, Лоррен, Давид, Куперен, Ра-мо), в Голландии (Хальс, Рембрандт), Фландрии (Рубенс, Ван Дейк, Снайдерс), Испании (Эль Греко, Веласкес). Формируются многообразные жанровые формы искусства: концерты, оперы, оратории в музыке; пейзажи, портреты, натюрморты в живописи. В отличие от однородных больших стилей прежних эпох (романский, готический, реализм эпохи Возрождения), в XVII в. расцветают два больших стиля искусства - барокко и классицизм.

Расцвет мануфактуры, разделение труда, рост производства способствовали развитию математики, астрономии, физики, философии. Рене Декарт изложил собственную концепцию рационализма в «Рассуждении о методе» (1637), выдвинув требования строгой систематизации, канонов и правил, под которые должна была подводиться вся деятельность разума. В отличие от эпохи Возрождения, состоялась победа регламентирующего начала в политической, экономической и художественной жизни. Рухнула иллюзия о творческой свободе, безграничных силах и возможностях совершенствования человека. Абсолютное государство было той внешней силой, которая подчиняла человека чуждым для него нормам и правилам. В отличие от Античности и Возрождения, человек в искусстве уже не мыслился как свободная личность. Идеи гармонии, целостности, ясности как основ прекрасного рушатся под напором сухого рационализма и методов науки. Человек осознает свою зависимость от общественной среды, законов природы. Искусство запечатлевает настроения тревоги, индивидуализма, психически сложные образы человека и жизни XVII в. Единственным прибежищем и гарантом спасения человека виделся разум.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в трактате «О красоте» положительно оценивает поэзию, в основе которой лежит воображение. Он выделяет три вида поэзии - повествовательную, драматическую и иносказательную. Интересам религии служит последняя. Она пользуется аллегориями, символами и является, по мнению философов, наилучшей. К свойствам красоты Бэкон относит необычность пропорциях. Предназначение искусства видится им в выражении научных истин и моральных идеалов.


Рене Декарт (1596-1650) написал трактат «Компендиум музыки» (1618) и в нем попытался дать свое определение красоты. Он считает, что восприятие красоты сходно с предпочтением одного звука другому и зависит от индивидуальных мнений, случайных ассоциаций. Красоту он связывает с приятными ощущениями, с откликом души на эстетический стимул. Чувство удовольствия и боли у зрителя он объясняет научно на основе собственных теорий физиологических процессов в организме человека. Декарт указывает на сходность поэзии и философии. Он считает, что в обеих областях нужны четкие формы, критерии, правила и предписания. Они нужны, чтобы со вкусом создавать поэзию, живопись, театр, науку. Тогда любой человек, вооружившись знаниями, сможет размышлять, рисовать, сочинять.

Видным теоретиком этого периода был Николай Буало (1636-1711). Свою доктрину он изложил в трактате «Поэтическое искусство» (1674). Многие критики пытались создать правильные методы творчества в искусстве, но только Буало удалось соединить правила разума и божественное вдохновение в поучениях и наставлениях юным поэтам. В первой части трактата он говорит о предназначении поэта и его нравственной ответственности. Во второй части философ анализирует такие жанры творчества, как ода, элегия, баллада, эпиграмма.

Элегия сильна лишь чувством непритворным, Трагедия в слезах рисует скорбь и страх, И, развлекая нас, рыданья исторгает, В пучину горести ввергает1. '

В третьей части Буало дает свое видение комедии и трагедии. В заключение он обращается к поэту, призывая во всем следовать античности, ориентируясь на суровое римское, а не на греческое искусство. Красота слов имеет вторичное значение в сравнении с ясностью мысли.

Считалось, что правила и методы Буало хорошо продуманы и позволяют воплощать в поэзии жизнь и природу.

'Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957. С. 57. 48

Так пусть же будет смысл всего дороже вам, Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам1.

Материалистические тенденции в философских трудах Декарта, Гоббса, Лейбница, Спинозы в эту эпоху очевидны. Однако и влияние ранних античных философских авторов было достаточно сильным, особенно на поле эстетики и искусства. Так, Лейбниц переносит идеи Аристотеля в XVII в. Он считает, что живопись, музыка - это фрагменты совершенного порядка, пропорции и гармонии, «сотворенные богом».

• Философия XVII века по-прежнему слабо интересовалась эстетическими проблемами. Они трактовались классицизмом умозрительно, рационально, методично. Практика искусства классицизма была богаче, чем эстетическое осмысыление этого искусства. Значение эстетических идей эпохи состояло в борьбе за высокое качество формы, точность стиля, ясность искусства.

1 Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957. С. 57.


5.

Эстетика Просвещения

В XVIII в. завершилась ломка всех государственных устоев и понятий старого феодального общества. Зарождались основы нового гражданского общества, образовывались новые политические партии в европейских государствах, развертывалась борьба за эмансипацию человека от абсолютистских феодальных норм и религиозного мировоззрения.

Сфера искусства

И его роль

В жизни общества

Расширялись.

Оно рисовало идеал человека, не скованного в своих индивидуальных способностях и чувствах гражданственности феодальными представлениями. Таковы герои Дефо, Свифта, Шиллера, Гёте, образы Баха, Моцарта.

Выражением кризиса феодализма, его идеологии стало широкое общественное движе-

О

ние, призванное преобразовать общество на путях гармонии природы, разума и демократической цивилизации. Просветители полагали, что преобразование общества должно осуществляться путем распространения передовых идей в области философии, экономики, морали, искусства. Значение искусства в воспитании граждан на принципах разума и справедливости было велико. XVIII век, как век разума, скепсиса, иронии, отличался от рационализма XVII в. Он преодолел сухую геометрическую логику штампа, правил и обратился к реальному человеческому чувству. Цель искусства просветители видели в подражании природе. Посредством чувств, близких естественным добродетелям человека, просветители были устремлены к изяществу, соразмерности, гармонии, завершенности во всех художественных проявлениях - от архитектурных ансамблей до прикладного искусства.

Руссо признавал, что человек велик не только разумом, но и своими чувствами. Интерес к единству разума и чувства породил утопический психологизм портретного искусства Т. Гейнсборо, поэмы в прозе Руссо, философские повести Вольтера, подъем музыки в творчестве Моцарта, Гайдна, Баха. Идея о высоком воспитательном значении искусства характерна как для английских, так и для французских и немецких просветителей. С позиций новых воспитательных ценностей осмысливаются традиционные для философии понятия - прекрасное, возвышенное, гармония, вкус, ощущения и др. Проблемы чувства, красоты, добродетели, удовольствия, конфликта, сущности искусства и многие другие рассматриваются не в традициях античной или возрожденческой эстетики, а новаторски. Так, в Англии в XVIII в. возникает психологическое направление эстетики. В Германии в XVIII в. эстетика впервые получила обоснование в качестве науки благодаря теории Баумгартена. Отныне она стала областью философского знания, рассматривающегося как искусство мыслить о прекрасном. Идеи Винкельмана возвращали безмятежное совершенство греческого идеала красоты. Эстетические воззрения и творчество великих поэтов Гёте, Шиллера также развивали эстетику.

Английские просветители в анализе эстетических проблем руководствовались учением Джона Локка (1632- 1710) о чувственной основе мышления. Английская школа эстетики XVIII в. как новое эстетическое направление, была связана с новым научным методом Дж. Локка. Эмпиризм и сенсуализм Локка способствовали


развитию эстетических идей о «внутреннем ощущении», чувстве, страсти, интуиции. Однако влияние рационалистической французской эстетики Н. Буало было достаточно сильным в Англии. Вот почему эстетические системы Хатчесона, Юма, Берка, Хогарта не порывали радикально с рационализмом XVIII в. Деятельность в области искусства по-прежнему оценивалась сквозь призму канонов и правил суда разума. Так, Давид Юм (1711-1776), хотя и исповедовал новый эмпиризм в искусстве, не порывал в объяснении правил творчества с идеалами Аристотеля.

Антони Шефтсбери (1671-1713) впервые применил термин ощущение как критерий эстетического опыта. Однако он не поддерживал теорию Локка, считая, что зрение и слух доставляют материал разуму. Идея красоты часто соединялась с идеалом не только чувства, но и ума, морали, волей Бога, который заставляет людей восхищаться своими творениями. Эстетическую лестницу форм Шефстбери рассматривает как «прекрасный род духовных детищ». Следовательно, ощущение красоты и подлинные ощущения для философа далеко не одно и то же.

Джордж Беркли (1685-1753) считает, что красота не может быть без божественного провидения. В нем ее первоисточник. Напротив, Давид Юм считает, что красота состоит в приятном чувстве. Удовольствия и страдания составляют сущность красоты и безобразия. Но даже для Юма критерии вкуса, порядка и формы предметов, устанавливаются Богом. Вкус, согласно учению английских моралистов, тесно связан с моральным чувством.

Томас Рид (1710-1796) критиковал локковское направление в эстетике этого периода и предлагал не приписывать чувственные качества предметов самим предметам, а отделять эстетический объект от эстетического субъекта.

Эдмунд Берк (1729-1797) - автор трактата «Философское исследование о происхождении наших идей о возвышенном и прекрасном» (1756 г.) - называл красоту общественным свойством и инстинктом, в основе которого лежит либо сочувствие, либо удовольствие, либо подражание.

Вильям Хогарт (1697-1764) - автор книги «Анализ красоты» (1753) - порывает с неоклассической доктриной ощущений и большое значение придает непосредственной эмоции. Он связывает ее с разнообразием формы, движения. Он пишет, что «точная змеевидная линия» - это высшая степень красоты. Он сравнивает ее вид

с языками пламени. Хогарт подчеркивает значение разнообразия и движения как свойств красоты.

Среди французских материалистов - просветителей XVIII в. выделяются фигуры Батте, Дидро и Руссо. В книге «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (1746) Батте вновь выдвигает античные принципы «подражания природе» как ключ к пониманию искусства. Он считает, что искусство должно изображать людские страсти, показывать близкие нам предметы. Подражание он связывает и с такими широкими понятиями, как вымысел, экс-та!з, стихосложение.

Дени Дидро (1713-1784) развивал идею приближения к природе. В статье для энциклопедии «Beau» («Прекрасное») Дидро определяет красоту как «соотношение»,а также как «то, от чего пробуждается в... уме идея отношений»1. Искусство воздействует на нас своей естественностью, порядком, симметрией, в которых заключается красота.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) не создал новой эстетической теории, но отстаивал возрожденческий принцип природы как модели для искусства. Он высказывался против неестественных вкусов в театре и музыке. Руссо противопоставил естественного человека и человека цивилизации, подвергая последнего критике. Но реализм, например, его музыкальной эстетики в спорах о различиях французской и итальянской музыки звучал классицистски.

Немецкие просветители XVIII в. явились основателями немецкого рационализма и нового искусствоведения. Среди них Баум-гартен, Лессинг, Винкельман, Гердер.

Александр Баумгартен (1714-1762) выделил эстетику в отдельную область знаний и дал определение эстетики как науки. Новизна его точки зрения состояла в том, что хотя порядок и гармония в поэзии и искусстве не столь совершенны, как открытия разума, но они также требуют изучения и объединения в единое целое в рамках философских наук. Поиски Баумгартена предвосхитили эстетическую систему И. Канта. Заслуга Баумгартена состоит в том широком влиянии, которое оказала его эстетика на немецкую поэзию, драму, литературу и критику в целом.

Готхольд Лессинг (1728-1781) известен своим эстетическим трактатом «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (1766).

'ДидроД. Избранные произведения. М.; Л., 1951. С. 377.


В нем он проводит сравнительный анализ живописи, скульптуры и поэзии, а также призывает к очищению немецких эстетических вкусов от напыщенного барокко и к приближению к римской классике. Выдающимся произведением Лессинга была «Гамбургская драматургия». Классицистскую эстетику, господствующую в театре Корнеля, Расина и опирающуюся на аристотельские постулаты трагедии, Лессинг предлагает низвергнуть. В соответствии с новым движением «бури и натиска» он обращается к реализму, самобытности, конкретике образов, добивается на сцене богатства и силы чувств. В 1772 г. вышла в свет «Эмилия Галотти» Лессинга, двумя годами раньше Гёте создал знаменитый роман «Страдания молодого Вертера». Такая литература формировала в Германии новые духовные ценности и идеи. Она была обращена к простому человеку, «мученику мятежному» (Пушкин) и утверждала его достоинство, гордость, сочувствие к его страданиям, обличая филистерство и духовное угнетение.

Иоганн Винкельман (1717-1768) также пришел к выводу о том, что идеал прекрасного у греков основывался на чувстве величия и покоя. Его труды в области античного искусства способствовали формированию интереса к античности. Воплощение подлинной красоты он находит в античных статуях Фидия, Скопаса, Праксителя:

«Поза и жесты античных фигур напоминают человека, который возбуждает к себе уважение и может его требовать и который выступает перед лицом мудрых мужей»1.

Иоганн Гердер (1744-1803) был блистательным критиком и эстетиком, призывавшим к четкому статусу эстетики как научной дисциплины. Место эстетики он видел в области антропологии. С помощью трех основных чувств - зрения, слуха и ощущения - человек познает красоту. Он выступает зачинателем эстетической феноменологии как области разносторонней эстетической чувственности. Метод оценки произведений искусства, характерный для эстетической феноменологии, основывался на познании человеческой природы:

1 Винкельман И.И. Избрананные произведения и письма. М.;Л., 1935. С. 207.

«... Красоту, освобожденную от всего чуждого ей, находящую отклик и ощущаемую во всей ее прозрачной чистоте в душе каждого. Счастлив тот, кто воспринимает красоту именно так! Он посвящен в таинство муз, ему понятны все эпохи, всякие воспоминания и любые произведения искусства; область его ощущений бесконечна, как сама история человечества, она охватывает все века и все школы искусства, и в центре этого необъятного круга - творец и прекрасное»1.

Феноменолого-сенсуалистическая основа учения Гердера соседствует с идеями, где природа не что иное, чем воплощение божества.

• Итак, эстетическая мысль всего Просвещения XVIII в. была достаточно философична. Она базировалась на идее подражания искусства природе, на сенсуалистическом понимании природы эстетического чувства, на критике классицизма, воспитании и просвещении нравственности людей с помощью высокого вкуса в искусстве.

1 Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. СПб., 2000. С. 335.


6.

Немецкая

классическая

эстетика

Сложные исторические и политические события предопределяли интенсивную духовную жизнь Европы. Идеи свободы, равенства и братства привели к Французской революции 1789 — 1793 гг. Наполеоновские войны в Италии, Германии, нашествие на Россию, падение Наполеона, начало «реставрации» и постепенных реформ европейских государств, наконец, новые революционные события в Европе 1848 г. -таковы реалии эпохи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных