Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вкус в системе эстетического сознания. Опыт анализа вкуса в истории эстетики. Эстетическая потребность.




Эстетический вкус – особая психическая способность, психический механизм. Вкус появился если: 1) человек сам может осуществлять эстетическую активность; 2) функциональная оборотная сторона – эстетическая потребность. Если хочется воспринимать мир эстетически, значит, есть эстетический вкус. Функции вкуса: 1) онтологическая – вкус – механизм, который включает эстетическую реальность, сила, актуализирующая для человека эту реальность. 2) семиотическая функция: попав в реальность надо уметь ее читать, вкус – незримый переводчик. 3) ценностно-интерпретационная функция вкуса – вкус – толкователь эстетической содержательности мира. Сила, осуществляющая интерпретацию – вкус.4) оценочная функция вкуса. Вкус – механизм запуска эстетических эмоций, переживаний. Вкус выполняет это функции в считанные мгновения. Эстетический вкус – особая психическая способность через восприятие чувственной формы интуитивно понимать и эмоционально переживать эстетические ценности. Существование и действование вкуса носит бессознательный характер. Главная задача эстетического воспитания – сформировать эстетический вкус. Эстетический вкус: в докантианской эстетике – особенность человека, позволяющая ему понимать эстетические ценности. Эстетика Канта – этапная в исследовании эстетического вкуса – это особая специфическая способность – суждение вкуса. Функции вкуса: 1) онтологическая функция – вкус как сила, обеспечивающая актуализацию эстетической реальности. Вкус создает реальное поле эстетического, в котором субъекту предстоит действовать. Вкус – это и событие и с другой стороны обеспечивает эстетическое событие субъекта. Когда реальность включается, вкус начинает работать дальше; 2) семиотическая функция вкуса: объект как знак эстетической информации, вкус – декодирующее устройство, которое прочитывает формы вещей. Вкус – ключ, чтобы пройти через предметные формы вещей и приблизить эстетический план объекта. 3) ценностно-интерпретационная функция: вкус фиксирует и помогает осознать ценностное качество объекта и одновременно определяет принадлежность этого качества. 4) вкус как механизм, запускающий переживательные особенности восприятия эстетического. Посредством вкуса мы занимаем определенную позицию по отношению к тому, что переживается. Действование вкуса сопряжено с другими элементами эстетического сознания. Эстетическая потребность является одним из состояний эстетического вкуса. Потребность – нехватка, дефицит чего-то, ощущение недостачи, нужда, внутренняя необходимость чего-то. Это состояние всегда переживается человеком, ее ощущает всякий. Это потребность в получении эстетического удовольствия, которое, если однажды испытано, необходимо снова. Информационная потребность – потребность психики и деятельность на основе психики. Когда у ребенка формируется эстетическая потребность, он уже носитель эстетического вкуса. Потребность оказывается непосредственным функциональным продолжением и обнаружением вкуса. Потребность выступает энергетическим, силовым аспектом эстетического сознания. Она стимулирует эстетическую активность, запускает работу всех элементов эстетического сознания.

 

Содержание и роль ценностных эталонов, эстетических идеалов и эстетических чувств.

Эстетический эталон (содержание эст. культуры, хранится в памяти культуры) – они только на определенном уровне развития становятся представленными, т.е. эстетический эталон – как бы архетип (Юнг) – коллективный опыт, закрепленный в традициях. Ценностные эталоны формируются через приобщение человека к культуре, в которой он живет, затем их развивает, индивидуализирует, дополняет. Осмысление эстетического восприятия базируется на эталонах – это безотчетные матрицы (архетипы) – изначально все эстетическое восприятие опирается на них. Эталон – сюда попадает не все, но подходящее под систему эстетических значений, ценностей, которая базируется на системе прошлого опыта, системе представлений. Эталон, как матрица, не нейтрально опознают предмет, но обладают нормативностью, владеют человеком. Норма дана в имплицитном плане, т.е. носит характер индивидуального, личностного. Система индивидуальных эталонов существует в рамках системы общественных эстетических ценностей, эталонов, а общество, группа осознает себя идеологически через моду, СМИ и т.д. Закон иерархизации ценностей – играет важную роль в формировании эталона. Без этого порядка невозможно осмысленное бытие, хотя строгая иерархия не противоречит разнообразию. Антиценности тоже входят в систему, а о человеке. Который придерживается их, говорят, что у него дурной вкус. Эталоны и система ценностей – организационная функция, систематизируют отношения в обществе. В любой культуре есть контркультура, когда люди демонстративно противопоставляют себя эталонам, принятым в обществе. Эстетический идеал – образ, который предельно обобщен, он ориентирован на глобальное видение вещей. Глобальность – образ необходимого, должного желанного совершенства, т.е. каким можем быть и должен быть объект. Особенность эстетического идеала – чувственно-выразительная сторона мира, которая предстает в предметно-наглядном выражении. У человека идеал материализуется в конкретном предмете. Но реальность не может совпадать с идеалом → он работает как некий бессознательный абсолют. С эстетическими эталонами связаны эстетические интересы или эстетические ценностные ориентации. Интересы – структура, размыкающая эстетическое сознание человека вовне, некая система устойчивых интенций сознания, которая реализуется в стремлениях человека. Интерес к прекрасному. Эстетический интерес в содержательном плане продолжает систему эстетических эталонов, нам интересно то, что мы знаем. Интерес превращает эталон в некую цель эстетической активности. Интерес – связующий параметр эстетического отношения. Функциональное значение эстетического интереса – перевод потенциальной активности субъекта в актуальную. Эстетические чувства – субъектная возможность переживания, это определенное продолжение ипостаси эстетического вкуса. Эстетические чувства – потенциальны, они актуализируются в процессе переживания, они сверхситуативны; в этом смысле они априорные, доопытные. Чувства – устойчивая программа возможных эстетических переживаний. Чувства существуют как определенная эмоциональная предрасположенность человека переживать те или иные вещи определенным образом. Это некоторые устойчивые эмоциональные отношения, актуализирующиеся в определенных ситуациях.

 

10. Прекрасное: сущность, содержание и значение.

Главная эстетическая ценность – прекрасное и красота – исторически первая ценность. Реакция на красоту целиком состоит из положительных эмоций: приятия, восторга. На уровне объекта это связано с тем, что красота – положительная значимость мира для человека. Любая эстетическая ценность несет цель гармонизации мира и человека. У красоты это связано с ее сутью. Несколькими категориями можно раскрыть сущность отношений, из которых вырастает красота:1)соразмерность объекта потребностям и возможностям субъекта, освоенность мира для человека, соответствие мира и человека; 2)гармония; речь идет не о гармонии самого объекта, а о гармоническом единстве человека и действительности. Единство мира и человека. Мир как нечто доступное, подручное человеку. Красота – эстетическое выражение этого. 3)свобода – мир прекрасен там, где есть свобода. Красота – это символ свободы. Там, где исчезает свобода, исчезает красота. 4)человечность – красота благоприятствует развитию человека, полноте его существования психической, духовной. Красота – некий оптимум мира и человека. Красота – эстетическая ценность, выражающая оптимальную человечность мира и человека. Это сущность, общая ситуация. В красоте находит выражение вечно желанная ситуация гармонии и свободы. И человеку всегда будет мало красоты. С другой стороны, красоты никогда не бывает много, и обретение ее трудно. Человек – динамично развивающееся существо и никогда не бывает достаточно красоты. Сам человек разрушает миг гармонии, ибо он двигается всегда, устремлен к новой гармонии, и это через дисгармонию. Красота трудна и человек должен много работать, чтобы миг красоты получить. Конкретное выражение сущности красоты: основа – это объект, но открывающийся субъективности человека, и его свойства необходимы с точки зрения того, что нужно человеку. Красота – нечто воспринимаемое, психологическая и информационная соразмерность объекта и субъекта. У человека есть определенные психические силы, с помощью которых он воспринимает форму, смысл. И как бы ни были они сформированы, то, что соответствует этим силам не рождает противоречия в восприятии красоты. Не всякие соразмерные человеку вещи прекрасны. Следующий класс предпосылок – форма. Нет абсолютной формулы формы. Простая формула – совершенство форм – условие красоты. И это совершенство базируется на практическом опыте людей. Совершенство форм – практическая оптимальность этих форм. Эта оптимальность формы, хотя и связана с формой, но имеет природное существование. Прекрасное и красивое, красивое и значит эстетически совершенная форма, прекрасное предполагает и качество содержания. И здесь особые категории: изящное – совершенство конструкции, выражающее ее легкость, стройность, «худое». Эстетическое сознание – культивирование формального отношения к красоте. Прекрасное в человеке – здесь содержание прекрасного – социально-значимые качества человека: деятельностные, психологические. Калокагатия у греков – прекрасно-доброе. Прекрасное выше красивого. Красота Квазимодо в отличии от Феба. Для романтика Гюго красота Квазимодо выше. Человеческое – главная основа красоты. Нравственные качества как основание красоты: отзывчивость, чуткость, доброта, теплота души. Самое прекрасное – это доброе, со злобным, враждебным началом человек жить не может.

 

11. Возвышенное: сущность и специфика эстетического освоения.

Возвышенное часто отождествляется с красотой в ее большой концентрации. Есть сферы, где явление возвышенно, но не прекрасно. Есть и представление, что возвышенное связано с большими размерами. Не всегда возвышенное проявляется в количестве. возвышенное – вопрос качества. Мир человека задан радиусом его собственной деятельности. Все, что внутри круга, освоено человеком, но человек постоянно преодолевает границы, которые себе полагает, и он не только замкнут, но и разомкнут в мире. Он попадает в зону за пределами обычных формальных возможностей человека, зону, которую он не знает как замерить. От этой зоны у человека захватывает дух. Суть возвышенного – те стороны действительности, которые несоизмеримы с нормальными человеческими возможностями и потребностями, которые воспринимаются как что-то безмерное и бесконечное. Возвышенное безмерно, несоизмеримо, много превосходит простые человеческие возможности. И у человека начинает биться сердце. В возвышенном важно не только чувственное прикосновение, как в прекрасном, но и воображение, ибо возвышенное безмерно. Море, океан, то, что человек не может исчерпать – пример такой силы, которую человек не может соотнести со своей силой. Сила, которая бросает вызов обычному человеку. В прекрасном человек меряет собой окружающий мир, а в возвышенном человек меряет себя абсолютами окружающего мира. Абсолют антипод всего относительного, он безотносителен. Возвышенное – абсолютное в относительном мире. Прекрасное – однородность, непротиворечивость, переживаемая эмоционально. Возвышенное – психологическое противоречие, которое нужно разрешить духовным усилием. Огромные силы и новые горизонты, которые открываются человеком. В эстетическом сознании во внутреннем борении побеждает позитивное начало, мы взлетаем вверх, мы парим над землей, и начинаем испытывать высокую взволнованность души, в которой мы ощущаем свою бессмертность. Человек прорывается в бесконечность. Вершина восприятия возвышенного – приобщение к небесам и чувство совпадения с бесконечным. Прекрасное и возвышенное дополняют друг друга. Человеку нужны два мира – домашний и утверждающий, возвышающий его.

 

Бытийные истоки и содержание трагического.

Не следует путать трагическое в обыденном словоупотреблении и эстетическое трагическое. Необходимо определить содержание с одной стороны и обязательные условия осуществления содержания, форма освоения. В трагическом эта форма имеет особое значение. Ибо в этой форме только рождается эстетический эффект трагического. Не всякие неприятности включаются в трагическое. И не всякая гибель трагична. Бывают в жизни ситуации, когда смерти нет, но есть – трагическое. Какие-то утраты – непосредственная данность трагического. В прекрасном и возвышенном мы обретаем мир, в трагическом – утраты человеческих ценностей, и это могут быть и материальные ценности. И все-таки, не каждая утрата трагична. Сама трагедия определяет масштаб тех ценностей, которые мы теряем. Не все слезы трагичны. В основе трагического – утрата ценностей, фундаментально значимых для человека. Утрата этих ценностей – надлом человеческого бытия в самых сокровенных своих качествах, и пережить эти утраты невозможно. Например: 1.Утрата Родины. 2.Утрата своего дела, по-существу, жизни. Дела, без которого человек не может жить. Невосполнимая утрата. 3.Утрата истины – ценности, без которой люди не могут жить. Люди не могут жить во лжи. Добро, чистая совесть – ценности такого же плана. Смысл жизни – то последнее, интимное, что связывает нас с бытием. Тогда, когда он есть, стоит жить. Ситуация утраты возможностей общаться с другим человеком – утрата смысла жизни. Когда утрата случайна – нет трагического. Случайность – то, в чем невозможно ориентироваться. В трагическом для человека открывается правда жизни, и это то, что мы с неизбежностью не только открываем, но и теряем. Посредством трагического мы становимся вровень с закономерностью бытия. Случайность вариативна, закономерность устойчива. Трагическое ведет а утрате самого дорогого, что есть у нас. Искусство трагедии как жанра и мелодрама: мелодрама – все случайно, все события обратимы (заменимы), торжество злодеев временно, трагедия – все закономерно, гибель неизбежна. Мелодрама - мы получаем мало что в духовном плане, трагедия – глубокое духовное переживание. Причины трагического: противоречия бытия человеческого, противоречия, которые не могут быть мирным образом разрешены, их еще называют антагонизмом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных