Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специфика эстетической ценности и объекта эстетического отношения.




Начать нужно с различий эстетических и утилитарных ценностей. Первое различие – субстратное. Утилитарная ценность – это ценность материальная по своему основанию: она складывается, формируется, реализуется на материальном уровне. Эстетическая ценность – ровно противоположна: это ценность идеальная, она и складывается и реализуется в пространстве между бытием и сознанием. Красота существует для сознания. Эстетическая ценность обобщает и жизненное содержание, но стать эстетическим можно только для сознания и через сознание. Для эстетики – существовать, значит, быть воспринимаемым, поэтому, неосознаваемых эстетических ценностей не бывает. Эстетическая ценность духовна. Духовный – не просто существующий для сознания, но имеющий основание в потребностях сознания. Эстетические ценности, как и все эстетические отношения, рождаются, во-первых, в ответ на потребности гармонизации. Люди непосредственно, ценностно-эмоционально гармонизируют отношения с миром. Объект отношения – чувственный мир, мир, в котором я непосредственно живу, мир, который гармонизирует эстетическое отношение. Духовность эстетических ценностей и означает их связь с фундаментальными потребностями сознания. Вторая важная характеристика духовности – неутилитарный характер духовной ценности, противоположность утилитарной ценности. Неутилитарный означает, что объект выступает как самоценность, ценный сам по себе, а не потому, что удовлетворяет какой-либо потребности. Ценность в силу самого существования, это и означает самоценность. Поэтому активность субъекта здесь – это созерцание, под нашим любящим взором ценность становится значима. По мере становления эстетического компонента культуры, люди учатся видеть мир эстетически, формируется способность видеть существование индивидуальности в ее полноте. Эстетическое оказывается функцией целостности объекта. Другая сторона – это значение закрепляется как сверхпредметное. У Платона появляется категория «красота», красота как нечто вообще, как нечто универсальное: признак, связанный с объектом, но больше, чем сам по себе. Мировоззренческий потенциал эстетического отношения: эстетическая ценность не только принадлежит миру, но становится «пропуском» в мир, включает нас в широкий онтологический контекст – это становится основанием искусства. У животных нет мира, но есть окружение. У человека есть мир. Эстетическая ценность говорит больше, чем в себе заключает, она символична, говорит о больших смысловых пространствах, частью которых оказывается этот объект. Культура – мир человека, человеческой деятельности, которая входит в наше сознание через части, детали, эстетическое переживание этих частей. Эстетическая ценность задействует целую систему эстетических свойств: часть и целое, динамику и статику. И мы должны найти такое измерение объекта, которое сочетает все это. И это измерение – форма, понятая в данном случае как строение объекта, совпадение его с чувственным обликом. В то же время, форма несет смысл за пределами непосредственной чувственности. Форма не равна внешнему, не равна структуре (связь элементов). Форма в ее овнешненности и чувственной данности – вот что носитель эстетической ценности. Там, где эстетическое, там мир форм. На самом деле, форма всюду – и всюду мы находим эстетическое. Форма – источник, питающий эстетические ценности. Форма имеет универсальное значение в жизни человека: и практические, и ментальные функции связаны с формой. Форма и носитель, и содержание самой эстетической ценности. Объект – материален, эстетическая ценность – духовна, т.е. она раскрывается особым способом – знаковым отношением, и раскрывается таким образом, что объекты становятся текстами. Т.е. носитель эстетической ценности - знаковая форма, которая прошла определенную культурную практику, определенный культурный опыт. Эстетический объект – единство выражаемого и выражающего, духовное раскрывается через материальное. Эстетический объект – чувственный объект, взятый в целостности. Эстетическая ценность – ценность неутилитарная, постигаемая через созерцание, самодовлеющая, самоценная и символическая. Эстетическое отношение – единство объекта и ценности, единство знака и значения, порождающее определенное переживание, способ ориентации и самоутверждения человека в мире.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных