Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетика как философская наука. Предмет и объект эстетики.




Духовная родина эстетики, ее органическое пространство – философия, хотя до 1 трети ХVIII в. эстетика не знала, что она эстетика. Проблематика и постижение эстетической проблематики существует в древности, но осознание особости задач эстетики возникло только в ХVIII веке. В 18 веке Баумгартен выделил эстетику как сферу философии. 3 сферы духовности Баумгартена: 1) рациональное отношение человека к миру (разум) - логика. 2) поведение человека в мире (воля) – этика. 3)чувственное познание человека к миру (чувство)- эстетика. Философия этим тоже занимается, начиная с ХVIII века, но слова, раздела философии не было. И здесь Баумгартен обращается к др. греч. «эстезис» - чувственный. Эстетика – философия чувственного познания. Высшая форма чувствования – чувство красоты, а высшая форма красоты – искусство. Таким образом, он включил в эстетику и сферу эстетического, и сферу художественного. С этого момента эстетика и существует. Окончательное ее становление произошло у И. Канта. Объект эстетики – реальные части мира, на которые направлено познание. Что я хочу познать в объекте – предмет. 4 уровня субъекта: 1) эстетические явления действительности: прекрасное, безобразное, комическое, трагическое. Эстетика пытается понять природу этих явлений: откуда они, каков онтологический статус этой реальности, в чем сущность этой реальности, в чем специфика эстетической реальности и конкретных ее проявлений, таких, как красота, например. 2) Эстетическая субъективность (связь явлений с сознанием человека) – эстетическое сознание. Нет 1 без 2! Постигать природу эстетического бытия не опираясь на природу эстетического сознания – невозможно. Для эстетики важно выразить категориально неразрывность эстетического бытия и эстетического сознания → в эстетике появляется ключевая категория – категория эстетического отношения, объясняющая интегрирование 1 и 2 уровня. 3) эстетическое отношение – закономерности, универсалии → эстетическая практика (начинается украшение быта, повседневных предметов). В современности – дизайн. 4) искусство. На протяжении веков искусство мыслилось как форма эстетического отношения к миру, культивирование способности созидать красоту. Искусство – система художественной деятельности человека и продуктов этой деятельности. Ключевая категория, на которой базируется современная эстетика – художественное. Эстетика и пытается понять, что есть искусство? Искусство – система видов искусства. Эстетика занимается не видами, а искусством вообще. Без конкретики, эстетика учитывает универсальный опыт искусства: разных эпох и разных видов. Философичность эстетики: 1)эстетика мыслит реальность в мировоззренческих системах отсчетов: человек – мир; и это система представлена фундаментально и универсально. 2) язык эстетики – язык предельных терминов (субъект, объект, материальность). 3) стремление эстетики к описанию, объективированию мира человеческих ценностей. Эстетика всегда личностная деятельность, но в рамках эпохи. Эстетика – философская наука об общих основаниях и закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком.

 

2. Проблема природы эстетического: основные философско-эстетические подходы.

Эстетика – философская наука об общих основаниях и закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком. Эстетическое – фундаментальная категория эстетики. Эстетика ставит вопрос, что из себя представляет прекрасное, какова их природа, каков онтологический статус (реальность). И это является ключевым, базовым вопросом эстетики. 3 признака эстетических качеств: 1) Эстетические явления обязательно имеют чувственный характер, они не открываются умозрению. Красота открывается при непосредственном контакте. Ни рациональным, ни мистическим (религиозным) умозрением эстетическое не понять. 2) Это чувственные свойства, которые непременно переживаются; до и после переживания мы не имеем дело с эстетическим явлением. Эстетические явления неразрывны с переживанием, за пределами переживания они становятся абстракцией. Но эстетическое переживание должно быть чувственным и эмоциональным. 3) эстетические свойства связаны с переживаниями, которые носят неутилитарный характер. Эстетическое – средство для обозначения специфики реальности, которая включает свойства объекта, реакции субъекта. Эстетика дает ответ на вопрос как эта реальность существует? Эстетическое – особое качество, которым обладают явления, принадлежащие к этой реальности. Цель эстетики – сущность эстетического, откуда оно возникает. 3 подхода: 1) натуралистическое понимание: эстетическое – материальное свойство (природное) окружающего мира → эстетическое не зависит от субъекта, оно очевидно. Слитность эстетического и природных свойств объекта – исток иллюзии, что сознание отражает бытие, которое не зависит от сознания, что эстетическое материально, объективно, независимо от сознания. Но эстетическое не объективно, а субъективно. Одни объекты для разных субъектов или в разное время имеют разное эстетическое значение. Эстетическое свойство не сводимо только к объекту. 2) объективный идеализм: эстетические свойства объективны, но их источник, природа – не в самой материи, а то объективное божественное начало, которое в природе материи. Не сами вещи прекрасны, но божественное начало прекрасно. Эстетическое качество – не сущность само по себе. Эстетическое – выражение духовного в материальном. Эстетическое связано с выразительностью, эстетическая реальность задействует такое важное свойство как выразительность.3) субъективно-идеалистический подход (Кант). Эстетическое рождается субъектом. Объекты сами по себе не прекрасны. Не безобразны, т.е. эстетическое рождается в восприятии. Неразрывная связь эстетических свойств и их переживаний. Эстетическое – способ восприятия мира человеческим сознанием.
всеобщий характер эстетического: человек, приобщаясь к культуре усваивает эстетическое, это не чисто субъективное, а над-индивадуальное. Над-индивидуальное – как обобщение индивидуальных опытов восприятия эстетического. Эстетическое зависит от объекта и субъекта → нужна теория, которая может это объяснить: эстетическое производно не от субъекта или объекта, а от того, где субъект и объект зависит друг от друга, где они имеют связь, т.е от отношения между ними. Т.о.эстетическое производно от отношения субъекта и объекта – реляционистские теории. Эстетическое – особое отношений субъекта и объекта. Эстетические свойства только те, которые существуют через отношение субъекта и объекта. Диспозиционные свойства – существуют в возможности: если будет отношение объект м.б. красивым если появится субъект. Эстетическое отношения относятся к разряду ценностных отношений.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных