Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




На основе структуры соревновательной деятельности разрабатываются модельные характеристики, отражающие ее количественно-качественные показатели. Достижение к моменту основных соревнований модельных уровней обеспечивает во многом запланированный спортивный результат.

Модельные характеристики соревновательной деятельности служат основой при разработке модельных характеристик по уровню подготовленности волейболистов и моделей структурных образований процесса подготовки (например? тренировки).

Высший уровень модельных показателей соревновательной деятельности составляют показатели сильнейших волейболистов мира в крупнейших международных соревнованиях. На основании этих данных разрабатываются модельные характеристики для кандидатов в сборную команду СССР, которые, в свою очередь, являются основой для волейболистов команд высшей лиги. Модельные характеристики волейболистов высших разрядов служат основой для модельных уровней юных волейболистов в системе многолетней подготовки спортивных резервов. Можно выделить следующие показатели модельных характеристик соревновательной деятельности в волейболе.

Показатель первый - результаты соревнований, интегрально (целостно) отражающие суммарные итоги процесса подготовки волейболистов. Этот показатель связан с первым компонентом структуры соревновательной деятельности.

Показатель второй - количественный и качественный состав тактических действий - командных, групповых и индивидуальных - в нападении и обороне, способы комплектования команды, загрузка зон при атаке (второй - четвертый компоненты структуры соревновательной деятельности).

При комплектовании игрового состава сильнейшие команды придерживаются двух способов: 5+1 (пять нападающих и один связующий) и 4+2 (четыре нападающих и два связующих), первый преобладает. Из нападающих два должны хорошо выполнять Удары с низких передач (первым темпом), два - со средних и высоких передач (вторым темпом). При системе 5+1 по диагонали со связующим располагается универсальный нападающий, хорошо владеющий навыком второй передачи. При системе 4+2 связующие должны уметь хорошо нападать и блокировать. Тенденция развития волейбола состоит в усилении универсализации игроков, чтобы в соответствии с требованиями игры они качественно могли участвовать в реализации всех тактических действий.

Применение тактических систем нападения сильнейшими командами: с выходом игрока задней линии к сетке (до 50%), через игрока передней линии (до 40 %), с первых передач и откидок (до 10 %).

Применение сложных тактических комбинаций в нападении (планируются в процентах от качественного приема подачи и в доигровке): всего комбинаций - не менее 50 %, из них треть с атакой первым темпом и две трети - вторым темпом. В мужских командах эти показатели выше, чем в женских.

Использование (загрузка) зон при атаке: зона 4 - до 40 %, зона 3 - до 35 %, зона 2 - до 25 %. В мужских командах количество атак из зоны 3 несколько больше, а в женских больше загружена зона 2. Установление модельных заданий по использованию зон в атаке служит важным ориентиром в подготовке волейболистов и ведении соревновательной борьбы.

Модельные задания по индивидуальным тактическим действиям в нападении для связующих определяются по количеству передач на удар без блока и при одном блокирующем, для нападающих по количеству успешных действий против одного блокирующего и против группового блока.

Модельные задания по тактике защитных действий сводятся к тактическим системам, взаимодействиям игроков при блокировании, игре в защите в поле и на страховке. Конкретно и количественно модельные задания не устанавливаются, так как защитные действия зависят от нападающих действий (по разновидности и количеству). Однако учет и оценка их производится по ходу развертывания соревновательной борьбы и после ее окончания.

Показатель третий - приемы игры и их эффективность в соревнованиях (пятый компонент структуры соревновательной деятельности). Модельные уровни устанавливаются по подаче, приему подачи, нападению (нападающему удару и второй передаче у связующих), блокированию, защите (в глубине площадки).

Подача: выигрыш очков - до 10 %, затруднение приема подачи сопернику - до 50 %, ошибки - до 5 %.

Прием подачи: качественный (на "4" и "5" по пятибалльной оценке) - до 80 %, ошибки - до 10 %.

Нападающие удары: выигрыш - 50%, проигрыш - до 10 %, эффективность - 40 %.

Вторая передача: передачи на удар без блока - до 5 %, передачи на удар против одного блокирующего - до 20 % (женщины) и до 30 % (мужчины), ошибки - до 2 %.

Блокирование: выигрыш - до 15%, касание мяча, удар смягчен - до 30 %, проигрыш - до 30 %.

Защита (в глубине поля) - до 60 % мячей должно быть сохранено в игре, то есть не проиграно.

Показатель четвертый - уровень специфических физических качеств (шестой компонент структуры соревновательной деятельности), которого должны достичь волейболисты к моменту соревнований. Для примера приводим показатели скоростных и скоростно-силовых качеств.

Бег к шести точкам (92 м) волейбольной площадки: 22 с (мужчины), 24 с (женщины), при этом у связующих показатели устанавливаются на 0,5 с лучше по сравнению с нападающими.

Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами: 60-65 см (женщины), 85-90 см (мужчины), при этом у нападающих показатели устанавливаются выше.

Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами: 70- 75 см (женщины), 95-100 см (мужчины), высшая точка касания рукой для женщины 300 см, для мужчин 340 см.

Показатель пятый - уровень психических качеств и свойств личности волейболистов (седьмой компонент соревновательной деятельности) .

Данные мотивации достижений, выраженности волевых черт характера, сенсомоторных реакций (простой, выбора, на движущийся объект), распределения внимания, чувства времени, по способности и взаимодействию и др.

Показатель шестой - уровень функциональных возможностей и морфологических признаков.

Данные физической работоспособности по PWC170 (кгм/мин/кг веса), аэробная производительность (Ог мл/мин), анаэробная производительность (сдвиг рН крови), пропускная способность зрительно-моторной системы, точность воспроизведения мышечных усилий, длина тела (см), масса тела (кг), мышечная масса (в процентах массы тела), жировая масса (в процентах массы тела). Длина тела нападающих 180-190 см женщины, 195-200 см мужчины и связующих соответственно 175-180 см и 190-195 см.

Показатель седьмой - возраст волейболистов на момент соревнований.

Из 12 спортсменов 3-4 человека 28 лет и старше (ветераны), 4-5 человек 24-27 лет и 3-4 человека 23 лет и моложе. Возраст волейболисток соответственно на 2 года меньше. Связующие, как правило, представлены в старшей группе и в числе молодежи.

Речь до сих пор шла о модельных характеристиках волейболистов высших разрядов. На их основе и с учетом данных наблюдений на соревнованиях юных волейболистов 13-20 лет разрабатываются модельные характеристики спортсменов в возрастном аспекте - на весь период многолетней подготовки, где они играют важную роль в управлении этим процессом.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных