Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОШКОЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ




ГИГИЕНА.

ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ

ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

ЧИТА - 2013

 

УДК 613 - 053

ББК 51.2

Михайлова Л.А.Гигиена. Частные вопросы гигиены детей и подростков. Учебное пособие/ Л.А Михайлова, О.А. Тихоненко, Э.С. Томских. – Чита : ИИЦ ЧГМА, 2013. - 101 с.

 

 

В учебном пособии представлены гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и эксплуатации дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также рассмотрены принципы организации медицинской помощи и учебно-воспитательного процесса в школах. Данный материал необходим для подготовки к практическим занятиям по гигиене детей и подростков.

Данное пособие предназначено для студентов IV курса педиатрического и лечебно-профилактического факультетов.

 

Рецензенты:

Заведующий кафедрой педиатрии ФПК и ППС ГБОУВПО ЧГМА, д.м.н., доцент В.А. Щербак;

Начальник отдела социально-гигиенического мониторинга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю Н.М. Бурлака;

 

 

© Михайлова Л.А., Тихоненко О.А.,

Томских Э.С. 2013

ГБОУ ВПО ЧГМА, 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие
Список сокращений
1. Гигиенические требования к дошкольным организациям……………
1.1. Гигиенические требования к земельному участку…………………….
1.2 Гигиенические требования к зданию……………………………………
1.3 Гигиенические требования к мебели и оборудованию ……………......
1.4 Гигиенические требования к санитарно-техническому оборудованию…...
2. Гигиенические требования к общеобразовательным учреждениям……
2.1 Гигиенические требования к размещению и планировке земельного участка…………………………………………………………………………  
2.2 Гигиенические требования к планировке здания………………………
2.3 Гигиенические требования к мебели и оборудованию……………
2.4 Гигиенические требования к санитарно-техническому оборудованию
2.5 Гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса в школе……………………………………………………………  
3. Организация медицинской помощи детям в образовательных учреждениях ………………………………………………………………….  
Тестовые задания……………………………………………………………..
Эталоны ответов………………………………………………………………
Рекомендуемая литература………………………………………...

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие «Гигиена. Частные вопросы гигиены детей и подростков» составлено в соответствии с требованиями примерной программы и учеб­ного плана медицинских вузов и предназначено для подготовки к практическим занятиям по разделу «Гигиена детей и подростков» для студентов IV курса педиатрического и лечебно-профилактического факультетов.

Проблема охраны здоровья детей и подростков является одной из наиболее актуальных, так как именно состояние здоровья детского населения определяет перспективы формирования жизненного, репродуктивного и трудового потенциалов нации. Эта проблема приобретает еще большую актуальность в сложившейся демографической ситуации. Состояние здоровья формируется под влиянием различных факторов и является интегральным показателем благополучия нации.

Нормальное развитие детского организма идет при непрерывном взаимодействии с факторами среды обитания, среди которых немаловажную роль играют медико-биологические и социально-гигиенические условия. Учитывая постоянный рост и развитие детского и подросткового организма, а также возможность адекватной реализации заложенного потенциала, особое внимание заслуживает среда, окружающая ребенка. Соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к размещению, планировке, набору помещений, организации учебно-воспитательного процесса, наличию соответствующей мебели и оборудования в дошкольных и общеобразовательных учреждениях в значительной степени способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Пособие ставит своей задачей помочь студентам в подготовке к практическим занятиям по гигиене детей и подростков. В настоящее время важным является формирование у студентов нового типа мышления, отвечающего требованиям профилактической медицины. Материал, изложенный в учебном пособии, позволит сформировать у студентов необходимый уровень знаний о гигиенических требованиях, предъявляемых к дошкольным и общеобразовательным учреждениям.

Настоящее учебное пособие создано на кафедрах гигиены и педиатрии: заведующей кафедрой гигиены, к.м.н. Михайловой Л.А., доцентом кафедры педиатрии к.м.н. Тихоненко О.А., ассистентом кафедры гигиены Томских Э.С.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

дБА – децибел

ДДУ – детское дошкольное учреждение

ДОУ – детское образовательное учреждение

КЕО – коэффициент естественного освещения

лк – люкс

СанПиН – санитарные правила и нормативы

с.ш. – северная широта

ТСО – технические средства обучения

ТЭЦ – теплоэлектроцентраль

ЦНС – центральная нервная система

 

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОШКОЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

К дошкольным организациям относятся организации следующих типов:

- детский сад;

- детский сад для детей раннего возраста;

- детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;

- детский сад присмотра и оздоровления;

- детский сад компенсирующего вида;

- детский сад комбинированного вида;

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей;

- центр развития ребенка - детский сад.

В зависимости от длительности пребывания детей дошкольные организации могут быть с кратковременным пребыванием (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10 часов в день), полного дня (12 часов в день), продленного дня (14 часов в день) и круглосуточным пребыванием детей.

Гигиенические требования к дошкольным учреждениям регламентируются СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Проектирование и строительство детских организаций осуществляется с учетом следующих гигиенических принципов:

1) групповая изоляция в здании и на земельном участке организуется в связи с высокой восприимчивостью детей к инфекционным агентам. Согласно принципа групповой изоляции каждая группа должна иметь полный набор помещений в здании и групповую площадку на участке;

2) создание оптимального воздушно-теплового режима в помещениях необходимо в связи с относительно высокой скоростью обмена веществ при одновременном несовершенстве процессов терморегуляции;

3) обеспечение достаточного естественного освещения и инсоляции необходимо в целях профилактики заболеваний органов зрения, так как у детей дошкольного возраста не закончено формирование зрительного анализатора, а выполняемая зрительная работа достаточно велика;

4) создание оптимальных условий для организации рационального питания;

5) рациональная планировка земельного участка позволяет удовлетворить большую потребность детей в движениях.

 

1.1 Гигиенические требования к земельному участку

1.1.1 Гигиенические требования к размещению

Здания дошкольных организаций должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, аэропортов. Отдаление от шумных, пыльных магистралей с интенсивным движением транспорта, от промышленных предприятий, рынков и т.д. является существенной предпосылкой предупреждения повышенных уровней шума и загрязнения воздуха территории детского учреждения. Уровень шума на участке для вновь строящихся детских учреждений не должен превышать 45 дБА.

Дошкольные организации должны располагаться на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, в пределах пешеходной доступности (в городах - не более 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах – не более 500 м) от места жительства.Допускается для сельских районов радиус пешеходной доступности до 1 км. Для районов Крайнего Севера, горных и южных районов радиус пешеходной доступности допускается снижать в 1,5 раза.

От границы участка дошкольной организации до проезда должно быть не менее 25 м. При размещении зданий должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых территорий.

Здания дошкольных организаций могут быть отдельно стоящими, пристроенными к торцам жилых домов, встроенными в жилые дома и встроено-пристроенными к торцам жилых домов. Возможно совмещение дошкольных организаций с общеобразовательными учреждениями в единый комплекс (детский сад-школа).

Земельный участок используется для разнообразной деятельности детей на протяжении 3 ½ - 4 часов в холодное и 7-8 часов в теплое время года. Он предназначен для игр, занятий и отдыха детей, что способствует укреплению здоровья, нормальному росту и развитию. Особенности реактивности детей дошкольного возраста, недостаточная регуляция в системе гипоталамус – аденогипофиз - кора надпочечников, заинтересованной в реакциях адаптации, относительно низкая сопротивляемость организма и вследствие этого повышенная заболеваемость диктуют необходимость обеспечения изоляции каждой группы. В связи с этим организация земельного участка подчиняется принципу групповой изоляции.

1.1.2 Гигиенические требования к планировке

Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади территории, свободной от застройки.

Зеленые насаждения снижают запыленность воздуха, адсорбируя вредные вещества, уменьшают бактериальную загрязненность воздуха, так как являются источником выделения в воздух фитонцидов. Они благоприятно влияют на микроклимат территории (в жаркое время года снижают температуру, увлажняют воздух, ослабляют ветер). Кроме того, зеленые насаждения снижают уровень шума на территории и влияют на интенсивность солнечного излучения.

В площадь озеленения участка включаются площадь зеленых насаждений газонов, цветников, огорода и травяное покрытие групповых и физкультурных площадок. Также зеленые насаждения используют для отделения групповых площадок друг от друга, и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны. Кроме того, участок должен иметь по периметру полосу зеленых насаждений. Во избежание излишнего затенения помещений рекомендуется высаживать кустарник не ближе 5 м от здания, а деревья – не ближе 15 м. Не следует использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками.

Проезды, дорожки обеспечивают связь между отдельными зонами участка, а также необходимы для обеспечения хозяйственных потребностей учреждения. Для подъездных путей, отмостков по периметру здания целесообразно асфальтовое покрытие для основных пешеходных дорожек, тропинок к каждой игровой площадке – газонное покрытие или бетонные плитки с вкраплением газона.

На территории участка выделяют следующие функциональные зоны:

1.зона игровой территории

2. хозяйственная зона

1. Зона игровой территории включает в себя:

а) групповые площадки – по существу это детский сад под открытым небом. Они предназначены для проведения игр и занятий на свежем воздухе и являются продолжением групповых ячеек, поэтому желательно их размещать в удобной связи с выходом из детских групп. Число этих площадок должно соответствовать числу групп. Для изоляции используется зеленая изгородь из кустарников шириной 0,75 – 1 м и высотой 0,8 м. Площадь следует принимать из расчета 7,2 м2 для детей младенческого и раннего возраста и не менее 9,0 м2 на 1 ребенка дошкольного возраста.

Планировка площадок предусматривает зонирование территории с выделением зон для:

- тихих игр;

- подвижной деятельности;

- свободных или коллективных игр.

Каждая зона должна иметь соответствующее оборудование с учетом росто-возрастных особенностей детей. Оборудование собирается в игровые комплексы, что позволяет более рационально использовать весь участок, увеличив площадь для подвижной деятельности.

Игровые площадки для детей ясельного возраста до 1 года оборудуют манежем (2,5х2,5 м), настилом (5х6 м). На площадках для детей от 1 года до 3 лет следует устанавливать скамейки, песочницы, качели, каталки.

Зона подвижной деятельности предназначается для гимнастики, игр с мячом и другим оборудованием, поэтому она должна иметь четкое ограничение. Игровые площадки для групп старшего возраста оборудуются с учетом высокой активности детей простейшими спортивными снарядами – турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами.

Зона свободных игр должна располагаться в центре групповой площадки и иметь соответствующее оборудование для сюжетно-ролевых игр детей: «летчики», «строители», «моряки», «шоферы», «дочки-матери» и т.д.

На каждой групповой площадке устраивается теневой навес, позволяющий детям гулять в любую погоду. В теплое время года навес используется для проведения отдельных режимных процессов на воздухе (занятий, спокойных игр, труда). Площадь навеса определяется из расчета 2 м2 на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек его площадь должна быть не менее 30 м2. Навесы не должны мешать детям бегать, играть и проводить занятия, поэтому их следует ставить на границе площадки в окружении зелени. В I, II, III климатических районах навесы строятся с трехсторонним ограждением, высота ограждения должна быть не менее 1,5 м. Ориентируясь на розу ветров для холодных сезонов года, навесы ставят глухой стеной под напор ветра. В III Б климатическом подрайоне и IV районе достаточно двустороннего ограждения. Деревянные полы рекомендуется поднимать на высоту 15 см по отношению к уровню земли, чтобы предупредить их подтопление в дождливую погоду. Навесы для ясельных групп рекомендуется пристраивать к зданию, используя как веранды для организации прогулок или сна. Внутри навесов могут находиться встроенная мебель, шкаф для хранения игрушек и инвентаря, различное оборудование.

Групповые площадки соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м, которую можно совмещать с проездом к зданию. Она используется для езды на велосипеде, педальных машинах, самокатах, роликовых коньках, санках, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения. На кольцевую дорожку наносится разметка, и устанавливаются дорожные знаки, светофоры и другие пособия для обучения детей правилам поведения пешеходов на улице – создается предметно-пространственная среда, которая имитирует городскую застройку с улицами, тротуарами, пешеходными переходами, перекрёстками. По ходу дорожки размещают также скамьи для отдыха.

Покрытие площадок следует предусматривать: травяным, утрамбованным грунтом, беспыльным, в районах первой строительной климатической зоны (с вечномерзлыми грунтами) – дощатым. Покрытие площадок для детей ясельного возраста должно быть комбинированным: травяным, за исключением подходов к теневым навесам и мощения вокруг песочниц. Твердое плиточное покрытие устраивают перед теневыми навесами и скамьями, так как трава в этих местах систематически вытаптывается, образуются углубления, которые заполняются дождевой водой.

б) физкультурная площадка предназначена для проведения программных (утренняя гимнастика) и дополнительных физкультурных занятий, подвижных игр, спортивных развлечений и праздников. Эту площадку рекомендуется размещать ближе к групповым площадкам. На земельных участках детских организаций вместимостью до 150 мест может быть одна физкультурная площадка площадью 250 м2 , а вместимостью свыше 150 мест – две площадью 150 и 250 м2. Одна площадка площадью 250 мест может оборудоваться как мини-стадион, другая, площадью 150 м2, - как спортивный комплекс.

Площадка должна быть приподнята над уровнем грунта на 5-7 см, иметь уклон от центра к краям для стока дождевой и паводковой воды. На площадке предусматривается зеленая лужайка с элементами оборудования для подвижных игр (футбола), зона с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами (игровой гимнастический комплекс), беговые дорожки, полоса препятствий с разнообразными снарядами, преодоление которых требует участия всех мышечных групп.

Групповые и физкультурные площадки должны иметь продолжительность инсоляции не менее 3 часов не менее чем на 50% площади каждой площадки.

Вблизи физкультурной площадки в III климатическом районе устраивают открытый плавательный бассейн, который используется в теплый период года для купания и закаливающих процедур. Его проектируют размерами 4-8х6-10 м, с переменной глубиной 0,4-0,8 м. При бассейне оборудуют ножную ванну шириной 1 м. Для закаливания детей и игр с водой на участке могут устраиваться фигурные фонтанчики и водные забавы.

2. Хозяйственная зона

Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения пищеблока и иметь самостоятельный въезд с улицы, изолированный от входа на участок Она не должна примыкать к групповым и физкультурным площадкам, от остальной территории изолируется зелеными насаждениями.

В хозяйственной зоне оборудуют площадку для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м от здания. Площадка под мусоросборники должна иметь кирпичную ограду высотой не менее 1,5 м, на ней устанавливают раздельные промаркированные контейнеры с крышками. Ее размеры должны превышать площадь основания контейнеров на 1, 0 м во все стороны.

На площадке также размещается ларь для хранения садового инвентаря. В случае необходимости допускается устройство овощехранилища площадью не более 50 м2. Должны быть предусмотрены места для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий, иных бытовых принадлежностей. Площадка должна иметь асфальтовое покрытие.

При достаточной площади участка в состав хозяйственной зоны могут быть включены площадки для огорода, ягодника, фруктового сада. Они предназначены для выращивания овощных, ягодных и других культур.

 

1.2 Гигиенические требования к зданию

Вновь строящиеся объекты дошкольных учреждений рекомендуется располагать в отдельно стоящем здании.

При новом строительстве, в условиях сложившейся затесненной застройки, допускается размещение дошкольной организации во встроенных в жилые дома помещениях, вместимостью до 80 мест, и во встроенно-пристроенных помещениях к жилым домам (или пристроенных), вместимостью до 150 мест, при наличии отдельно огороженной территории с самостоятельным входом и выездом (въездом). Здание дошкольной организации отделяется от жилого здания капитальной стеной.

Здание дошкольной организации должно быть 2-х этажным. Двухэтажные здания в наибольшей степени отвечают необходимым функциональным требованиям.

В отдельных случаях – в условиях сложного рельефа местности, сложных грунтовых характеристик (вечная мерзлота), плотной жилой застройки и недостатка площадей, в городах-новостройках с повышенным числом дошкольников в общей структуре населения – проектируется строительство трехэтажных зданий. В таких зданиях повышается нагрузка на сердечно-сосудистую систему ребенка, поэтому на 3-м этаже располагают служебно-бытовые и рекреационные помещения, дополнительные помещения для работы с детьми (кабинет психолога, логопеда). Групповые ячейки для детей ясельного возраста располагают на 1-м этаже, для детей от 3-х и старше размещение групповой ячейки допускается на 2-м этаже.

Здания, в зависимости от вместимости, могут иметь:

· централизованную (компактную) структуру, позволяющую создать наиболее короткие внутренние связи между помещениями отдельных групповых ячеек и общего назначения. Она является оптимальной для учреждений малой вместимости, а также в I климатической зоне (для снижения теплопотерь через наружные ограждения);

· блочную структуру, предусматривающую размещение функциональных групп помещений в отдельных блоках, непосредственно примыкающих друг к другу или с переходами;

· павильонную структуру, состоять из нескольких корпусов-павильонов, отдельно стоящих или соединенных между собой отапливаемыми переходами. Она является целесообразной для комплексов детских яслей-садов и в IV климатическом поясе.

Здание детской организации включает:

· групповые ячейки – изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе;

· дополнительные помещения для занятий с детьми, предназначенными для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами;

· сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, постирочная);

· служебно-бытовые помещения для персонала.

Специфичным для детских учреждений является принцип групповой изоляции: выделение для каждой группы необходимых помещений, объединенных в групповую ячейку с самостоятельным входом с земельного участка, изолированных от помещений других групповых ячеек. При этом должна быть обеспечена удобная связь групповых ячеек с помещениями для физкультурных, музыкальных и специализированных занятий, а также с медицинскими помещениями и пищеблоком. Допускается общий вход с общей лестницей для детей ясельных групп, размещенных на 2 этаже, для детей дошкольного возраста – не более чем на 4 группы, независимо от их расположения в здании.

1.2.1 Групповая ячейка

Вгрупповой ячейке необходимо создавать оптимальные условия для занятий, отдыха, игр, еды, гигиены детей, хранения одежды. В групповой ячейке предусматриваются следующие комнаты:

· раздевальная – для приема, переодевания детей и хранения верхней одежды;

· групповая – для проведения игр, занятий, принятия пищи;

· спальня – для дневного (и ночного) сна детей;

· буфетная – для подготовки готовых блюд к раздаче, мытья и хранения столовой посуды;

· туалетная, совмещенная с умывальной.

Помещения групповой ячейки проектируются таким образом, чтобы взаимосвязь всех помещений осуществлялась через групповую комнату, которая функционально должна быть связана с раздевальной, спальной, туалетной, буфетной комнатами. Все помещения групповой ячейки следует размещать на одном этаже.

Помещение раздевальной предназначено для приема, осмотра детей, переодевания и хранения верхней одежды. При планировке раздевальных необходимо предусматривать возможность размещения шкафов по периметру помещений для удобства наблюдения за детьми. В раздевальных следует предусмотреть шкафы с сушкой для детской одежды и стеллаж для хранения игрушек, используемых во время прогулки.

Важнейшее требование, предъявляемое к групповой, - наличие хороших условий для игр и занятий детей, зонирование помещения на игровое пространство и пространство, отведенное для занятий и питания детей. Площадь групповой составляет из расчета не менее 2,5 м2 на 1 ребенка в ясельных группах, не менее 2,0 м2 на 1 ребенка в дошкольных группах, без учета мебели и ее расстановки.

В групповой дети раннего возраста проводят весь период бодрствования. Здесь их осматривают, пеленают, кормят. Для бодрствования детей групповую оборудуют манежем. Кроме того, на полу выделяют место, ограниченное барьером, для развития движений. В групповой дети старшего возраста заняты играми, здесь проходят занятия и прием пищи. Для активного и содержательного бодрствования необходимо выделение свободных пространств и рациональное размещение игрушек и оборудования. Игровое оборудование хранят в секционных шкафах, размещенных ближе к свободной площади. Для спокойных игр используют подоконные ленточные учебные столы. В группах предусматривается размещение физкультурного оборудования, которое необходимо сгруппировать в виде спортивного уголка.

В детских организациях, выстроенных по старым СНиП, нет спален для дошкольных групп дневного пребывания, поэтому площади групповых увеличены до 62 м2, в составе групповой ячейки имеется помещение для хранения раскладных кроватей и постельных принадлежностей. Такие групповые целесообразно оборудовать встроенными шкафами с откидными кроватями

Спальни. В детских организациях площадь спален должна быть на одно место: в ясельных группах – не менее 1,8 м2, в дошкольных группах – не менее 2 м2 без учета расстояния от наружных стен при расстановке кроватей. Спальни ясельных групп оборудуются стационарными кроватями, спальни дошкольных групп – встроенными или выкатными кроватями. Применение двухъярусных кроватей не рекомендуется. Возможно использование раскладных, складируемых кроватей с жестким ложем.

Для вновь строящихся и реконструируемых дошкольных организаций оптимальную площадь групповых и спален рекомендуется принимать не менее 50 м2 каждая.

Буфетная - помещение, предназначенное для раздачи пищи и мытья столовой посуды, поэтому оно должно быть непосредственно связано с групповой. В буфетной площадью не менее 3 м2 необходимо разместить встроенное буфетное оборудование, состоящее из двух основных отделений: шкафного с двухчашечной мойкой с подводкой горячей и холодной водой и отделения с выдвижным раздаточным столом. Допускается установка посудомоечной машины.

Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. Площадь туалетных составляет не менее 12 м2 для ясельных групп и не менее 16 м2 для дошкольных групп. В умывальной зоне размещают детские умывальники и огороженный трансформируемым ограждением душевой поддон с доступом к нему с трех сторон для проведения закаливающих процедур. Зону умывания оборудуют умывальниками, вешалками для полотенец, туалетных принадлежностей. Наиболее удобным является размещение умывальников по центру помещения, так как при этом увеличиваются участки свободных стен, которые можно использовать для расстановки вешалок для полотенец. В зоне санитарных узлов в закрывающихся без запора кабинах размещают детские унитазы и в закрывающейся на запор кабине – унитаз для взрослых. В старшей и подготовительной группах туалетные комнаты для мальчиков и девочек должны быть раздельными.

1.2.2 Дополнительные помещения

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях дошкольных организаций следует предусмотреть два зала: один – для музыкальных, другой – для физкультурных занятий, площадью не менее 75 м2 каждый. В существующих зданиях допускается один общий зал для музыкальных и физкультурных занятий. Соотношение сторон составляет 1:1,5, но не более 1:2. Наилучшая форма зала квадратная. Окна рекомендуется размещать с одной стороны. Занятия и мероприятия организуют не более чем для двух групп детей. Залы не должны быть проходными. При них оборудуют кладовые для хранения физкультурного и музыкального инвентаря площадью не менее 6 м2.

В IА, IБ, и IГ климатических подрайонах залы для музыкальных и физкультурных занятий допускается использовать и как фотарий. В зале площадью 100 м2 можно расширить набор гимнастических упражнений и игр подвижного характера, удобнее построить физкультурные занятия в режиме высокой двигательной активности.

В детских учреждениях для повышения комфортности зданий и расширения форм учебно-воспитательной и оздоровительной работы вводятся бассейн, игротека, зрительный зал, комнаты ручного труда и изобразительного творчества, зимнего сада, компьютерная комната и др. Из них наибольшее распространение получили бассейны.

В здании допускается размещение плавательного бассейна с ванной 3х6 (7) или 6х10 (12,5) м. Бассейн можно размещать в отдельно стоящих блоках в микрорайоне на группу дошкольных учреждений. В состав помещений входят зал с ванной, 2 раздевальные с душевыми и туалетом, комната тренера, комната медицинской сестры, лаборатория анализа воды, узел управления, технические помещения по обслуживанию бассейна. При зале с ванной следует предусматривать кладовую для спортивного инвентаря площадью 6 м2. Ванна бассейна для занятий дошкольного должна проектироваться переменной глубины от 0,6 до 0,8 м. По периметру ванны должны располагаться обходные дорожки со стороны выхода из душевых. При каждой раздевальной должны быть душевые и туалет на 1 унитаз и 1 умывальник. В местах выхода из душевых на обходную дорожку должно предусматриваться устройство проходного ножного душа. Из раздевальных к ванне дети должны обязательно проходить через душ и ножную ванну. Туалетные следует устраивать до входа в душевые.

1.2.3 Сопутствующие помещения

В детских организациях независимо от вместимости следует предусмотреть медицинский блок, состоящий из медицинского кабинета, процедурного кабинета и изолятора. Помещения медицинского назначения размещают на первом этаже единым блоком в непосредственной близости от входа в здание.

В зданиях учреждений общего типа на 150 мест медицинская комната и процедурный кабинет могут находиться в одном помещении площадью 8 м2, в зданиях, имеющих более 150 мест, - в раздельных помещениях площадью по 8 м2.

Медицинский кабинет должен иметь самостоятельный вход из коридора, размещаться смежно с палатой (одной из палат) изолятора, между ними должно быть устройство стеклянного проема на высоте 1,2 м от уровня пола. В данном кабинете проводится работа по контролю за развитием и здоровьем детей.

Процедурный кабинет необходим для осуществления многоплановой лечебно-профилактической деятельности.

Для временной изоляции заболевших детей организуется изолятор. В состав изолятора входят: приемная, палаты, туалет. Число мест в палатах изолятора должно составлять до 1,5 % от вместимости учреждения. В дощкольных организациях вместимостью 280 и более детей изолятор проектируют не менее, чем на 2 инфекции (2 отдельных помещения). Палаты следует проектировать одно- или двухместные, соответственно площадью 4 и 6 м2. Палаты не должны быть проходными, они размещаются только в изолированных помещениях. Площадь приемной при наличии одной палаты изолятора – 4 м2, при наличии двух палат – 6 м2. В приемной изолятора должно быть место для раздачи пищи, мойки и хранения посуды. Площадь туалета с местом для приготовления дезинфицирующих средств 6 м2.

В детском учреждении необходимо предусматривать пищеблок, работающий на сырьё или полуфабрикатах, или буфет-раздаточную.

Из пищеблока предусматривается самостоятельный выход наружу на территорию хозяйственного двора. Основные производственные помещения пищеблока размещают на первом этаже, что обеспечивает наиболее удобную связь с остальными группами помещений. Не следует размещать складские помещения для хранения пищевых продуктов (сухих, сыпучих) в подвальных помещениях. Кладовые не размещают под моечными, душевыми и санитарными узлами, а также производственными помещениями с трапами.

Объемно- планировочные решения помещений пищеблока предусматривают последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки готовой и сырой продукции.

Проходные кладовые или проход в кладовую через кухню не допускаются. Для соблюдения этого требования необходимо правильное взаимное размещение помещений – тамбур с входами в овощную кладовую, кладовую для сухих продуктов и заготовочный цех, а из него - в варочный. Это обеспечивает правильную загрузку кладовых, минуя варочный цех. Моечные кухонной посуды и обменной тары не допускается размещать в одном помещении. Кладовые для хранения сухих продуктов, овощей и охлаждаемые камеры изолируют от кухни.

Пищеблок имеет разный состав и площади помещений в зависимости от вместимости и специфики снабжения продуктами – сырьем или полуфабрикатами. Наиболее распространены пищеблоки, работающие на приготовление пищи из сырья. В этом случае в состав пищеблока входят: горячий цех, раздаточная, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, овощной цех, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, кладовая для овощей, помещения для хранения скоро- и особо скоропортящихся продуктов с холодильными камерами (мясорыбная, гастрономия, молочно-жировая, фруктовая), загрузочная, моечная обменной тары, комната персонала, раздевалка, душевая и туалет для персонала, помещение для хранения уборочного инвентаря и приготовления моющих и дезинфицирующих растворов.

Постирочная. В целях улучшения условий внутренней среды в помещениях, облегчения труда обслуживающего персонала стирку белья рекомендуется производить на предприятиях коммунально-бытового обслуживания. В дошкольных учреждениях не рекомендуется предусматривать постирочные, рассчитанные на стирку более 0,26 кг белья в день на 1 место, что составляет 1/3 полного комплекта детского белья.

Постирочная состоит из двух помещений: стиральная и гладильная. В дошкольных организациях вместимостью до 80 мест постирочная может иметь одно помещение, свыше 80 мест – 2 помещения (стиральная и гладильная). Важно обеспечить правильную поточность белья, исключающую встречные потоки грязного и чистого белья. Помещения стиральной и гладильной должны быть смежными, а входы (окна приема-выдачи) для сдачи грязного и получения чистого белья – раздельными. Не следует устраивать вход в постирочную напротив входов в помещения групповых ячеек и пищеблока и располагать окна пищеблока, постирочной и туалетных под окнами помещений групповых, спален.

При отсутствии прачечной в дошкольной организации возможна организация централизованной стирки постельного белья в прачечных. Постирочная дошкольной организации не используется для стирки белья от других организаций.

1.2.4 Служебно-бытовые помещения

К служебно-бытовым помещениям относятся кабинет заведующего, комната завхоза, методический кабинет, хозяйственная кладовая и кладовая чистого белья, туалеты для персонала. В зданиях вместимостью до 90 мест кабинет заведующего может объединяться с комнатой завхоза и методическим кабинетом в одном помещении.

В зданиях вместимостью более 95 мест рекомендуется выделять главный вход с холлом. Холл предназначается для размещения информационных стендов, выставок детского творчества, мест ожидания для посетителей, здесь же организуются встречи с родителями и групповые собрания. Предпочтительно, чтобы кабинет заведующего и холл располагались смежно и на первом этаже, изолированно от детских групп.

Набор хозяйственных помещений зависит от мощности дошкольной организации: в учреждениях большей вместимости он включает комнату завхоза, кастелянши, кладовую чистого белья и хозяйственную. Для персонала оборудуются гардеробная, душевая, уборные. Размещаться все эти помещения могут в цокольном этаже.

 

1.3 Гигиенические требования к мебели и оборудованию

Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, способствуют правильному физическому развитию детей, длительному сохранению работоспособности, профилактике заболеваний органов зрения и опорно-двигательного аппарата.

Оборудование основных помещений должно соответствовать длине тела, пропорциям ребенка и его возрасту. При нарушении данного требования увеличивается наклон туловища, развивается его асимметрия, возрастает напряжение мышц, обеспечивающих поддержание вынужденной, неудобной позы. Необходимым условием для поддержания физиологически рациональной позы является соответствие мебели антропометрическим данным физически нормально развитых детей и подростков.

Для детей дошкольного возраста используются различных размеров детские стулья, столы, кровати, шкафы и другая мебель.

Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей (табл. № 1).

Таблица № 1

Размеры и маркировка столов и стульев

для детей дошкольного возраста

 

Ростовая группы, мм Группа мебели Цвет маркировки Высота стола над полом, мм Высота сиденья над полом, мм
До 850 Свыше 850 до 1 000 с 1 000 – 1 150 с 1 150 – 1 300 с 1 300 – 1 450 с 1 450 – 1 600   Желтый   Красный Голубой Зеленый Белый Синий    

 

При оборудовании групповой соблюдают следующие требования:

ü столы для занятий старших и подготовительных групп устанавливают вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места;

ü для леворуких детей индивидуальные рабочие места организуют с правосторонним освещением рабочего места;

ü четырехместные столы устанавливают не более чем в 2 ряда с учетом обеспечения боковым освещением максимального количества детей;

ü двухместные столы – не более чем в 3 ряда;

ü расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,5 м;

ü расстояние первого ряда столов от светонесущей стены – 1 м;

ü расстояние от первых столов до настенной доски – 2,5-3 м (угол рассматривания должен составлять не менее 450);

ü расстояние между рядами должно быть не менее 0,45 м;

Размер настенной доски – 0,75-1,5 м, высота нижнего края настенной доски над полом – 0,7-0,8 м. Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть изностойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет и иметь антибликовое покрытие.

На занятиях детей рассаживают с учетом состояния здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью – за первые столы, соответствующие их росту.

Изготавливают детские кровати двух типов:

I. - кровать детская с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3 лет;

II. – кровать детская для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют. В учреждениях, выстроенных по старым типовым проектам, при отсутствии спален допускается организовывать дневной сон для детей в групповых помещениях на раскладных кроватях с жестким ложем. При использовании раскладных кроватей (раскладушек) в каждой групповой должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья. Для профилактики инфекционных заболеваний кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей – 0,65 м, от наружных стен – 0,6 м, от отопительных приборов – 0,2 м, между изголовьями двух кроватей – 0,3 м.

Приемные и раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы следует закреплять и оборудовать индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждый индивидуальный шкаф маркируется. Шкафы для верхней одежды и обуви детей оборудуют сушильными устройствами. При их отсутствии устанавливают специальные сушильные шкафы.

Для осмотра и переодевания детей раннего ясельного возраста помещение приемной оборудуют пеленальными столами, рабочими столами и стульями, умывальной раковиной, шкафом для одежды матерей. Необходимо предусмотреть отдельное помещение для грудного кормления.

В раздевальной устанавливают специальный стеллаж для игрушек, используемых на прогулке.

В туалетных устанавливают настенные или навесные вешалки с индивидуальными ячейками для детских полотенец и предметов личной гигиены, хозяйственные шкафы, шкаф для уборочного инвентаря. Всё оборудование должно быть надежно закреплено. В туалетных для детей ясельного возраста до 1,5 лет устанавливают стеллажи с ячейками для хранения горшков. Горшки должны быть промаркированы.

При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо организовать равномерное их освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота их установки должна составлять 1-1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4-5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5-0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.

В отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах возможна организация уголков и комнат природы, фитоогорода, фитобара и других. При их организации соблюдают следующие требования:

- животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых;

- недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;

- животных принимают с разрешения органов ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры);

- недопустимо принимать бродячих животных;

- уборка за животными и уход за растениями осуществляется ежедневно и только персоналом дошкольной организации. Полив растений могут осуществлять дети.

Комнату природы оборудуют подводкой горячей и холодной воды, канализацией, стеллажами для хранения инвентаря и корма. Корма для животных следует хранить в местах, недоступных для детей.

Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.

 

1.4 Гигиенические требования

к санитарно-техническому оборудованию

Освещение

Естественное освещение

Основные помещения детских организаций должны иметь естественное освещение. Помещения буфетных, кладовых, подсобных, раздевалок, ванных, душевых, туалетных для персонала допускается устраивать без естественного освещения.

Величина КЕО в групповых, спальнях, медицинской комнате, палатах изолятора, помещениях для музыкальных и физкультурных занятий, в компьютерном классе – не менее 1,5%, в раздевальной – не ниже 1,0%.

При одностороннем освещении глубина групповых не более 6 м. При большей глубине помещений необходимо двустороннее параллельное или угловое расположение окон (обеспечивающее и сквозное проветривание). Переплёты окон не должны иметь мелких решёток. На подоконниках не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения. Высота цветов не должна превышать 15 см (от подоконника).

Искусственное освещение

Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений (табл. № 2). В основных помещениях предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп со следующим цветоизлучением: белым, теплобелым, естественно-белым.

Таблица № 2

Нормативы искусственной освещенности

Наименование помещений Освещенность не менее (в лк)
Раздевальная (приемная) Групповая (игровая), компьютерный класс Спальня, зал для музыкальных и физкультурных занятий, веранда Туалетная Буфетная Кабинет врача Изолятор    

 

При использовании ламп накаливания нормы освещенности уменьшаются вдвое, при этом уровень освещенности должен составлять не менее 150 лк. Лампы накаливания должны иметь защитную арматуру (светильник). Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет. Освещение используется общее равномерное, в спальнях дежурное (ночное). Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания одновременно.

В залах для физкультурных занятий светильники и окна должны иметь защитные устройства.

В районах севернее 650 с. ш. в системе общего освещения основных помещений устанавливают источники ультрафиолетового излучения. В групповых, спальнях, палатах изолятора или фотариях устанавливают 1 лампу из расчёта на 5 м2 площади при экспозиции 240 минут или на 10 м2 площади при экспозиции 480 минут в течение дня (высота подвеса 2,5 м).

Отопление

Здания оборудуют системами центрального отопления. В качестве нагревательных приборов могут использоваться радиаторы, конвекторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели. Температура поверхности нагревательных приборов должна быть не более 800С. Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы следует ограждать съемными деревянными решетками. Не следует использовать ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов.

Микроклимат

Температура воздуха должна быть дифференцирована в зависимости от назначения помещения и возраста детей (табл. № 3). В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 20С выше. В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть не менее 220С. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть 40-60%, в кухне и постирочной – не более 70%. Скорость движения воздуха 0,1-0,2 м/с.

 

 

Таблица № 3







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных