Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Отдельные виды договоров перевозки и их классификация




Собственно перевозку (транспортировку) грузов опосредствует договор перевозки грузов, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправи­тель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК). Этот договор является реальным, поскольку обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз). В договорных отношени­ях по перевозке груза помимо перевозчика и отправителя участвует и получатель, на стороне которого имеются не только права, но и определенные обязанности.

Условия такого договора перевозки должны содержаться в соот­ветствующем транспортном документе: на железнодорожном, речном и воздушном транспорте — накладной; на морском транспорте — на­кладной или коносаменте; на автомобильном транспорте — товарно-транспортной накладной или акте замера (взвешивания). Составление и выдача грузоотправителю накладной или иного перевозочного до-

1 См., например: постановление Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2006. № 1.


кумента одновременно служит подтверждением заключения договора перевозки грузов.

Особо выделяются договоры перевозки транспортом общего поль­зования, когда в качестве перевозчика выступает коммерческая орга­низация, которая в силу закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) обязана осуществлять перевозки по обращению любого лица, оформляемые публичными договорами.

Наряду с договором перевозки конкретного груза широко ис­пользуются также договоры об организации перевозок и договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК). Такие дого­воры носят долгосрочный характер и заключаются перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок грузов. К ним относятся навигационные договоры — на мор­ском и речном транспорте; специальные договоры — на воздушном транспорте; годовые договоры — на автомобильном транспорте.

Между организациями различных видов транспорта заключаются также договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (ст. 799 ГК), в которых определяется порядок передачи и приема грузов с одного вида транспорта на другой, а также условия осуществления таких перевозок: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов между организациями автомобильного и других видов транспорта и др.

При этом различаются договоры об организации работы по обес­печению перевозок грузов, которые регулируют взаимоотношения, складывающиеся между транспортными организациями различных видов транспорта при перевозках грузов, не охватываемых единым транспортным документом (по нескольким транспортным накладным), и соглашения между организациями различных видов транспорта при прямом смешанном сообщении. Возможно и заключение транс­портными организациями различных видов транспорта договора, одновременно предусматривающего как обязательства по обеспече­нию перевозок грузов, осуществляемых по различным транспортным документам, так и обязательства, связанные с организацией перевозок


 


 


Раздел XIII


Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг


Транспортные и экспедиционные обязательства


 


Глава 55 § 1 (3)


 


грузов в прямом смешанном сообщении. Такими смешанными догово­рами являются, в частности, узловые соглашения, регламентирующие порядок и условия взаимодействия транспортных организаций в пунктах перевалки грузов.

Особое место в отношениях по перевозке занимает договор пе­ревозки пассажира (ст. 786 ГК), по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, а сдача багажа — багажной квитанцией.

Этот договор в отличие от реального договора перевозки кон­кретного груза является консенсуальным и считается заключенным после приобретения пассажиром билета или багажной квитанции. Кроме того, на эти отношения распространяется действие законода­тельства о защите прав потребителей, а пассажиру предоставлен ряд дополнительных прав.

Договор фрахтования (чартер), по которому одна сторона (фрахтов­щик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок грузов, пасса­жиров и багажа (ст. 787 ГК), отличается как от договора перевозки груза, так и от договора перевозки пассажира. Предмет обязательс­тва перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов, что предопределяет и специфику со­держания этого арендного обязательства.

Более того, договорные отношения между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком возникают уже при подаче гру­зоотправителем заявки (заказа) на перевозку грузов и принятии ее перевозчиком (п. 1 ст. 791 ГК), т.е. до заключения договора перевозки груза. Из факта ее принятия перевозчиком вытекает его обязательство подавать транспортные средства под погрузку, а также обязательство отправителя предъявить соответствующие грузы к перевозке.

Иногда подачу и принятие заявки на перевозку груза рассмат­ривают не как сделку, влекущую появление гражданско-правового обязательства, а в качестве организационных предпосылок договора


перевозки1 или некоей стадии «завязки транспортного процесса»2. Между тем из указанного юридического факта возникает типичное гражданско-правовое обязательство, которое не может появиться ни из «организационных предпосылок», ни из «завязки грузоперевозочного процесса», поскольку таких оснований возникновения гражданских прав и обязанностей гражданское право не знает. Иными словами, путем подачи и принятия заявки между перевозчиком и грузоотпра­вителем заключается договор, содержащий все существенные условия обязательства по подаче и использованию транспортных средств (сформулированные в принятой перевозчиком заявке).

Таким образом, обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора: договора перевозки, договора об организации перевозок либо из договора, заключаемого путем принятия перевозчиком заявки грузоотправителя.

По моменту заключения договора выделяются:

• реальный договор перевозки конкретного груза;

• все остальные виды договора перевозки, которые носят консенсуаль-
ный характер (договор перевозки пассажира, договор на организацию
перевозки грузов и т.д.).

По предмету договора выделяются:

• договоры перевозки пассажиров;

• договоры перевозки грузов (как реальный договор перевозки, так и
консенсуальный договор на организацию перевозок);

• договор фрахтования (чартер).

По субъектному составу выделяются:

• договоры перевозки пассажиров;

• договоры перевозки грузов (заключаемые грузоотправителями);.

• договоры о порядке организации работы по обеспечению перевозок,
заключаемые между транспортными организациями.

По цели договоров перевозки они разделяются на:

• договоры, направленные на организацию перевозок, целью которых
является определение объема перевозимых грузов и количества пода­ваемых транспортных средств, а также порядка работы грузоотправи­телей и перевозчиков (договоры об организации перевозок; договоры

' См.: Гражданское право / Под ред. AM. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 436—437 (авторы главы — Д.А. Медведев, В. Т. Смирнов).

' Гражданское право России. Обязательственное право / Отв. ред. О.Н. Садиков.

С. 478 (автор главы — О.Н. Садиков); Егиазаров В.А. Указ. соч. С. 43.


 


 



Раздел XIII


Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг


Транспортные и экспедиционные обязательства


 


Глава 55 § 2 (1)


 


на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов; дого­воры, заключаемые путем принятия заявки или заказа отправителя);

• договоры, направленные на обеспечение транспортировки грузов,
пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения
между транспортными организациями о порядке организации пере­возок в прямом смешанном сообщении; узловые соглашения);

• договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в
пункт назначения (реальный договор перевозки груза и договор пе­ревозки пассажира).

По статусу перевозчика договоры перевозки должны быть разде­лены на:

• договоры, перевозки по которым осуществляются транспортом обще­
го пользования (являющиеся публичными договорами);

• договоры, перевозчиком по которым являются иные транспортные
организации.

По форме договора можно выделить:

• договоры, оформляемые транспортной накладной или коносаментом
(реальные договоры перевозки конкретного груза);

• договоры, заключаемые путем совершения конклюдентных действий
(принятие транспортной организацией заявки или заказа грузоотп­равителя; договоры перевозки пассажиров, приобретающих билеты
непосредственно в автобусе, маршрутном такси и т.п.);

• договоры, заключаемые в общем порядке.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных