Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовое положение перевозчика




1 Подробнее об этих договорах аренды суднас экипажем или без экипажа см. § 3 гл. 45 т. IIIнастоящего учебника.

В качестве перевозчика на морском транспорте выступает, как пра­вило, судовладелец — лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или ис­пользует его на ином законном основании (ст. 8 КТМ). В этом смысле судовладельцем признается и фрахтователь (арендатор), эксплуатиру­ющий судно на основе договоров тайм-чартера или бербоут-чартера1, который от своего имени (в качестве перевозчика) заключает договоры


морской перевозки с отправителями грузов. Судовладельцами, а стало быть, перевозчиками по договорам морской перевозки, могут являться государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым морские суда принадлежат на праве хозяйственного ведения, а также учреждения, обладающие морскими судами на праве оперативного управления. Разумеется, в роли судовладельца, эксплуатирующего судно, может выступать и его собственник, который вправе распо­ряжаться им (ст. 13 КТМ). Однако при передаче судна во владение и пользование другому лицу, например доверительному управляющему (ст. 14 КТМ), собственник утрачивает статус судовладельца и исклю­чает себя из правоотношений по перевозкам грузов'.

В ряде случаев участниками правоотношений, связанных с пе­ревозкой грузов, являются коммерческие организации, находящиеся в морских портах и осуществляющие операции с грузами. Они обя­заны заключать договоры по оказанию услуг, в том числе в области комплексного обслуживания соответствующих судов, в отношении каждого, кто к ним обратится (публичный договор)2.

По договору воздушной перевозки перевозчиком признается так называемый эксплуатант, имеющий лицензию на осуществление воз­душной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты (ст. 100 ВК). Эксплуатантом является гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие его для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК), т.е. лицо, вла­деющее воздушным судном на законном основании (которое следовало бы назвать «владельцем воздушного судна», или «судовладельцем»)3.

' За исключением некоторых специальных случаев. Так, на собственника судна может возлагаться ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью и в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ (ст. 316, 327 КТМ).

2 Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000. С. 29 (автор комментария — Г.Г. Иванов).

3 Наряду с этим для обозначения участника воздушных перевозок ВК использу­ет понятие «авиационное предприятие», под которым понимается юридическое лицо,
имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных
перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты или выполнение авиационных работ
при наличии полученной в установленном порядке лицензии (п. 1 ст. 61, ст. 62 ВК).Понимание «предприятия» в значении юридического лица, охватывающего все дру­гие организационно-правовые формы, противоречит действующему гражданскому законодательству.

6 Гражданское право. Том 4

 

 


 


 


Раздел XIII


Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг


Транспортные и экспедиционные обязательства


Глава 55 § 2 (2)


 


На железнодорожном транспорте до недавнего времени в качестве перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров выступала железная дорога как федеральное унитарное предприятие. В ходе реформы железнодорожного транспорта было образовано акционер­ное общество «Российские железные дороги» (АО РЖД), а железные дороги лишились статуса юридических лиц и были преобразованы в структурные подразделения АО РЖД. Теперь под перевозчиком здесь понимается всякое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки желез­нодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

В соответствии со ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте перевозчик обязан:

• иметь лицензию на осуществление перевозок пассажиров, грузов, ба­гажа или грузобагажа;

• владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления
перевозок на праве собственности или ином праве;

• иметь квалифицированных работников;

• заключить договоры об оказании услуг локомотивной тяги (если он
не имеет локомотива) и об оказании услуг по использованию инфра­
структуры (организации вагонопотоков, регулировании обращения
вагонов и локомотивов, установлении порядка технического обслу­живания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава)1.

На железнодорожном транспорте теперь появились и новые участники перевозочного процесса с довольно невнятным правовым статусом, например оператор железнодорожного подвижного состава, которым признается юридическое лицо или индивидуальный предпри-

1 Признание перевозчиком организации (предпринимателя), не имеющей локо­мотивов и вынужденной заключать с их собственниками договоры об оказании услуг локомотивной тяги, не может не вызвать удивления. Очевидно, законодатель допускает, что перевозчик на самом деле берет на себя обязательство не по доставке пассажира, багажа или груза в пункт назначения, а по организации их доставки. Но в таком случае обязательство перевозки подменяется обязательством транспортной экспедиции (п. 1 ст. 801 ГК). Само же обязательство из так называемого договора оказания услуг локомо­тивной тяги состоит не в том, чтобы передвигать подвижной состав, принадлежащий перевозчику, а в том, чтобы доставить пассажира или груз в пункт назначения, что со­ставляет предмет обязательства перевозчика из договора перевозки, а не обязательств из договора о возмездном оказании услуг.


ниматель, имеющий вагоны или контейнеры на праве собственности или ином праве и участвующий на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов и контейнеров. Особая роль в перевозочном процессе отведе­на владельцу инфраструктуры, которым считается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее ис­пользованию на основании лицензии и договора'. Он обязан заключать со всеми владельцами сопредельных инфраструктур соответствующие соглашения по организации диспетчерского управления перевозочным процессом, установлению порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, объектов энер­гетики и других объектов, а также устанавливающие ответственность перед перевозчиками по обязательствам, вытекающим из перевозок в прямом железнодорожном сообщении.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных