Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовое положение грузоотправителя и грузополучателя




Грузоотправитель непосредственно заключает договор перевозки с перевозчиком и является его стороной.

В качестве грузоотправителя по договору перевозки груза может выступать любое физическое или юридическое лицо, хотя чаще всего в этой роли оказываются коммерческие организации, осуществляю­щие отправку грузов (в основном производимых ими товаров) для исполнения своих договорных обязательств, связанных с продажей (поставкой) товаров и выполнением других договоров. Как правило, грузоотправитель является собственником отправляемых грузов (гру­зовладельцем) либо лицом, наделенным собственником соответству­ющими полномочиями по отправке груза.

В отличие от грузоотправителя грузополучатель не принимает участия в заключении договора перевозки и, следовательно, не может

1 Согласно ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте инфраструктура же­лезнодорожного транспорта общего пользования — это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооруже­ния, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.


 


Раздел XIII


Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг


Транспортные и экспедиционные обязательства


Глава 55 § 2 (2)


 


считаться стороной этого договора. В то же время законодательство наделяет грузополучателя определенными правами, связанными с перевозкой груза, и, более того, возлагает на грузополучателя ряд обязанностей, вытекающих из перевозки груза.

Данное обстоятельство породило различные взгляды на правовое положение грузополучателя еще в дореволюционной и советской юри­дической литературе; вопрос остается дискуссионным и в настоящее время. Высказанные по этому вопросу мнения сводятся к следующим основным позициям:

1) договор перевозки грузов квалифицируется как договор в пользу тре­тьего лица1;

2) договор перевозки грузов относят к категории договоров о вручении
исполнения
третьему лицу2;

3) грузоотправитель и грузополучатель признаются одной стороной в до­
говоре перевозки грузов3;

4) перевозка грузов определяется как договор особого рода, в котором
грузополучатель является самостоятельным субъектом, а не третьим
лицом или единой с грузоотправителем стороной;

5) договор перевозки признается трехсторонним договором, в котором все
участники договора обладают как правами, так и соответствующими
обязанностями4.

В современной юридической литературе господствующей является позиция, объясняющая правовое положение получателя тем, что он является третьим лицом, в пользу которого заключается договор пере­возки (ст. 430 ГК)5, поскольку перевозчик обязан выдать принятый

1 См.: Алексеев С.С. Гражданская ответственность за невыполнение плана желез­нодорожных перевозок. М., 1959. С. 39.

2 См.: Яичков К.К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому
праву. М, 1958. С. 144.

3 См.: Раппопорт Л.И. Правовое положение грузополучателя в договоре грузовой
железнодорожной перевозки // Научные записки Харьковского института советской торговли. Вып. VI. Харьков, 1957. С. 171—173; Александров-Дольник М.К. Содержание договора грузовой перевозки // Сов. государство и право. 1954. № 4. С. 107.

4 См.: Петров И.Н. Повысить ответственность перевозчика за сохранность гру­
зов // Сов. юстиция. 1966. № 11. С. 13; Масевич М.Г. Договор поставки и его роль в ук­реплении хозрасчета. Алма-Ата, 1964. С. 172—174.

 

5 См., например: Гражданское право России. Обязательственное право / Отв. ред. О.Н. Садиков. С. 470 (автор главы — О.Н. Садиков); Гражданское право: В 2 т. Учеб­ник/Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2000. Т. II. Полут. 2. С. 40 (автор главы — Т.П. Савичев); Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. Договоры


к перевозке и доставленный в пункт назначения груз именно грузо­получателю (управомоченному им лицу) и только последний вправе требовать от перевозчика выполнения этой обязанности. Более того, после обращения получателя к перевозчику с требованием о выдаче груза перевозчик должен выполнить свою обязанность, а грузоотпра­витель не вправе переадресовать груз либо изменить (в том числе по согласованию с перевозчиком) какие-либо условия договора перевоз­ки груза, что соответствует общему правилу п. 2 ст. 430 ГК.

Кроме того, перевозчик вправе не выдавать получателю груз до момента полной оплаты причитающихся ему провозных платежей (в том числе и тех, которые не были уплачены грузоотправителем), а также выдвигать возражения против требований грузополучателя в связи с не­сохранностью груза (в том числе относительно вины грузоотправителя в неправильной погрузке, упаковке и креплении груза), что также соот­ветствует общему правилу п. 3 ст. 430 ГК. Наконец, невостребованными получателями грузами вправе распоряжаться их грузоотправители, что также соответствует общему правилу п. 4 ст. 430 ГК. Таким образом, все без исключения положения ГК, регулирующие договор в пользу третьего лица, относятся к договору перевозки груза.

Единственным аргументом, препятствующим такой квалифика­ции договора перевозки груза, является довод о том, что договором в пользу третьего лица на это последнее не могут быть возложены какие-либо обязанности, что имеет место применительно к грузопо­лучателю1. Но при этом не учитывается, что указанные обязанности возлагаются на грузополучателя не договором перевозки, а импе­ративными нормами закона2. Оценивая же утверждение о том, что грузополучатель во всех случаях обязан принять прибывший в его адрес груз, включая и незаказанную им продукцию, поскольку это предусмотрено транспортными уставами и кодексами, следует иметь в виду, что соответствующие правила транспортного законодательства представляют собой «рецидив планово-командной экономики». У перевозчика нет и не может быть никаких правовых средств, с помо-

о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспор­та. М., 2003. С. 293-297.

1 См.: Егиазаров В.А. Указ. соч. С. 52—53.

2 Подробнее о соотношении императивных норм и договорных условий см.:
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая. Общие положе­
ния. 2-е изд. М, 1999. С. 295-330.

 


Раздел XIII


Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг


Транспортные и экспедиционные обязательства


Глава 55 § 3 (1)


 


щью которых он мог бы заставить грузополучателя без его согласия принять незаказанный груз, т.к. согласно п. 3 ст. 308 ГК обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных