Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и основания возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке




По общему правилу договор перевозки конкретного груза является реальным (ст. 785 ГК). Поэтому из него не могут вытекать обязатель­ства по подаче перевозчиком транспортных средств и предъявлению грузоотправителем соответствующего груза, предназначенного к пе­ревозке, хотя данное обязательство во всех случаях имеет договорную основу1.

Такие обязательства предшествуют любым грузовым перевозкам — как разовым, так и осуществляемым на систематической основе. При

1 Указанные правоотношения некоторые авторы предлагают именовать «обяза­тельствами по объемам перевозок» (см.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М 2000. С. 247). Однако данный термин не в полной мере отражает их содержание, в особенности если речь идет об обязательстве, предшествующем разовой перевозке конкретного груза (например, автомобильная перевозка на основе разового заказа).


этом их надлежащее исполнение предполагает подачу перевозчиком транспортных средств не только в необходимом количестве, но и технически исправных, пригодных для перевозки данного груза. Со стороны грузоотправителя помимо предъявления груза в согласован­ном объеме требуется осуществить надлежащую подготовку груза к перевозке: упаковку, обеспечение тарой, правильную укладку и креп­ление груза на подвижном составе. Таким образом, рассматриваемые обязательства имеют не только количественные, но и качественные параметры.

Основаниями их возникновения согласно п. 1 ст. 791 ГК могут служить:

• договор об организации перевозок;

• договор перевозки;

• принятая перевозчиком заявка (заказ) грузоотправителя.

В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки. Из него возникает обязанность перевозчика принимать, а грузовладельца — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК).

При наличии такого договора действия сторон по подаче и со­гласованию соответствующих заявок (заказов) представляют собой акты его исполнения, поскольку именно в нем могут быть установлены порядок и сроки подачи заявок (заказов), а также ответственность и иные последствия их нарушения. Именно в этом договоре (а не в заявке) должны регулироваться и вопросы, связанные с режимом работы перевозчика и организации, отправляющей (получающей) грузы; выделением представителей сторон, имеющих право подписи соответствующих заявок и право их рассмотрения и принятия; опре­делением типов подаваемых транспортных средств, соответствующих специфическим свойствам отправляемых грузов и т.п.

Договор перевозки груза может служить основанием возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза лишь в том случае, если он носит консенсуальный характер (например, договор морской перевозки груза с условием предоставления всего судна, части или определенных судовых помещений).

Поданная грузовладельцем и принятая перевозчиком заявка (заказ) на перевозку конкретной партии груза может быть признана самостоятельным основанием возникновения обязательств по подаче



Раздел XIII


Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг


Транспортные и экспедиционные обязательства


Глава 55 § 5 (2)


 


 

транспортных средств и предъявлению груза лишь в том случае, если соответствующие действия сторон осуществляются не на основе (или во исполнение) заключенного между ними договора об организации перевозок грузов. При этом подача заявок или заказа (оферта) и его принятие перевозчиком (акцепт) представляют собой действия сторон по заключению договора о подаче транспортных средств.

Так, на железнодорожном транспорте заявки на перевозки грузов представляются грузоотправителем перевозчику не менее чем за десять дней до начала перевозки (не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов, направляемых на экспорт или в прямом смешанном сооб­щении) (ст. 11 УЖТ). При необходимости срочных перевозок грузов железнодорожные перевозчики могут самостоятельно устанавливать иные сроки представления заявок в пределах одной железной дороги. Срок на рассмотрение перевозчиком заявки грузоотправителя на пере­возку грузов составляет два дня (на перевозку грузов, направляемых на экспорт или в прямом смешанном сообщении — десять дней). В пределах этих сроков перевозчик должен согласовать указанную заявку с владельцем инфраструктуры и сообщить грузоотправителю о ее принятии или возвратить заявку с обоснованием отказа.

В случае принятия перевозчиком заявки один экземпляр заявки (согласованной с владельцем инфраструктуры) с отметкой о принятии направляется грузоотправителю и служит доказательством заключе­ния договора о подаче транспортных средств. Перевозчик не позднее чем за три дня до начала выполнения заявки совместно с грузоот­правителем уточняет количество необходимых для подачи вагонов, контейнеров по дням, родам грузов и железным дорогам. Указанные данные заносятся в учетную карточку, которая служит документом, удостоверяющим исполнение обязательств перевозчика по подаче ва­гонов, контейнеров и грузоотправителя — по предъявлению грузов. На морском транспорте при перевозке груза по коносаменту осно­ванием возникновения обязательств по подаче судна и предъявлению груза может служить особый документ — погрузочный ордер, который является поручением на отгрузку экспортных, транзитных и реэкспор­тных грузов. В случае согласия перевозчика (или его агента) с пред­ложением грузоотправителя выписывается коносамент, что можно рассматривать как согласие перевозчика на заключение договора на условиях погрузочного ордера.


Кроме того, нередко используется система регистрации партии груза в порту (т.е. бронирование места на судне), когда договор заключается путем подписания специального документа — букингноты, содержащего существенные условия морской перевозки груза на линейном судне. Предложение забронировать место на линейном судне может быть также направлено отправителем непосредственно перевозчику (или его агенту) и принято последним1.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных