Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фотопортретная экспертиза. В процессе этой экспертизы производится идентификация человека, по признакам внешности, запечатленным на фотоснимках




 

В процессе этой экспертизы производится идентификация человека, по признакам внешности, запечатленным на фотоснимках. Данная экспер­тиза нередко производится комплексно с участием судебных медиков.

Основополагающим для идентификации личности является положение о том, что каждый человек обладает неповторимой, присущей только ему совокупностью устойчивых признаков внешности.

Успех экспертного исследования личности по фотоснимкам в значи­тельной мере зависит от подготовки материалов, которые направляются на исследование.

Результаты будут наиболее эффективными, если на экспертизу при­сланы фотоснимки высокого качества, сфотографированных с небольшим разрывом во времени и примерно в одних и тех же условиях (поза, ос­вещение, состояние внешности), т.е. сравниваемые снимки должны быть сопоставимыми.

Обычно решается вопрос: одно и то же или разные лица изображены на представленных фотоснимках?

Иные направления исследований в криминалистической экспертизе

1). Криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий (КЭМВИ). Предметом этой экспертизы является изучение фактических данных, которые получают путем исследования всех существующих мате­риалов, изделий, веществ (текстильные, лакокрасочные, полимерные, природные, стекло, металлы, нефтепродукты и т.д.).

2). Криминалистическое исследование запаховых следов (кримина­листическая одорология). Выявление таких важных свойств запаха чело­века как индивидуальность и относительная устойчивость, позволила разработать теоретические основы и практическую методику криминали­стической одорологии. Запах рассматривается как невидимый след в виде молекул, выделяемых в окружающую среду носителей запаха.

Длительно носившиеся вещи сохраняют запах человека не меньше получаса - до 60 часов; следы ног - от 10 до 24 часов, а неразложив­шиеся следы (ногти, волосы, ткани, кровь и т.д.) - хранят запах не­сколько десятилетий.

Следует учитывать основные свойства запаха: летучесть, адсорб­цию (поглощается другими веществами), диффуцию (взаимопроникновение).

Учитывая эти свойства, необходимо знать, что высокая температу­ра, низкая влажность, ветер, сквозняк способствуют быстрому улетучи­ванию запахов. Поэтому, следователь, приступая к осмотру места прои­сшествия, должен принять соответствующие меры предосторожности.

Для сбора запаха надо иметь:

1) лоскут фланели размером не меньше 10х15 см;

2) стеклянную банку с плотной крышкой;

3)пинцет, фольгу, резиновые перчатки.

Перечисленные предметы должны быть стерильно чистыми, чтобы исключить "загрязнение" запаха в следе.

Для сбора запаха ткань - адсорбент, извлеченную из банки (в перчатках и пинцетом), помещают на запаховый след, сверху прикрыва­ют фольгой и слегка прижимают. Через час фольгу снимают, а ткань пинцетом помещают в стеклянную банку, закрывают и опечатывают по правилам обращения с вещественными доказательствами. Аналогичным образом изымается фоновый запах-след, который играет роль контроль­ного объекта.

Биодетектором является собака. Она занюхивает необходимый запах и отбирает его среди 10-15 проб в выборочном ряду.

Одорологическая идентификация позволяет установить:

1) принадлежность запаха на данном объекте конкретному лицу;

2) общность источника запаховых следов, собранных в разное время и в

разных местах.

Существуют различные точки зрения на использование одорологичеекой экспертизы. Методика использование на природных способностях собаки и ее дрессировки. Невозможно в полной мере проверить результаты - неин­струментальный метод, т.е. это как оперативное мероприятие, не пораждающее доказательств. Выборка запаха - это самостоятельное следствен­ное действие, незакрепленное в УПК.

Фоноскопическая экспертиза

Эта экспертиза решает многообразные задачи:

1) отождествление источника звука (принадлежит ли речь на фонограмме данному лицу);

2) какие именно фрагменты речи принадлежат конкретным лицам;

3) не записаны ли на данной магнитной ленте неречевые звуки (взлом, выстрел и т.д.);

4) отождествление звукозаписывающего устройства;

5) была ли выполнена запись при конкретных обстоятельствах;

6) подвергалась ли запись изменениям;

7) какое количество лиц участвовало в разговоре;

8) каковы пол, примерный возраст, профессия, образовательно-культур­ный уровень, физические и психические признаки, эмоциональное сос­тояние;

9) является ли фонограмма подлинником или копией и др.

Технические условия записи при изготовлении экспериментальных образцов по возможности должны быть близки к тем, при которых выпол­нялись исследуемые записи. Получение экспериментальных образцов речи желательно осуществлять с участием специалиста.

Криминалистическое исследование взрывных устройств, взрывча­тых веществ и продуктов взрыва.

В качестве объектов выступают взрывчатые и взрывоопасные матери­алы, вещества и устройства.

В числе взрывчатых веществ выделяют: нетроглицерин, пикриновую кислоту, тринитротолуол, гексоген и др. и взрывчатые смеси: смесь черного пороха с нитроглицерином.

Взрывчатые материалы: порох, пиротехнические средства (световые, сигнальные, дымовые и др.).

Решаемые вопросы:

1). Какая взрывная система применена? (снаряд, мина, граната).

2). На каком расстоянии действуют поражающие факторы от эпицентра взрыва?

3). Каким способом изготовлено взрывное устройство?

4). Не являются ли данные осколки частями взрывного устройства и ка­ково их назначение? (часть корпуса, детонатор, шнур и т.д.).

5). Какое взрывчатое вещество использовалось в составе взрывного ус­тройства?

 

Методы криминалистического исследования различных материалов, веществ и следов, не являющихся объектами изучения традиционных криминалистических экспертиз (КЭМВИ, запаховых следов, акустических, звуко- и видеоинформации и др.)

 

При расследовании преступлений нередко приходится сталкиваться с отсутствием на месте происшествия традиционных следов (рук, ног, зубов, орудий взлома, транспорта) или с таким их состоянием, которое не позволяет использовать традиционные методы исследования. Между тем в материальной обстановке места происшествия всегда остаются мелкие и мельчайшие частицы и микроследы различных материалов и веществ, находящиеся в причинной связи с событием преступления. Значение их как носителей информации неуклонно повышалось с развитием химических, физических, биологических, математических методов анализа объектов малой массы и особенно возросло в современных условиях. Оснащение следственного аппарата современными технико-криминалистическими средствами, воздействие научно-технического прогресса на экспертные методы позволяет успешно обнаруживать, фиксировать, изымать и исследовать самые разнообразные микрообъекты и получать в результате этого такую информацию, которая ранее была абсолютно недоступна.

Систематизация и обобщение накопленного эмпирического материала, выявление и изучение закономерностей формирования криминалистически значимых свойств материалов веществ, определяемых их происхождением (например, технологией изготовления, местом произрастания сырья), условиями эксплуатации и хранения, а также действием факторов самого расследуемого события привели к необходимости формирования в структуре криминалистической техники самостоятельного направления исследований – криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий (КЭМВИ). В рамках общего учения о следах (криминалистической трасологии) рассматриваются общие закономерности следообразования и формирования морфологических и субстациональных свойств материалов, веществ и изделий из них, механизм* их взаимодействия. Специфика этого следообразования состоит в том, что материалы и вещества при взаимодействии с другими объектами, как правило, не отражают внешнего строения. Следообразование происходит за счет отделения или присоединения (наслоения) вещества следообразующего объекта, а также деформации, разрушения, изменения его структуры. Характер взаимодействия следообразующего и следовоспринимающего объектов определяется особенностями их состава и структуры.

Таким образом под следом материала или вещества понимается изменение внешних и внутренних свойств воспринимающего объекта в результате воздействия на него какого-либо материального источника (С.П. Вареникова). Последний может быть как вещественным, передающим при воздействии вещество и импульс энергии, так и невещественным, передающим лишь импульс энергии (тепловой, электромагнитной и т.п.). Все это свидетельствует о более информативном характере следов материалов и веществ, позволяющем установить следующие обстоятельства:

– природу (вид) воздействия – механическое, химическое и т.д.;

– агрегатное состояние воздействующего вещественного объекта (газ, жидкость, твердое тело);

– степень адекватности отображения отображаемому, т.е. пригодность следа для установления воздействовавшего объекта;

– характер воздействия и его отдельные характеристики (интенсивность, локализация, взаимное расположение объектов и т.п.);

– происхождение признака и его связи с механизмом совершения определенного преступления;

– связь искомого объекта с расследуемым событием;

– соответствие следа механизму взаимодействия объектов в.ситуации расследуемого события.

Криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий из них начинается с их обнаружения и осмотра при проведении таких следственных действий, как все виды обыска, выемка, освидетельствование и некоторые другие. Данные материалы и вещества являются частью элементов материальной обстановки расследуемого события. Это могут быть предметы (простые и сложные, состоящие из совокупности узлов, деталей); комплекты предметов (пара перчаток, плащ с поясом и т.п.); массы (объемы) материалов, веществ, а также определенные роды (виды) последних: лакокрасочные материалы и покрытия, волокна, нефтепродукты и горюче-смазочные материалы, стекло, пластмассы, резина, металлы и сплавы, наркотические вещества; твердые, жидкие и газообразные вещества, занимающие определенный объем, и т.д. Осмотр, по возможности, должен проводиться с участием специалиста, особенно при наличии микрочастиц и микроследов материалов и веществ.

Основные технические средства, необходимые для работы с микрообъектами, имеются в новых комплектах для следователей (чемодан). Кроме того, специальные приборы, набор инструментов, упаковочные средства включены в новый комплект техники для прокуроров-криминалистов и специалистов.

Процесс обнаружения микрочастиц требует соблюдения мер предосторожности, исключающих утрату имеющихся микрочастиц и привнесения посторонних. Для целенаправленного поиска микрочастиц необходима информация об обстоятельствах дела которые ориентируют следователя на отыскание частиц с заранее известными признаками (материал или вещество, цвет, морфология). Конкретное направление поиска микрочастиц определяется методом мысленного моделирования обстановки и механизма события с выдвижением всех возможных версий. Чаще всего носителями микрочастиц являются следующие объекты: тело, одежда, обувь преступника и потерпевшего, холодное оружие и иные орудия причинения травм; орудия и инструменты, использованные для взлома преград, запирающих устройств, и сами поврежденные объекты; участки грунта, дорожного покрытия, пола в зонах взаимодействия объектов; транспортные средства.

Поиск микрочастиц осуществляется с использованием технических средств и специальных приемов и методов, создающих оптимальные условия освещения, изменение цветовых параметров света с помощью светофильтров, а также применение возможностей невидимых участков спектра (УФ- и ИК-лучи, a,b,g – излучения), необходимое оптическое увеличение.

Обнаруженные частицы материалов и веществ подлежат фиксации. В протоколе осмотра должно быть зафиксировано местонахождение обнаруженных материалов и веществ с указанием размеров (самих частиц и их элементов, характера поверхности, отношения к свету (пропускание, поглощение). В дополнение к протокольному описанию используются графические методы (графическое отображение местонахождения микрочастиц в виде схем и масштабного плана, а также фотографирование (в том числе макро- и микрофотосъемка).

К техническим методам фиксации относится закрепление микрочастиц на объектах-носителях с помощью целлофановой аппликации (кусочек целлофана накладывают на зону микроследов и по краям проклеивают универсальной склеивающей лентой).

Изъятие микрочастиц может быть произведено и непосредственно, путем отделения от следонесущей поверхности. При этом используются методы: механический (захват пинцетом, соскоб, перенос ватным тампоном); пневматический или «вакуумный» (осуществляется для сбора микрочастиц с больших площадей – пол, лестница, участок улицы и т.п.) при помощи приборов, изготовленных на основе ручного пылесоса; электростатический, магнитный, адгезионный (основанные на явлениях прилипания микрочастиц под действием статического электричества, либо магнита, либо увлажненной или покрытой специальным составом поверхности).

В каждом конкретном случае выбор метода изъятия микрочастиц определяется специалистом в зависимости от свойств материала или вещества.

Дальнейшее исследование обнаруженных и изъятых частиц материалов и веществ осуществляется в форме криминалистической экспертизы (КЭМВИ).

Необходимо отметить, что одной из задач этой экспертизы является также и обнаружение микрообъектов определенной природы, если используемые при следственном осмотре методы не позволят их выявить и зафиксировать.

Для обнаружения микрообъектов на предметах-носителях применяются современные методы микроанализа (оптической и электронной микроскопии, атомно-абсорбционного, лазерного, микроспектрального и др.). Эти методы позволяют обнаружить и установить природу микроколичества таких веществ, как наркотики, следы взрыва и т.п. (до 10 12 г вещества). При назначении экспертизы не следует ставить вопрос о наличии микрочастиц (микроследов) в самой общей форме («имеются ли на поверхности объекта какие-либо посторонние частицы»), поскольку на поверхности любого объекта имеются различные посторонние частицы. Вопрос должен конкретизироваться с учетом обстоятельств дела с тем, чтобы эксперт был ориентирован на выявление именно тех частиц, которые могут иметь значение по делу.

Обнаружение микроколичеств вещества и материалов на объектах-носителях относится к числу диагностических задач КЭМВИ, включающих, помимо этой, установление свойств и состояний объекта, существенных для выявления фактических обстоятельств расследуемого события: места, времени, способа изготовления объекта, а также причин и времени его изменения. Иные задачи КЭМВИ состоят в установлении: принадлежности объектов определенному множеству (классу, роду, виду, группе), принятому в той или иной области науки, техники, отрасли промышленного производства, товаро- и материаловедения, в быту (классификационная задача);

– индивидуально-конкретного тождества объекта или приближения к нему на уровне рода, группы различного объема (идентификационная задача);

– механизма взаимодействия объектов как элементов вещной обстановки расследуемого события, например, установление факта контактного взаимодействия (ситуационная задача);

– существенных признаков, ранее присущих объекту и измененных под действием внешних и внутренних факторов (реставрационная задача).

Решение перечисленных задач требует комплексного подхода, системно-структурного анализа объектов сложной структуры, интеграции знаний технологического и естественно-технического свойства. Основанием для такой интеграции являются общие закономерности возникновения, существования и изменения субстанциональных и морфологических свойств материалов и веществ. Эти закономерности определяются общностью агрегатного состояния объектов (для жидких веществ, например, характерны общие закономерности следообразования и определенные признаки их внутренней структуры), наличием в составе различных материалов компонентов единой химической природы (например, наличие одних и тех же красителей в столь разнородных объектах, как волокна, пластмассы, нефтепродукты), общностью способов переработки вещества в материал и материала в изделие (например, механическое смешение компонентов, полимеризация, формование изделий литьем, получение материалов из растворов и т.д.).

На основе этих общих закономерностей разработаны общие положения методики идентификации и установления факта контактного взаимодействия объектов КЭМВИ.

Вместе с тем своеобразие объектов и специфичность задач, решаемых в отношении данных объектов, обусловливают определенную дифференциацию знаний в КЭМВИ, следствием чего является создание частных экспертных методик. В настоящее время такие методики созданы для следующих объектов КЭМВИ: лакокрасочных материалов и покрытий, объектов волокнистой природы, нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов, стекла, металла, пластмасс, резины и изделий из них, наркотических средств и сильнодействующих веществ.

При исследовании указанных материалов, веществ и изделий из них с целью решения возникающих в следственно-судебной практике задач применяются инструментальные методы, которые, с учетом природы и уровня изучаемых свойств и признаков, а также общепринятого их наименования, можно классифицировать следующим образом:

1) методы исследования морфологических признаков – это в основном физико-технические методы (микроскопические, рентгеноскопические, металлография, фрактография, методы измерения микротвердости и т.п.), которые применяются при исследовании материалов, стекла, пластмасс и изделий из них;

2) методы исследования отдельных существенных физических и химических свойств – это физические, физико-химические и химические методы. Наряду с традиционными, давно вошедшими в арсенал криминалистической экспертизы, например, микроскопическими, фотографическими – съемка в различных режимах освещения и разных зонах спектра, химический капельный анализ, используются и такие методы, которые относительно недавно вошли в экспертную практику: методы хроматографического анализа, электрофореза, спектрофотометрия в УФ- и видимых зонах, ИК-спектроскопия, люминесцентный анализ и т.п.;

3) методы исследования внутренней структуры (ультрамикроструктуры) – рентгеновский фазовый и эмиссионный анализ, электронная микроскопия и др.;

4) методы исследования атомного и молекулярного состава – атомно-абсорбционный и нейтронно-активационный спектральные анализы, методы электронного парамагнитного резонанса, молекулярной масс- и хромамасспектрометрии и др.

Большинство используемых при производстве КЭМВИ аналитических приборов снабжены компьютерами, что позволяет проводить исследования при различных режимах записи спектров, осуществлять накопление сигнала, сразу же обрабатывать полученные результаты, сопоставлять их с хранящимися в памяти ЭВМ данными.

Повышению эффективности КЭМВИ способствует организация в экспертных учреждениях информационных фондов и их конкретных форм для различных видов материалов и веществ, в частности систематизация технологических и рецептурных данных, создание натурных коллекций образцов различных материалов, веществ и изделий.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных