![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Художественный образ научно-технической книги 9 страницаВ том случае, когда речь идет об очень ответственном и обильно иллюстрированном издании, в макет вклеивают фотокопии иллюстраций или слайдов. Но это дело дорогостоящее, требующее большого количества времени. Оно задерживает всю работу по сдаче макета и поэтому к такому способу прибегают не всегда, тем более что потери времени далеко не во всех случаях компенсируются выигрышем в качестве. Таким образом, можно отметить, что макет не должен походить на будущую книгу полностью, а только некоторыми из своих показателей, но он непременно должен давать ответ на любые вопросы о том, как должны быть оформлены те или иные случаи из тех, которые встречаются в конкретной рукописи. Зачем же нужен демонстрационный макет вообще, если он все равно показывает не всю книгу и если есть иные документы, достаточно полно и определенно говорящие о том, как будет оформлен учебник. Главной и важнейшей задачей демонстрационной части Таким образом, все издательские макеты-проекты могут быть разделены на Макеты делятся на Техника подготовки макетов для проекта учебника ничем не отличается от техники изготовления макетов для любого другого вида литературы, поэтому специально на этом вопросе мы останавливаться не будем. Особая роль макета для учебных изданий Все, что было изложено по поводу макета учебника, может быть отнесено ко многим познавательным изданиям, но есть и специфика Благодаря особенностям расположения одних и тех же материалов в книге друг относительно друга могут создаваться разные ситуации. Те значения и смыслы, которые несут эти материалы (т.е. элементы книги), то сближаются, то отдаляются, то сталкиваются друг с другом, то становятся совершенно независимыми. (Все это происходит в сознании читающего.) И каждый из вариантов такой ситуации формирует каждый раз несколько новый «книжный текст» (новый не только по макету, но и отличающийся от любого другого по смыслам и значениям). А если есть несколько вариантов, значит есть наилучший из них! Окончательно все акценты смыслов и значений определяются только в готовом издании. Наименьшую роль дополнительные макетные смыслы играют в неиллюстрированном сплошном прозаическом тексте, предназначенном для непрерывного чтения, наибольшую - в тексте с иллюстрациями и выделениями, предназначенными для чтения с перерывом, тексте, включающем как материал для чтения и осознания, так и материал для запоминания (заучивания). В учебниках преобладает как раз текст именно такого вида. Именно поэтому макет учебника должен и может выполнять роль не только чисто эстетическую, но и функциональную. Те или иные показатели макета способны, в известной степени, влиять на характер движения чтения, поэтому перед автором макета встает особая задача - организовать это движение. Решение такой задачи требует от того, кто создает макет учебника, глубокого проникновения как в смысл текста оформляемой рукописи (что естественно и для иных видов литературы), так и в особые педагогические задачи. Целый ряд особенностей макета учебника связан с его построением. Уже говорилось о том, что в большинстве случаев учебник имеет весьма сложное устройство текстовой и иллюстрационной частей, которое так или иначе должно найти свое выражение в макете учебника. Именно поэтому традиционно в значительной части макетов учебников используются многогарнитурные и многокегельные решения, а там, где есть возможность, - и цвет. Все это заметно усложняет для художника-конструктора задачу разработки макета-проекта учебника. Кроме сложностей, связанных с «внутренними» качествами учебника, возникают и сложности при макетировании, когда необходимо учесть очень жесткие внешние ограничения. Дело в том, что учебники - издания массовые. Они не могут быть дорогими по себестоимости. Кроме того, у ряда учебников огромные тиражи (например, некоторые из учебников, выпускаемых издательством «Просвещение», выходят тиражами до 4 млн.). Поэтому экономичность макетов учебников, их приспособленность для массовой полиграфии есть непременное требование к ним. То же самое можно сказать и о материалах для создания учебников - они не должны быть слишком дорогими. Ограничения такого рода (являющиеся специфичными для макета учебника) делают работу по их макетированию очень непростой, так как, ко всему прочему, макет должен быть придуман так, чтобы он оставался хорошим и в условиях жестких технологических и экономических требований. В особые условия ставит авторов макетов учебников для начальной и средней школы и то обстоятельство, что на эту группу учебников существует государственный стандарт, регламентирующий множество параметров макета: гарнитуры и кегли шрифтов, форматы ширины полос набора, количество колонок текста и пр. На первый взгляд, стандарт крайне ограничивает фантазию авторов макета, на самом же деле он не допускает решений, которые вредны для детского зрения и мешают чтению и усвоению материала, препятствует небрежности, неряшеству, легкомыслию. Адамов Е. Б. Иллюстрирование художественной литературы. - М., 1959. 88 с. Адамов Е. Б. Ритмическая структура книги. - М., 1974. 96 с. Бельчиков И. Ф. Техническое редактирование книг и журналов. - М., 1968. 352 с. Валуенко Б. В. Выразительные средства набора в книге. - М., 1976. 128 с. Герчук Ю. Я. Художественная структура книги. - М., 1984. 208 с. Гиленсон П. Г. Справочник технического редактора. 3-е изд. - М., 1978, 368 с. Гончарова Н. А. Композиция и архитектоника книги. - М., 1977. 96 с. Епифанов Г. Д. Методика иллюстрирования классических произведений: Конспект лекций. - Л., 1961. 22 с. Рудер Эмиль. Типографика. - М., 1982. С. 275-286. Кузнецов Э. Д. Фактура как элемент книжного искусства. - М., 1979. 96 с. Кузьмин Н. В. Штрих и слово. - Л., 1967. 172 с. Кузьмин Н. В. Давно и недавно. - М., 1982. 526 с. Куфаев М. Н. Книга в процессе общения. - М., 1927. 108 с. Ляхов В. Н. Очерки теории искусства книги. - М., 1971. 256 с. Ляхов В. Н. О художественном конструировании книги. - М., 1975. 96 с. Ляхов В. Н. Искусство книги. - М., 1978. 248 с. Молок Ю. А. Владимир Михайлович Конашевич. - М., 1969. 336 с. Основы оформления советской книги. - М., 1956. 504 с. Пахомов В. В. Книжное искусство: В 2 т. - М., 1961, 1962. Подобедова О. И. О природе книжной иллюстрации. - М., 1973. 336 с. Реформатский А. А. (При участии М. М. Каушанского). Техническая редакция книги. - М., 1933. 416 с. Рывчин В. И., Леонардова Е. И., Овчинников А. И. Техническое редактирование книги. - М., 1977. 248 с. Рывчин В. И. О художественном конструировании учебников. - М., 1980. 128 с. Рукопись - художественный редактор - книга. Сост. Е. Б. Адамов. - М., 1985. 296 с. Сидоров А. А. Искусство книги. - М., 1922. 216 с. Сидоров А. А. Книга - печать - искусство // Пятьсот лет после Гутенберга. - М., 1969. С. 287-369. Теллингатер C. Б., Каплан Л. Е. Искусство акцидентного набора. - М., 1965. 228 с. Тяпкин Б. Г. Работа редактора над книжными иллюстрациями. - М., 1968. 228 с. Херльберт, Аллен. Сетка. - М., 1984. 108 с. Художественное конструирование и оформление книги / Е. Б. Адамов и др. - М., 1971. 248 с. Шпугал А. Г. Русский типографский шрифт. - М., 1974. 208 с. Шульц Д. Эстетические критерии типизации изданий. - М., 1982. 44 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|