ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Цвет и символика цветаЧеловек воспринимает цвет не только зрением, но и другими органами чувств – слуховыми, обонятельными, тактильными и даже вкусовыми. В начале XIX в. Гёте писал: «Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства и возбуждать мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют…». Цвета делятся на тёплые, побуждающие к действию, и холодные, успокаивающие. К первой группе относятся красный, оранжевый и жёлтый, а также их различные оттенки; ко второй – синий, голубой, фиолетовый, серебристый, белый. В книге Р. Хена «Азбука цветов» приводятся следующие данные по восприятию цвета: · жёлтый цвет вызывает ощущения тепла, света, радости и лёгкости. В то же время ярко-жёлтый ассоциируется с завистью, лживостью, своеволием и ненавистью, а жёлто-зелёный – с чем-то жёстким, немного ядовитым. Символика цвета – жизнь, тепло, свет, радость, роскошь, брак; · оранжевый кажется многим тёплым, праздничным, полным жизни, вызывающим радость. Символика цвета – солнце, тепло, власть и тщеславие; · красный – самый активный цвет, практически не подавляемый другими. Светлые отт енки оказывают возбуждающее действие и символизируют готовность к наступлению, тёмные оттенки ассоциируются с серьёзностью и солидностью. Символика цвета – жизнь, кровь, страсть, любовь, огонь, праздник; · синий в ызывает ощущения чего-то тихого, тяжёлого, строгого, холодного, но полного сил и энергии; голубой ассоциируется с ясностью мысли, чистотой и некоторой оживлённостью. Символика этих цветов – даль, тоска, бесконечность, доверие и верность; · фиолетовый кажется торжественно-роскошным, иногда светлым, иногда мрачным. Он связывает различные цвета, а в больших количествах действует на психику угнетающе. Символика цвета – достоинство, величие, роскошное великолепие, дружба; · зелёный – цвет спокойствия, мира и пассивности. Светлые оттенки зеленого вызывают оживление, веселье; тёмные – холодность, сдержанность. Зелёный цвет является оттеночным для синего и голубого. Символика цвета – мир, покой, надежда, плодородие; · белый выступает как нейтральный цвет, контрастирующий со всеми тёмными, в пёстрых сочетаниях он способствует их оживлению и увеличению объёмности. Символика цвета – чистота, невинность, целомудрие (в Японии - мудрость); · чёрный цвет – также нейтральный цвет, как и белый, но контрастный ему. Чёрный цвет способствует уменьшению объёмности, на его фоне усиливается действие красного и жёлтого цветов. Символика цвета – скорбь, траур, официальная торжественность.
Психология цвета Не менее важным свойством цвета является его способность «приближать» или «удалять» предметы от наблюдателя, вызывать чувство тепла и холода. Эти свойства также связаны с особенностями нашего визуального восприятия. В нашей памяти в процессе жизни и деятельности накапливается достаточное количество природных примеров, наглядно иллюстрирующих расстояние до горизонта, высоту неба над головой или глубину моря, озера, водоема. Воспринимая цвет, мы невольно сопоставляем его с известными нам примерами из природы или из географических физических карт. Холодные цвета и оттенки удаляют предметы, наполняют воздухом плоское двухмерное пространство, теплые, наоборот, – приближают предметы, «повышают температуру» картины. Но, есть еще одно свойство цвета, которое связано со звуковым восприятием. Оно может быть представлено в упрощенном чертеже И. Ньютона (Рис. 8), основанного на условном сопоставлении цветов спектра и музыкальной октавы [9 ].
ре ми фа соль ля си до ре Первая октава Вторая октава
Рис. 11. Упрощенный вид чертежа И. Ньютона и нотный стан
Приверженность человека к тому или иному цвету также неслучайна. Она характеризует его внутренний мир, его предпочтения и неприятия, возможность контактов с ним. Красный цвет. Вы динамичны и предпочитаете жить настоящим. Легко впадаете в скуку и любите наслаждаться властью. Предпочитающие красный цвет восхищены жизнью. Розовый цвет. Вы чувствительны, милы и доброжелательны; не против вернуться к поре романтической юности, потому, что мечтаете о любви. Желтый цвет. Вы жизнерадостны и полны оптимизма. Если у вас что-то не получается, вы стараетесь изменить свою жизнь. Вы непредсказуемы и обладаете поистине безграничной любознательностью. Зеленый цвет. Вы любите чувствовать себя в безопасности и хотели бы сделать мир лучше. Вы великодушно растрачиваете время и силы на других, а в спорах аргументировано отстаиваете свою точку зрения. Коричневый цвет. Вы практичны и прочно стоите на земле; любите друзей и преданы им. Семья занимает главное место в вашей жизни. Не малое значение для вас имеет чувство комфорта. Пурпурный цвет. Вы известны как превосходный спорщик и не лишены чувства нравиться. И хотя вас любят, вы недоверчивы, а потому любите напускать на себя загадочность. Голубой цвет. Вы любите ощущение покоя и порядка. Вы доверчивы и высоко цените порядочность. Цвет голубого неба больше подходит искателям удовольствий и мечтателям, а цвет морской волны привлекает более серьезных и консервативных. Серый цвет. У вас темперамент наблюдателя, а не деятеля. Вы сдержаны и не любите принимать решений, откладывая их насколько позволяют обстоятельства. Безусловно, все не так просто. Обычно человек выделяет не один цвет, а 2-3, близких к любимому, поскольку сам человек представляет микрокосмос. Однако элементарные познания мира цвета дают студенту возможность в значительной мере обогатить композицию и тем расширить круг единомышленников, т.е. тех людей, которые близки ему по чувственному и осознанному восприятию внешней информации. Но мы знаем, что более 80% от общего информационного объема, получаемого человеком из вне, приходится на визуальную информацию. Это условие обязывает к вдумчивому отношению к разработке композиционного решения. В нем нет, и не может быть мелочей. Хорошо известная фраза «казнить нельзя помиловать» наглядно это иллюстрирует. Учитывая все сложности и тонкости работы с композицией, особенно с цветом и с цветовыми оттенками, можно условно сравнить ее с одиночным плаванием человека в океане чувств и ощущений, так или иначе отражающихся на содержании и эстетическом качестве художественно-графического произведения. Использование в композиции «чистых» цветов, взятых из баночки и концентрировано положенных на бумагу мазком кисти, как правило, хороших результатов не дает. Удача приходит к тому, кто ищет цветовые оттенки, подбирает их гармоничные сочетания, добиваясь наиболее благоприятного колорита, соответствующего содержанию композиции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|