Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Работа над клаузурой и фор-эскизом




С самого начала работы необходимо приучить себя к размышлениям вслух, к отображению размышлений на бумаге в виде набросков, легких беглых движений карандашом. Это наилучший технический инструмент, допускающий вариантность в процессе работы. Активность линий выделяет главный композиционный элемент, определяет расположение композиционного ядра в картинной плоскости (на подрамнике), выражает направленность движения и глубину пространства, задает светотеневые и тональные отношения в композиции.

 

А Б

 

 

В Г

 

Рис. 1. Шрифтовая композиция – Терпение и труд все перетрут.

Студенческая работа. А, Б, В, Г – варианты эскизов.

 

Поиск композиции выполняется в небольшом формате – А-5 (Рис. 1). Это позволяет не только сократить объем работ и трудозатраты на начальном этапе. Но, главное, дает возможность максимально сосредоточить визуально-аналитическое внимание и творческую энергию на поиске решения, оптимально отвечающего и смысловому содержанию словесной формы, и ее образному художественному представлению. Варианты А, Б и В принципиально отличны друг от друга; варианты А и Г – вариации на одно и то же композиционное построение. Все они отражают размышления над смыслом фразы: А – столкновение и микровзрыв; Б – разглаживание; В – пропуск через вальцы лентопротяжного механизма; Г – перемалывание. Ни один из них не отвечает смысловому содержанию пословицы, обращающей наше внимание на терпение и труд, т.е. на медленное и постепенное сглаживание конфликтных ситуаций и приспособление к изменившимся условиям. Это ненасильственное приглаживание по аналогу гладильной доски: не строгое вписывание в установленные жесткие режимы; не механическое изменение физических свойств путем измельчения исходного материала. Это притирание одного к другому, затрата усилий для достижения оптимальных условий существования. Терпение и труд – ключевые слова, на которых и должна строиться вся композиция. На начальных этапах, независимо от того, насколько удачны или нет первые предложения, идет напряженный поиск наиболее выразительного решения.

Работа над клаузурой может выполняться двумя способами.

 

А Б

 

В Г

 

 

Рис. 2. Определение картины с помощью уголков. Вариант А – исходный;

Б, В, Г – определение оптимальных размеров картины. Соотношения

сторон в прямоугольнике 1:1,5

 

Самый простой способ заключается в том, что композиция рисуется в малом масштабе. По завершению рисунка определяются габариты картинной плоскости по отношению к габаритам композиционного пятна и направлению движения в картине. Картинная плоскость может располагаться по горизонтали или вертикали. Пропорции картины должны находиться в тех же соотношениях, что и стороны подрамника. Если соотношение длины к ширине подрамника: 75: 55 =, т.е ориентировочно – 1:1,36 (ориентировочно 1:1,5), то и стороны картины должны находится в соотношении 1:1,5. Для быстрого и правильного определения картины можно воспользоваться уголками, сделанными из бумаги или картона. Уголки помогают в тренировке визуально-чувственного аппарата в гармоничном восприятии графических и художественных изображений (Рис. 2).

В исходном варианте предпринята попытка вписать пятно изображения в картину. Решение нельзя считать удачным из-за явного смещения пятна изображения в нижнюю часть картины. Горизонталь, расположенная под словом ТРУД, усложняет восприятие всей композиции. Варианты Б и Г также неудачны. По отношению к пространству картины в варианте Б – пятно изображения мало, а в варианте Г – слишком велико. В варианте Г достигнуто оптимальное соотношение между пятном изображения и картиной, которое было определено путем перемещения уголков.

В ходе этого исследования обучающийся сталкивается с новой для себя проблемой – анализом развития внутреннего пространства картины, не подозревая о том, что в его памяти уже есть аналоги для оценки данной ситуации. Для убеждения в этом полезно выполнить в домашних условиях небольшую исследовательскую работу. Необходимо начертить несколько прямоугольников с соотношением сторон 1:1.5, расположенных по вертикали и горизонтали. В каждом из них следует нарисовать легкими штрихами осевые линии и диагонали. На этом заканчивается подготовительная работа и начинаются исследования. Необходимо в каждом прямоугольнике в одной его четверти начертить стрелку или нарисовать маленький самолетик.

Сделав несколько зарисовок и сопоставив их друг с другом, можно не только увидеть как расположены рисунки в четвертях картины, но и почувствовать в них информацию, связанную с восприятием времени, скорости, расстояния и направленности физического воздействия. Это связано с особенностями визуального восприятия человека – видеть образно, а не предметно, и особенностями чтения слева направо и сверху вниз.

Композиционная задача не всегда решается просто. Иногда приходится затрачивать много времени, чтобы добиться успеха. На данное обстоятельство целесообразно обратить особое внимание. Здесь важно не забывать, что лист бумаги имеет два центра: геометрическийикомпозиционный (Рис. 3).

Геометрический центр листа при желании находится легко, поскольку расположен он на пересечении четырёх осей картинной плоскости: вертикальной, горизонтальной и двух диагональных. С композиционным центром всё значительно сложнее, хотя и здесь есть свои оси, совпадающие или нет с геометрическими осями (Рис. 3А).

Композиционный центр – центральная точка картины, вблизи которой располагается сюжетно-композиционный центр художественного произведения (Рис. 3Б). Это главная область композиционной плоскости, где сосредоточено основное внимание художника и зрителя. Сопоставляя геометрический центр с композитным центром, можно заметить, что последний размещается, как правило, несколько правее и выше первого по отношению к ватманскому листу (картинной плоскости). Здесь показан и основной рисующий свет, выявляющий пластику портрета или композиционной группы, сосредоточивающий внимание зрителя на сюжетно-композиционном ядре картины. Но, правило справедливо для обычного визуального восприятия и может изменяться в зависимости от замысла художника.

Рис. 3. Размещение геометрического

и композиционного центров:

1-1 – диагональная ось слева направо вниз;

2-2 – диагональная ось слева направо вверх;

3-3 – вертикальная ось;

4-4 – горизонтальная ось;

5 – геометрический центр листа ватмана;

6 – центральная точка композиции.

 

Эффект связан с привычной работой глаз: движением слева направо и сверху вниз, с характерным расположением композиционного центра. В результате изменения привычной работы глаз и сознания мы иначе воспринимаем содержание одной и той же информации.

В доказательство сказанного, попробуем перевернуть зеркально известное произведение К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» (Рис. 4). Если копию картины при визуальном восприятии мы ощущаем как неизбежную трагедию, от которой нет спасения, то зеркально перевёрнутое изображение вселяет в наш разум слабую надежду хоть на какое-то избавление отдельных страдальцев от бушующего ада, имеющих силы убежать, уползти прочь.

 

 

А Б

Рис. 4. К.П. Брюллов. Последний день Помпеи:

А – копия подлинного произведения; Б – зеркально перевёрнутое отображение картины.

 

Глаз человека и сознание привыкли «читать», воспринимать информацию в направлении слева направо и сверху вниз, привыкли к тому, что сверху небо, свет, воздух, а внизу земля, пол, опора. В варианте «А» наш глаз постоянно возвращается в левую часть картины, в которую направлено движение людей, в её центр и нижний левый угол. Но здесь наше сознание оказывается в ловушке, зажатым между стеной и дорогой. Даже просвет в центре картины не обнадёживает – там так же, как здесь. В варианте «Б» глаз продолжает движение вправо, вдоль уличной стены и, несмотря на то, что оно направлено в преисподнюю, в сознании не угасает последняя надежда на благополучный исход происходящего кошмара.

Примеры наглядно показывают, что в процессе непосредственного визуального восприятия, «как правило, включаются и знания об объекте, полученные из прошлого опыта, а этот опыт, в свою очередь, не ограничен зрением, но предполагает другие ощущения» (Ю.С. Ушаков. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера, 1982).

Визуальная оценка для человека имеет важное информационно-познавательное и эмоционально-эстетическое значение не только по причине большого объёма информации в сравнении с любой другой, но, прежде всего, по оперативности поступления и комплексности «прочтения» её содержания, основанном на обобщённом и достаточно точном анализе. Рецепторный аппарат человека, «определяющий устойчивость зрительного восприятия, достаточно постоянен и может служить в качестве оценочного критерия пространственной организации среды обитания» (Ю.С. Ушаков). Особую ценность представляет эстетическая информация, выделяющаяся индивидуальной содержательностью и многообразием форм.

Вариант считается завершенным, если изображение вписалось в картину. Этот момент наступает тогда, когда уголки находят свое оптимальное расположение, т.е., когда их уже нельзя ни подвинуть друг к другу, ни раздвинуть. В этой ситуации гармоничное визуальное восприятие нарушается даже при небольших перемещениях уголков.

Второй способ более сложный. Композиционное решение врисовывается в картинную плоскость, габариты которой заранее определены легкими линиями (Рис.2А). Он требует не только определенной тренировки глаза рисовальщика, но также четкого представления о том, какой должна быть композиция в целом по ее завершении.

На начальном этапе не рекомендуется активное использование резинки. Каждый вариант должен быть законченным. В случае возникновения исправлений следует наложить тонкий лист бумаги или кальки на выполненный вариант и повторить его, но уже с исправлениями. Только в этом случае появляется возможность проследить весь процесс творчества, сопоставить варианты и на основе проведенного исследования принять правильное решение. В противном случае исследовательская работа исключается. Происходит «топтание на месте», но самое печальное в том, что резинкой можно стереть интересную мысль, к которой уже нет возврата в том качестве, в котором она появилась.

Работа над эскизом

Эскиз выполняется на листе ватмана, натянутым на подрамник 55х75 см. Изображение вычерчивается обязательно с применением натянутой рейсшины. Для переноса композиции, выполненной в меньшем масштабе необходимо определить коэффициент увеличения.

Пример. Эскиз выполнен в прямоугольнике 15х21 см. (формат – А-5). Соотношения сторон – 21:15=1.4, т.е. близкое к пропорциям подрамника – 1.36. Для определения коэффициента увеличения изображения следует произвести расчет: 55: 15 = 3,67. В результате получаем число, которое указывает нам коэффициент увеличения изображения.

Качество курсовой работы определяется не только ее художественно-образными достоинствами. Оно во многом зависит от качества ее технического исполнения, которое напрямую зависит от соблюдения вертикалей и горизонталей, начертания прямых углов, качества нанесения красочных слоев. Работа на подрамнике с натянутой не него рейсшиной увеличивает производительность чертежных работ при одновременном повышении их качества. Использование инерционной рейсшины на больших форматах нерационально, т.к. не гарантируется в достаточной степени параллельность, вертикальность и горизонтальность линий. Исполненный чертеж воспринимается тренированным глазом как расползающийся, кривой или наклоненный в какую-либо сторону.

В работе над эскизом можно выделить два основных этапа: первый этап – поиск композиционного решения; второй этап – поиск цветового решения, который может продолжаться до момента нанесения красочного слоя на лист ватмана. В начале работы поиск цветового решения также выполняется на небольших форматах (Рис. 5).

 

 

 

Рис. 5. Поиск цветового решения (Приложение).

 

 

Рис. 6. Окончательный вариант курсовой работы

«Терпение и труд все перетрут» (Приложение)

Отобранный вариант повторяется в большем формате. Окончательный подбор цвета осуществляется на кусочках бумаги, аналогичных той, что натянута на подрамник. Поиск цветового решения может совмещаться с чертежной работой на подрамнике.

Завершение работы

Выполненный эскиз, с проставленной оценкой и определенными качественными характеристиками, является исходным документом для завершения курсовой работы. Главная задача – точное выполнение графического рисунка и цветового решения. Изменения могут касаться только тех частей эскиза, в отношении которых есть рекомендации преподавателя и выработаны общие договоренности в достижении конечного результата. Переделка эскиза не допускается и разрешается только в исключительных случаях.

С первого момента и до окончания работы необходимо ориентироваться на использование разработанных шрифтовых гарнитур, на максимально возможное их соблюдение. Важно также добиваться художественного единства в композиции и цветовой гармонии. Композиционное единство легко разрушается при отсутствии цветовой и тональной согласованности в работе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных