ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Историческая справкаПУТЕШЕСТВИЕ В КОНТЕЕВО. ХРАМ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА Идея посетить село Контеево, где в местной школе в середине прошлого века работал учителем истории, психологии и Конституции СССР мой отец – Александр Витольдович Воронцов, пришла мне в голову давно, но осуществить эту идею мне удалось только в 2014 году. И помогла мне в этом Раиса Михайловна Медяшова, в прошлом ученица моего отца, а сейчас пенсионерка и буевлянка. Раньше Раиса Михайловна жила в Контеево, знала, да и сейчас знает многих местных жителей, часто посещала древний и очень красивый сельский храм, о котором ходили и слагались всевозможные легенды. Была она знакома и с новым настоятелем храма отцом Андреем. Поэтому заранее смогла договориться о нашей встрече с разными людьми, чтобы в моей голове сложилась после посещения этого благодатного края стройная и всеобъемлющая (насколько это возможно за два дня) картина. Она созвонилась с учителями школы, с известным писателем, краеведом и историком этих мест Вячеславом Николаевичем Флёровым и с батюшкой Храма Архангела Михаила отцом Андреем. Утренним автобусом приехали мы с Раисой Михайловной в Контеево 3 июля 2014 года, и вся красота этого удивительного уголка буйской и костромской земли предстала перед нашими глазами.
Историческая справка (Данные из Интернета) Постоянное население села 176 чел.(2008). Центр сельского поселения Буйского района.
Село русское, старинное, с многовековой историей, возникшее ещё до основания Буя. Село возникло как торговое на путях, проходящих из Москвы и Костромы в Галич и на Белое море. По преданию, название села пошло от конской ярмарки, которая собиралась здесь несколько столетий назад. Однако, более вероятно, что своё название Контеево получило по имени первого поселенца Вантея (Ивана). Но в древности в костромском крае часто букву «в» меняли на «к». Видимо, Контеево и есть изменённое слово «Кантеево». В писцовой книге 1628 года записано: «Сельцо Кантеево на реке на Корёге, а в нём храм во имя Архангела Михаила вверх шатром, да другой храм тёплый, древян клецки...» Контеево находилось на территории древней Корёжской волости (или Корёги), одной из костромских волостей, расположенных по реке Костроме и её притокам. Впервые Контеево упоминается в грамотах в 1415 году. Более ранние грамоты не сохранились. В этом году великий князь московский Василий Тёмный подарил принадлежавшее ему Контеево и ряд других сёл Корёжской волости Железноборовскому монастырю. В течение трёх с половиной столетий Контеево было монастырской вотчиной Железноборовского монастыря… KOHTEEВСКИЕ ХРАМЫ На правом берегу реки Костромы, сбегая к подножию холма, раскинулось село Контеево. Его живописный вид дополняет редкий по своим архитектурным достоинствам комплекс из двух церквей с колокольней. Расположившись на холме, они великолепно вписываются в окружающий ландшафт. Сведений о первых церквах в Контееве не сохранилось. Но в 1627 году и в последующих годах в писцовых книгах Галичского уезда Контеево числится уже как село. В 1640 году упоминается церковь в Контееве Архангела Михаила. «1640 года по челобитью попа Никифора дана ему на эту церковь патриарша жалованная несудимая грамота, а велено ту дань платить самому по Москве вдвое». Исходя из этой грамоты, Архангельская церковь получала ряд привилегий и за это должна была платить двойную дань. Если учесть, что в Костромской губернии «вдвое по Москве» дань платили только восемь церквей, то видно, что Архангельская церковь в Контееве заметно выделялась среди других церквей. По переписи 1653 года «у сей церкви 3 двора поповских, церковного причёту 2 двора, церковных бобылей 2 двора, 5 келий бобыльских». Контеевский приход уже в то время самый значительный во всей Корёжской волости. Поэтому церковь обслуживают 3 священника. С 1676 года упоминается и вторая, Покровская, церковь в Контееве. «1735 года января 24 выдан указ об освящении церкви Галичского уезда Железноборовского монастыря игумену Феодосию по челобитью оного монастыря вотчины села Контеева церкви Архангела Михаила попа Симеона Иванова, велено оную Архангельскую церковь на новопечатном антиминсе освятить ему игумену понеже в прошлом 1734 году октября 28 во время пожарное из той церкви с престола одежда и срачица сняты». После очередного пожара в середине XVIII века, когда сгорели обе церкви, сельский сход решил построить каменную Покровскую церковь. Церковь строилась с большим трудом, не хватало средств - слишком малы были пожертвования прихожан. Сначала соорудили пятиглавую часть, затем придел, а потом и прекрасной пропорции колокольню. Строительство церкви было закончено в 1771 году. Архитектура церкви довольно проста. Вход через колокольню ведёт в обширный тёплый одноэтажный храм, внутри которого два массивных четырёхгранных столба поддерживают своды, имеющие вид подпружных арок. К тёплому храму примыкает летний, высокий двухсветный храм с одной большой апсидой, покрытый сомкнутым сводом. Храм увенчан пятью стройными луковичными главами, покоящимися на высоких глухих барабанах. Доминирующей является центральная глава. Такая архитектура создаёт впечатление приподнятости, устремленности ввысь. Наружный вид храма суров и сдержан. Стены имеют небольшое количество украшений: чуть намеченные пилястры, карнизы да узорно выложенные пояски. На глади стен летнего храма живописно смотрятся полукруглые и прямоугольные наличники окон с тремя декоративными кокошниками с каждой стороны. По краям карнизов крыши укреплены подзоры, по рисунку напоминающие кружево. Это работа мастеров «просечного» железа. Украшением церкви был многоярусный деревянный резной позолоченный иконостас в стиле барокко. Он является прекрасным образцом резьбы по дереву середины XVIII века. Судя по манере резьбы можно предполагать, что иконостас был изготовлен артелью столяров и резчиков из посада Большие Соли Костромской губернии, являющегося в то время крупным центром этого искусства. Прекрасным архитектурным памятником является многоярусная колокольня. Несмотря на свою массивность, тонко выверенные пропорции делают её изящной, не нарушая в то же время её строгой монументальности, что свойственно лучшим образцам русского каменного искусства. Колокольня построена по типу восьмерик на четверике, перекрыта восьмигранным куполом с главой над ним. На четвёртом ярусе сделана звонница, на которой ранее находилось семь различной величины колоколов. Самый большой колокол весил 281 пуд (около 4,5 тонн). Большой колокол отливали местные мастера около 1870 года на окраине Контеева. Медь и серебро (для лучшего звучания) собирали среди населения, много серебра жертвовали помещики и дворяне, проживающие в округе. Меньшие колокола были отлиты в начале XVII века, на одном из них была надпись: «Отлит при Борисе Годунове». Сорокапудовый колокол назывался ночным, на нём ночной сторож каждый час отбивал время. В этот же колокол в случае пожара били в набат. 3 июля 1824 года преосвященный Самуил по просьбе прихожан благословил по поданному проекту вместо деревянной Архангельской церкви построить вторую каменную церковь, с одним престолом Архангела Михаила. Десять лет продолжалось строительство этого храма, и только 8 ноября 1835 года, по благословению епископа Павла, он был освящён местным благочинным, протоиереем Григорием Чудецким. 26 апреля 1870 года было совершено последнее служение в Архангельской церкви, и на следующий день началось разрушение храма: разборка стен, фронтонов и т.д. 7 июня в присутствии множества своих и соседних прихожан была совершена закладка приделов к храму. Крестьяне села Контеево пожертвовали на устроение храма более 800 рублей для того, чтобы правый придел устроен был в честь Успения Божией Матери, а левый, по желанию других прихожан – в честь святителя Николая и преподобного Иакова. Прихожане принимали активное участие в устройстве храма. В самое страдное, рабочее время требовались сотни подвод: то для подвоза лесного материала для кирпичного завода, дров для него, то для доставки дикого камня для бута, то для подвоза кирпича. В 1871 году были окончены стены, в 1872 году выложены своды, и все работы были прекращены на 3 года для скопления средств и заготовки строительного материала. С апреля 1875 года на должность церковного старосты был избран крестьянин села Контеево Влас Семёнович Зырин, человек неутомимо деятельный и преданный своему долгу. С этого времени работы стали быстро подвигаться к концу. В 1875 году окрашена крыша на церкви, в 1876 году устроены двойные рамы и отштукатурена церковь внутри. В 1877 году приобретено 1000 пудов чугунных плит для пола и устроены иконостасы в приделах; в 1878 году сделаны две воздухонагревательные печи и настлан чугунный пол, а в 1879 году – позолочены иконостасы, устроены иконы и утварь – церковь была готова к освящению. 1 и 2 сентября (по старому стилю) 1879 года епископ Костромской Игнатий в присутствии настоятелей многих церквей освятил оба придела, и Архангельская церковь стала главным храмом Контеевского прихода. Церкви были обнесены высокой каменной стеной, на углах которой возвышались мощные островерхие башни. Внутри ограды были сооружены 15 торговых лавок, каменная сторожка (ночлежка), выкопан пруд и посажен парк. Таким образом, было завершено создание сельского храмового комплекса, который считался в то время одним из самых красивых в Костромской губернии. В большие праздники далеко по округе разносился колокольный звон контеевских церквей. Последним звонарём перед революцией был П. З. Сытин, искусный мастер в своём деле. Обучался он колокольному звону в Киевско-Печёрской лавре. Послушать контеевский колокольный звон приезжали любители из дальних краёв.
И вот идёт третье столетие Покровской церкви, которая является прекрасным памятником архитектуры XVIII века и охраняется государством. В каком же виде находится сейчас это творение старины? Если смотреть издалека, то купола Покровской церкви похожи на шлемы русских витязей и примыкают они друг к другу, словно дружина богатырей. Вот только пообтрепались «шлемы», опадают с них ромбики кровли, и зияют ржавые пятна. И каждый год появляются новые отметины разрушения. А если подойти поближе, то открывается совсем уж мрачная картина: церковь находится на грани полного разрушения. Ещё в пятидесятых годах выломали её резной иконостас, а церковь превратили в колхозный гараж и склад. А ведь это памятник архитектуры, наше народное достояние, народная память.
ЭКСКУРСИЯ ПО СЕЛУ Конечно, целью моего визита в это древнее село с красивыми и гармоничными пейзажами было не только знакомство с двумя уникальными храмами и настоятелем отцом Андреем. Поэтому в первую очередь мы с Раисой Михайловной отправились в Контеевскую школу, где работал отец. Сразу оговорюсь, что рассказывать об этом подробно в данном материале я не буду, потому что это совсем другая история и она могла бы занять не меньше места, чем то, что представлено на этих страницах. Сейчас я только собираю материалы, документы и подробности жизни Витольда Александровича, чтобы потом написать о нём и о прошлой эпохе более подробно. Но общее впечатление о храме и его настоятеле как раз и сложилось таким многогранным именно потому, что, прежде чем попасть собственно в храм, мы обошли практически всё село, посмотрели и школу, и сельскую библиотеку, и Дом культуры, и Комнату русской старины, которая фактически является краеведческим музеем села. А библиотека, кстати, носит имя Ивана Дмитриевича Сытина, который был её покровителем и передавал сюда многие издаваемые им книги. Я тоже оставила здесь в подарок всем контеевцам (для чтения) новые книги издательства «Золотая Русь» и несколько номеров калужского литературного журнала «Золотая Ока». Всюду нас сопровождал Вячеслав Николаевич Флёров, а насколько глубоки его познания о Контееве, знает здесь, наверное, каждый местный житель. То есть за день путешествия по этому селу мы узнали о нём столько, сколько не узнали бы никогда, перечитав массу всевозможной литературы; большинство из этой литературы, кстати, и пишет, создаёт, В. Н. Флёров. А ведь он тоже был учеником моего отца! Наконец мы распрощались с Вячеславом Николаевичем и подошли к храмовому комплексу. Дальше нашим гидом и проводником должен был стать отец Андрей. Но не всё всегда идёт гладко, как задумывается. Отец Андрей в это время был занят на строительстве фундамента под новую часовню Параскевы Пятницы в километре от Контеево близ деревни Андреевское. Телефон его не отвечал, видимо, был в то время далеко от хозяина… Мы пошли прогуляться по селу. Шли по улицам старым и большой новой, от храма удалялись всё дальше, а за день-то находились уже достаточно, и какое-то расслабление навалилось – захотелось присесть, отдохнуть, не двигаться… Да и информации в голове было уже столько, что требовалось время для осмысления всего увиденного и услышанного. Я только потом осознала – через время, что это было своего рода испытание мне, прежде чем соприкоснуться с историей, тайнами и легендами Храма Архангела Михаила. Проверка что ли на стойкость и выносливость. На истинность наших целей. И когда мне уже показалось, что больше сил совсем не осталось, вдруг мы увидели с Раисой Михайловой дом отца Андрея, где сейчас живёт он в Котеево, и моя провожатая, не растерявшись, подошла и позвала того, кого увидела во дворе. К нам подошла матушка Наталья, жена настоятеля храма. Вот она-то и поведала, что отец Андрей сейчас на часовне. И когда она сама позвонила ему, он ответил – нашего звонка не слышал, потому что телефон был в машине… Отец Андрей сказал, что через полчаса будет у храма, и мы отправились в обратный путь. И сил откуда-то сразу прибавилось, и предвкушение встречи с человеком деятельным и интересным заставило забыть о какой-либо усталости.
ОТЕЦ АНДРЕЙ Не успели мы подойти снова к храму, как из-за поворота на основную дорогу вынырнул УАЗик и резко притормозил на своеобразном пятачке поблизости у входа в железную ограду вокруг храмового комплекса – в этот момент ворота были заперты на замок. Из машины вышел человек в длинной – до земли чёрной рясе с широкими свободными рукавами, со светлым вдохновлённым лицом, свето-каштановыми волосами и большим открытым лбом, символизирующим неординарный ум и весёлый нрав. Об этом же говорили и глаза отца Андрея, которые улыбались нам навстречу и как бы располагали к откровенному разговору. Он извинился, что заставил нас ждать, достал из широкого кармана увесистую связку ключей, и замки – один за другим – стали открываться перед нами. Так же, как и двери. Конечно, для начала мы обменялись несколькими нужными фразами, представились друг другу, и я объяснила цель своего визита в Контеево, а ещё своё сильное желание побольше узнать о храме и поспособствовать его возрождению и восстановлению на родной для меня буйской земле, ведь в Буе я родилась и выросла. Расчехлила свой фотоаппарат и приготовилась слушать и фотографировать, испросив на это, конечно, разрешение, которое и было мне тут же благодушно дадено хозяином обители. Дальше была не просто экскурсия по Храму Архангела Михаила, а экскурсия в его прошлое, настоящее и будущее. С фактами самыми невероятными, с легендами и рассказом о чудотворных иконах храма, о той большой работе, которую на сегодняшний день ведёт по его восстановлению отец Андрей. Он рассказывал с такой верой в своё дело, что не возникало ни капли сомнения, что всё задуманное он осуществит. Его глаза сияли добром и ещё каким-то таким особым светом, который я могла бы назвать вдохновением или особой энергией, свойственной людям, увлекающимся своим делом до жертвенности во имя высших целей. Раиса Михайловна присела в храме на скамеечку у входа, усталость всё-таки её настигла, а я в те счастливые минуты, подобно отцу Андрею, могла бы летать. А храм-то действительно был настоящим чудом. Сколько ни пытались его разрушить, растащить на куски, он стоически ждал своего лучшего часа, лучших времён – и по всему было видно – он достоин этого! Великолепный иконостас; иконы, которые мироточили в самые сложные моменты и для храма, и для страны; расписанный иконами и фресками купол; в выбоинах и ссадинах стены алтаря; следы от неграмотных ремонтов и переделок – и независимо ни от чего какая-то особая атмосфера святости – всё это воздействовало на подсознание и вызывало чувство эйфории и радости. Радости от того приобщения к этому выздоравливающему Дому веры, которое происходило сейчас в душе. И я фотографировала всё, что видела и что казалось мне удивительным, чтобы запомнить, сохранить в сердце и этот день, и этот храм, и светлый образ отца Андрея.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|