Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Политические и социально-экономические предпосылки построения перспективной модели экономики.




По временному фактору следует выделить две группы содержательных предпосылок — нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

Краткосрочная экономическая политика призвана решать неотложные и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя прервать или остановить. К текущим задачам относятся:

· реакции на тенденции и циклы рыночной конъюктуры;

· краткоср мероприятия и проекты, рассч-ные на быструю отдачу вложенных ср-в;

· максимальное использование наличных производственных мощностей;

· совершенствование традиционных технологий и методов ведения хоз деят-сти;

· ориентация фин сферы, денежной п-ки на ближайшие цели борьбы с инфляцией, укрепление нац валюты без должного учета долговр интересов реального сектора эк-ки;

· сосредоточение структур эконом управления преимущественно на решении оперативных вопросов сбыта продукции, пополнение оборотных ср-в, преодоление убыточности и неплатежей.

Долговременными явл инвестиции в человеческий капитал, знания, умения, в систему образования, науку и технологии, отдача от кот имеет большой временной лаг. Поэтому данные инвестиции должны носить упреждающий характер.

В число позитивных предпосылок и конструктивных факторов формирования перспективной модели экономики входят:

· выгодное экономико- географическое положение Беларуси;

· развитые системы транспортных коммуникаций и пр-ной инфраструктуры в целом;

· значительные земельные, водные, лесные р-сы, запасы важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для пр-ва строительных мат-лов и др.);

· достаточно мощная строительная база;

· значительный научно- технический потенциал;

· многоотраслевой промышленный комплекс;

· высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

· комплексность развития территорий и сформированность межотраслевых комплексов;

· многовекторные внешэк связи, способствующие расширению внешних рынков;

· совершенствующаяся в проф отношении система государственного управления.

В качестве барьеров выступают:

· несовершенство законодательно- нормативной базы, сохраняющей преобладание административных рычагов и бюрократических препон в управлении экономикой;

· недостаточное развитие конкурентной среды на внутр рынке Т и У, капиталов, рабочей силы;

· критический ур-нь износа активной части осн пр-ных фондов и устаревшие в большей части пр-ные технологии, неразвитость инновац- и информационно- коммуникационной инфраструктур;

· недостаточный ур-нь менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях;

· чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей;

К числу внешних предпосылок относятся прежде всего учет главных тенденций развития цивилизации, встраивание в мировые процессы глобализации и информатизации, интеграция и сотрудничество в мировом и региональном масштабах.

Важными политическими предпосылками формирования ПМЭ являются:

· построение социального правового демократического государства;

· эволюция общ-ных структур в направлении институтов современного гражданского общества;

Для успешного построения ПМЭ необходимы предпосылки и преобразование в действующей экономической системе страны (системные условия):

· в реальном секторе — создание эф-ной и кокурентоспособной эк-ки на основе структурной перестройки, модернизации и обновления технологич базы пр-ва, выпуска высокотехнологич наукоемкой продукции, развитие сферы услуг;

· в фин секторе — формир фин стр-р и механизмов, ориентир-ных на выживание (быстроокупаемые проекты), на долгоср крупные проекты нац и м/н масштабов;

· институционн правовой сфере — построение системной законодат основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы и институты социально ориентированной рыночной эк-ки;

· внешнеэк сфере — ориентация на принципы открытости нац эк-ки внешнему миру, многовекторности внешней п-ики, учитывающей первичность суверенитета нации и гос-ва, влияние процессов глобализации, регионализации, информатизации, глубоких перемен в мировом геополитическом пространстве;

· области управления и регулирования соц-эк процессов — гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования, решение текущих и перспективных задач на основе новых информац технологий, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.

Важными внутрисистемными предпосылками построения ПМЭ явл поддержание здоровой эк среды, обеспечение стабильного эк роста, повышение благосостояния населения и целенаправленное совершенствование в связи с этим макроэк п-ки (бюджетно-налоговой, денежно - кредитной, валютной, ценовой и т.д.)

Приоритетными предпосылками и направлениями преобразований долговременного характера, ориентированными на построение ПМЭ, являются:

· построение структурного и институционального каркаса ПМЭ;

· создание национальной инновационной системы;

· реформирование отношений собственности, развитие рыночных институтов, малого и среднего предпринимательства;

· развитие человеческого потенциала;

· оптимизация роли государства в регулировании и реформировании экономики и социальной сферы;

Представление о том, что либерализация и рыночная свобода быстро приведут к созданию нормальных рыночных отношений, оказалось глубоко ошибочным. Поэтому при переходе к рыночной эк-ке в решении проблем формирования и функционирования институтов рыночного типа стартовая роль должна отводиться гос-ву. Его стратегич цель в переходной период — содействие системному формированию новых эк отношений, создание реальных условий для дальнейшей либерализации и дебюрократизации эк-ки, устранение административных барьеров при организации и ведении бизнеса. Вместе с тем гос-во должно жестко контролировать и обеспечивать соблюдение хоз-щими субъектами законод-ва, регламентирующего права собственности и правил поведения на рынках.

Т.обр., базовые принципы модели свидетельствуют о том, что наша страна отвергает крайности либерализма, огосударствление эк-ки, выбирает собственный путь построения будущей эк системы с сильным гос-вом, эф-ным рыночным механизмом и его соц ориентацией. Определение новой роли гос-ва и общ-ва, развитие демократии и общ-ных отношений повысят эф-сть механизмов соц взаимодействия, трансформации эк-ки и соцсферы как важных предпосылок построения перспективной модели эк-ки.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных