ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Финансовая система нац. экономики.Финансы определяют как совокупность эк-ких отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, или финансовых р-сов, через особые фонды и учреждения. Реализуются эти отношения или связи через финансовую систему — совокупность различных сфер финансовых отношений, форм и методов образования и исп-ния фондов денежных средств. Она включает: бюджеты различных уровней; фонды социального, имущественного и личного страхования; валютные резервы гос-ва; денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерч и некоммерч структур; прочие специальные фонды. В организационном плане она охватывает совокупность финансовых учреждений страны. Согласно Европейской СНС, движение денежных потоков осущ-ся в разрезе секторов и подсекторов эк-ки: • нефин корпоративных и квазикорпоративных пр-тий; • фин учреждений; • страховых предприятий; • органов гос управления; •частных некоммерч организаций, обслуживающих домашние хозяйства; • домашних хозяйств. Финансы органов гос управления образуют гос финансы, кот включ бюджетную систему страны и гос кредит. Бюджетная система состоит из гос бюджета и гос внебюджетных фондов (1 уровень), бюджетов регионов (2 уровень) и местных бюджетов. Финансы остальных блоков (секторов) образуют финансы хозяйствующих субъектов и населения. В свою очередь фин институты включают центральные банковские институты, другие финансовые и кредитные институты. Финансы хозяйствующих субъектов — это совокупность фин связей м/у юр лицами (м/у пр-тиями), юр лицами и гос-вом, юр лицами и физ лицами (населением). Финансы населения (домашних хозяйств) образуют доходы семей, различные виды расходов и сбережений населения. Гос финансы — это финансы сектора гос управления, кот включает все институц-ные ед-цы (институц-ая ед-ца — такая хоз ед-ца, кот ведет полный набор бух-ких счетов и явл юр лицом), занятые оказанием нерыночных услуг, предназначенных для коллективного потребления, и перераспределением нац дохода и богатства. Организация гос финансов определяется системой гос управления. Осн институц-ными ед-цами сектора гос управления явл законодат и исполнит органы власти на республиканском, областном и местном уровнях, гос внебюдж фонды, посольства, консульства и другие гос учреждения за рубежом. (В эту группу не входят принадлежащие гос-ву пр-тия корпоративного и квазикорпоративного типа, а также кредитно-фин учреждения, в частности, НБ, осуществляющий ф-ции денежно-кредитного регулирования, страховые компании и прочие финансово-кредитные учреждения, кот относятся к фин сектору эк-ки страны. При этом не имеет значения тот факт, что они могут полностью принадлежать органам гос управления или последние владеют большей частью их капитала). В рамках и контексте представленных выше понятий и структур рассматривается государственная финансовая система Беларуси. Нац финсистема Беларуси возникла с образованием в 1990 г. суверенного гос-ва — РБ, кот прошла сложный путь становления и развития в условиях выхода из глубокого системного кризиса, вызванного распадом бывшего СССР. Сегодня она представляет собой систему, построенную по м/н стандартам с учетом специфики эк-ки страны. Ее новые (рыночно ориентированные) сущность, назначение, структура, функции закреплены в Конституции и Налоговом кодексе РБ. Согласно Конституции РБ (ст. 232): «Финансово-кредитная система РБ включ бюджетную систему, банковскую систему, а также фин средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории РБ проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная п-ка». Осуществляя переход от централизованной плановой к рыночной эк-ке, РБ строила свою систему финансов одновременно с созданием всего комплекса гос институтов независимой страны: внешней п-ки, обороны и безопасности, нац эк-ки, управления и т.д. И ключевую роль в этом процессе играли и играют становление системы финансов, пронизывающей все сферы общества и гос-ва, выработка и реализация фин п-ки. Фин п-ка представляет собой совокупность целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эф-ной мобилизации фин р-сов, их перераспределения и исп-ния для выполнения гос-вом своих ф-ций. Фин п-ка явл органичной частью соц-эк п-ки, в кот определяются стратегические и тактические цели развития эк-ки, общий объем фин р-сов, их источники и направления исп-ния, вырабатывается механизм регулирования и стимулирования соц-эк процессов финансовыми методами. Основными документами правительства в этой области являются Нац стратегия устойчивого развития РБ на 15 лет, Осн направления соц-эк развития (СЭР) на 10 лет, Программа СЭР на 5 лет и ежегодные прогнозы СЭР. В каждом документе осущ выбор долговременных и краткосрочных целей и составление целевых программ концентрации фин р-сов на главных направлениях эко-ого и соц развития. При разработке перспективной финн п-ки прогнозируются тенденции развития финансов, формируются концепции их исп-ния, отрабатываются принципы организации фин отношений. В период перехода эк-ки республики к рыночным отношениям изменялись и подходы к формированию фин п-ки с учетом разнообразия форм собственности, новых институтов рынка, реформы ценообразования и т.д. Фин п-ка вырабатывается и реализуется системой управления финансами или спец аппаратом и его звеньями разл уровней. Сюда входят фин службы (отделы) предприятий, организаций и учреждений, страховые органы, фин органы и налоговые инспекции. На уровне республики управление финансами осущ прежде всего высшие органы гос власти — Президент и Нац собрание РБ, ежегодно рассматривающие проект бюджета страны и утверждающие его путем принятия соответствующего Закона о бюджете на предстоящий фин год. Важнейшими фин органами, разрабатывающими фин п-ку гос-ва и осуществляющими управление финансами, являются Минфин РБ и его органы на местах. ç Схема управления финансами*
Указанные блоки и элементы управления реализуются ч/з ф-ции прогнозирования, планирования, оперативного управления и контроля, бюджетно-налоговую п-ку, кот осущ-ся посредством бюджетной и налоговой систем страны.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|