Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Финансовая система нац. экономики.




Финансы определяют как совокупность эк-ких отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, или финансовых р-сов, через особые фонды и учреждения. Реализуются эти от­ношения или связи через финансовую систему — совокупность различных сфер финансовых отношений, форм и методов обра­зования и исп-ния фондов денежных средств. Она включает: бюджеты различных уровней; фонды социального, иму­щественного и личного страхования; валютные резервы гос-ва; денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерч и некоммерч структур; прочие спе­циальные фонды. В организационном плане она охватывает со­вокупность финансовых учреждений страны.

Согласно Европейской СНС, движение денежных потоков осущ-ся в разрезе секторов и подсекторов эк-ки: • нефин корпоративных и квазикорпоративных пр-тий; • фин учреждений; • страховых предприятий; • органов гос управления; •частных некоммерч организаций, обслуживающих домашние хозяйства; • домашних хозяйств.

Финансы органов гос управления образуют гос финансы, кот включ бюджетную сис­тему страны и гос кредит. Бюджетная система состоит из гос бюджета и гос вне­бюджетных фондов (1 уровень), бюджетов регионов (2 уровень) и местных бюджетов.

Финансы остальных блоков (секторов) образуют финансы хозяйствующих субъектов и населения. В свою очередь фин институты включают центральные банковские институ­ты, другие финансовые и кредитные институты.

Финансы хозяйствующих субъектов — это совокупность фин связей м/у юр лицами (м/у пр-тиями), юр лицами и гос-вом, юр лицами и физ лицами (населением).

Финансы населения (домашних хозяйств) образуют доходы семей, различные виды расходов и сбережений населения.

Гос финансы — это финансы сектора гос управления, кот включает все институц-ные ед-цы (институц-ая ед-ца — такая хоз ед-ца, кот ведет полный набор бух-ких счетов и явл юр лицом), занятые оказанием не­рыночных услуг, предназначенных для коллективного потреб­ления, и перераспределением нац дохода и богат­ства.

Организация гос финансов определяется сис­темой гос управления. Осн институц-ными ед-цами сектора гос управления яв­л законодат и исполнит органы власти на республиканском, областном и местном уровнях, гос внебюдж фонды, посольства, консульства и другие гос учреждения за рубежом. (В эту группу не входят принадлежащие гос-ву пр-тия корпоратив­ного и квазикорпоративного типа, а также кредитно-фин учреждения, в частности, НБ, осущест­вляющий ф-ции денежно-кредитного регулирования, страховые компании и прочие финансо­во-кредитные учреждения, кот относятся к фин сектору эк-ки страны. При этом не имеет значения тот факт, что они могут полностью принадлежать органам гос управления или последние владеют большей частью их капитала). В рамках и контексте представленных выше понятий и структур рассматривается государственная финансовая систе­ма Беларуси.

Нац финсистема Беларуси возникла с об­разованием в 1990 г. суверенного гос-ва — РБ, кот прошла сложный путь становления и разви­тия в условиях выхода из глубокого системного кризиса, выз­ванного распадом бывшего СССР. Сегодня она представляет со­бой систему, построенную по м/н стандартам с уче­том специфики эк-ки страны. Ее новые (рыночно ориенти­рованные) сущность, назначение, структура, функции закреп­лены в Конституции и Налоговом кодексе РБ.

Согласно Конституции РБ (ст. 232): «Фи­нансово-кредитная система РБ включ бюд­жетную систему, банковскую систему, а также фин средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории РБ проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валют­ная п-ка».

Осуществляя переход от централизованной плановой к ры­ночной эк-ке, РБ строила свою систему финансов одновременно с созданием всего комплекса гос институтов независимой страны: внешней п-ки, обороны и безопасности, нац эк-ки, управления и т.д. И ключевую роль в этом процессе играли и играют становление системы финансов, пронизывающей все сферы общества и гос-ва, выработка и реализация фин п-ки.

Фин п-ка представляет собой совокупность це­лей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эф­-ной мобилизации фин р-сов, их перераспре­деления и исп-ния для выполнения гос-вом своих ф-ций. Фин п-ка явл органичной частью соц-эк п-ки, в кот определяются стратегические и тактические цели развития эк-ки, об­щий объем фин р-сов, их источники и направления исп-ния, вырабатывается механизм регулирования и стимулирования соц-эк процессов финан­совыми методами. Основными документами правительства в этой области являются Нац стратегия устойчивого развития РБ на 15 лет, Осн направле­ния соц-эк развития (СЭР) на 10 лет, Про­грамма СЭР на 5 лет и ежегодные прогнозы СЭР. В каждом до­кументе осущ выбор долговременных и краткосроч­ных целей и составление целевых программ концентрации фи­н р-сов на главных направлениях эко-ого и соц развития. При разработке перспективной финн п-ки прогнозируются тенденции развития финан­сов, формируются концепции их исп-ния, отрабатыва­ются принципы организации фин отношений.

В период перехода эк-ки республики к рыночным от­ношениям изменялись и подходы к формированию фин п-ки с учетом разнообразия форм собственности, новых институтов рынка, реформы ценообразования и т.д.

Фин п-ка вырабатывается и реализуется систе­мой управления финансами или спец аппаратом и его звеньями разл уровней. Сюда входят фин служ­бы (отделы) предприятий, организаций и учреждений, страхо­вые органы, фин органы и налоговые инспекции.

На уровне республики управление финансами осущ прежде всего высшие органы гос власти — Президент и Нац собрание РБ, ежегодно рассматривающие проект бюджета страны и утверж­дающие его путем принятия соответствующего Закона о бюдже­те на предстоящий фин год.

Важнейшими фин органами, разрабатывающими фин п-ку гос-ва и осуществляющими управ­ление финансами, являются Минфин РБ и его органы на местах.

ç Схема управления финансами*

 

Указанные блоки и элементы управления реализуются ч/з ф-ции прогнозирования, планирования, оперативного управления и контроля, бюджетно-налоговую п-ку, кот осущ-ся посредством бюджетной и налоговой сис­тем страны.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных