![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ. Опрощение.Морфемный анализ предполагает выяснение морфемной структуры слова. В школе он обычно называется разбором слова по составу. Словообразовательный анализ проводится в два этапа: 1) необходимо найти слово, непосредственно мотивирующее данное, т.е. максимально близкое к нему в формальном и семантическом отношении; 2) выяснить способ словообразования. Подробнее о морфемном и словообразовательном анализе см. в методичке «Морфемика и словообразование». Этимологический анализ выясняет первоисточник слова – его этимон (греч. ‘истина’). Этимологический анализ требует специальных знаний. Студенты да и сами лингвисты, научные интересы которых не включают изучение этимологии, пользуются уже готовыми результатами, представленными в этимологических словарях. Легко установить, что слова уподоблять(ся), расподоблять(ся), подобный, (не)подобает, сподобиться произошли от основы -подоб (л) -. В этих словах выделяется повторяющийся элемент -доб- (с-доб-ный, у-доб-ный), который уже не раскладывается на более мелкие компоненты. Данный корень и будет этимоном для всех исторически (диахронически) однокоренных слов, хотя бы и разошедшихся по значению. Но значение этимона непонятно, а дальнейший анализ для неспециалиста невозможен. Смотрим в этимологическом словаре. Русские слова с корнем -доб- восходят к общеславянскому слову, а оно в свою очередь к индоевропейскому: о.-с. * doba- ‘период времени, срок’ < и.-е. * dhabros ‘соответствовать, подходить’, ‘быть удобным’. С течением времени в морфемной структуре слова происходят различные изменения. Самое распространенное из них опрóщение. Оно представляет собой упрощение морфемной структуры, т.е. зарастание морфемного шва и уменьшение количества морфем: двор-ец → дворец; в-кус → вкус. Вопросы и задания для самоконтроля: 1. Что изучают морфемика и словообразование? 2. Какие разделы выделяются в морфемике? 3. Какие существуют морфемы и способы словообразования? 4. Перечислите основные единицы морфемного и словообразовательного уровней и дайте им определение. 5. Что такое морфемный, словообразовательный и этимологический анализ? 6. Дайте определение опрощения и приведите собственные примеры.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|