Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III тип обучения, или Развивающее обучение.




Гальперин проанализировал практику обучения в школе и в ВУЗе. Преобладают формы учения по образцу, которое мало способствует становлению ориентировки.Он выдвинул гипотезу о том, что можно создать иную модель обучения на основе полной ООД и доказал, что это возможно. Это доказательство представлено в учении о трех типах обучения: в зависимости от полноты и способа овладения учащимся ООД Гальперин выделяет 3 типа ООД (и три типа обучения).

Развивающее обучение отличается тем, что ООД имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ориентировка составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается. Таким образом, организация обучения по 3 типу предполагает введение не частных, а обобщенных схем ООД. Они касаются больших разделов учебного содержания. В них представлены принципы решения большого набора задач.

Такая схема ООД предъявляется не в готовом виде, а разрабатывается учащимися вместе с педагогом. Наличие полной ООД обеспечивает формирование новых действий и понятий без проб и ошибок. Действия вырабатываются быстро, безошибочно и обладают широтой переноса. В целом обучение по 3 типу – это не воспитание частных навыков, а формирование общих способностей к построению навыков (развивающий эффект)

В интеллектуальном развитии ребенка фиксируется сдвиг – развивающее обучение.


36. Характеристика концепции Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова о принципах организации развивающего обучения на основе «восхождения от абстрактного к конкретному».

Образование должно быть научным – основа развивающего обучения. Т.е. ребенок должен усваивать научные, теоретические понятия. Для этого у него нужно сформировать: 1) теоретическое отношение к действительности; 2) способность оперировать теоретическими понятиями; 3) произвольность психических процессов; 4) потребность в учебной деятельности и учебных познаниях.

Учебная деятельность должна развиваться как усвоение учебных предметов, адекватных научным знаниям, как по способам изложения, так и по содержанию.

Большое значение в обосновании своего подхода Давыдов придавал разработанной им совместно с Элькониным теории учебной деятельности. Ими была выявлена структура учебной деятельности. Но описание этой структуры отвечает их общим взглядам на образование как способ становления теоретического мышления. Она отличается от других видов деятельности как по ведущему мотиву, так и по предмету. Это единая деятельность, которая направлена на изменение субъективного опыта человека.

Значимым компонентом являются учебные действия по решению учебных задач, но все-таки особое значение Давыдов придавал контрольно-оценочному компоненту: реализация контрольно-оценочных действий развивает способность учащихся к рефлексии на собственные познавательные процессы, а это важный аспект теории мышления.

Учебная деятельность – динамичное образование.

Исходная форма учебной деятельности связывается с умениями детей реализовать учебные действия в контексте решения ими теоретических задач. Высший уровень учебной деятельности характеризуется саморегуляцией и самоорганизацией, т.е. способностью ставить учебные цели, формулировать учебные задачи, намечать способы, проверять адекватность учебных действий и осуществлять контроль.

Развитые формы учебной деятельности у Давыдова и Эльконина связаны с теоретическим отношением к действительности (концептуализация действительности). Оно позволяет расчленить теоретический и эмпирический опыт ребенка. Воплощается теоретическое отношение к действительности в том случае, когда ребенок не доверяет внешним признакам, доступным для его восприятия, он полагает, что в объекте есть еще и скрытые свойства.

Ребенок принимает задачи как учебные, т.е. он ориентирован на способ. Ориентация на способы и их развитие связывается в этой школе с рефлексией. Ребенок осознает те средства, с помощью которых он судит об окружающей действительности. Спектр теоретических задач, которые предлагаются младшему школьнику в учебных предметах, выстроен от абстрактного к конкретному и здесь предполагается динамика средств суждения. Теоретичность связана с пониманием ребенком границ своих знаний, осознанием того, что ребенок уже чем-то владеет.

Сущность теории:

Учебная деятельность начинается с усвоения ребенком всеобщих способов ориентации (ООД по 3 типу) и действий в данной области, теме, классе задач. Деятельность школьника в этом случае по характеру и содержанию Давыдов приравнивал к исследованию, т.к. в ней в сжатой форме воспроизводятся действия, которые приводят к формированию научных понятий. Но учебная деятельность – это не подлинная исследовательская деятельность, а лишь ее модель.

У детей формируется исследовательская позиция по отношению к изучаемому явлению, они испытывают все чувства, связанные с творчеством (радость, вдохновение, удивление).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных