ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие представлений об эмоциях в истории психологииI. Рене Декарт. Страсти – восприятие, ощущения, душевные движения. Первичные страсти: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль. II. Барух Спиноза. Эмоция (в терминах Спинозы – аффект) – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее. Основные аффекты: удовольствие, неудовольствие и желание. Эмоция всегда адресована (предметна). III. Вильгельм Вундт. Элементы чувства – субъективное содержание опыта. Всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений: · Возбуждение – успокоение · Удовольствие – неудовольствие · Напряжение – разрешение Простые чувства объединяются в частичные, которые в свою очередь образуют цельное чувство. IV. Чарльз Дарвин, Теодюль Рибо. Биологическая теория эмоций (рудиментарная теория). Аффективные реакции у человека являются остатками его животного существования V. Уильям Джемс и Карл Ланге. Эмоция – реакция на восприятие телесных изменений. Схема: восприятие события → органические изменения, возникающие рефлекторно → восприятие органических изменений → эмоция VI. Кэннон. Критикует теорию Джемса-Ланге, опровергая ее опытами (кошки с перерезанными симпатическими нервами). Все органические реакции существенны не для эмоции, а для того, что наступит после эмоции (нападение, бегство и т.п.). VII. Эрнест Клапаред. Эмоции – регрессивное поведение, возникающее в экстремальной ситуации; эмоции неадекватны с точки зрения объективной ситуации, но полезны с субъективной точки зрения как разрядка. Чувства играют организующую роль; Эмоции – дезорганизующую; VIII. Когнитивные теории эмоций. Эмоция как функция разума. Тип и качество эмоции зависит от того как индивид оценивает ситуацию. Эмоция – комплексный ответ на, состоящий из трёх подсистем: 1). Сигнальные переменные или стимульные свойства; 2). Оценивающая подсистема. Функция мозговых процессов с помощью которых индивид оценивает стимульную ситуацию. 3). IX. Жан-Поль Сартр. Феноменологическая теория. Эмоция – особого рода поведение в ситуации конфликта. Эмоции всегда направлены на предмет мира и сохраняются, пока предмет сохраняет свою значимость. Эмоция имеет смысл, если она что-то значит для моей психической жизни X. Кэрролл Изард. Эмоция – сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и феноменологический аспекты. Фундаментальные эмоции имеют инстинктивную природу: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Фундаментальные эмоции образуют комплексы аффектов: например, тревожность, любовь, враждебность. Функции эмоций: сигнальная, оценочная, ослабление/усиление действующей мотивации, социальный контакт XI. Отечественная школа. (С.Л. Рубинштейн, П.К. Анохин, П.В. Симонов). Существует тесная связь между эмоциональными и познавательными процессами («связь аффекта с интеллектом»), что находит свое проявление в «интеллектуализации» эмоций как в ходе общественно-исторического развития человека, так и в онтогенезе. Основу новой психологии эмоций должны составлять, с одной стороны, принципы историзма, системности, социальной природы психики, а с другой – принципы особой биологической (органической, мозговой) реализации эмоциональных явлений, отличные от принципов реализации познавательных процессов. Выготский разделял представления о существовании низших («натуральных») и высших (приобретенных) эмоций, считая, что первые связаны с относительно элементарными, а вторые – с более сложными, социально-обусловленными потребностями.
Чувства и личность. Содержание высших чувств. Нравственные чувства. Чувства - это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Эмоции - это непосредственная форма выражения чувств. Как психические процессы чувства и эмоции имеют свои особенности, носят субъективный характер; вызывают удовольствие или неудовольствие; отражают характер взаимодействия организма со средой; имеют очень большое многообразие; вызывают успокоение или возбуждение. Раздражение рецепторов внешнего или внутреннего порядка передается по центростремительным нервам в центральную нервную систему, в подкорковые и корковые отделы мозга. Оттуда по центробежным нервным проводникам импульсы возбуждения идут к различным органам тела. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможения распространяются на вегетативные центры, что вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности организма. Таковы явления рефлекторного учащения сокращений сердца при неожиданных раздражителях или рефлекторное торможение дыхания, побледнение при страхе, покраснение при смущении. Нравственные чувства - чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями. Факторы психического развития личности - это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова. Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек. Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические и физиологические особенности человека и его психики. Предпосылки психического развития личности•- это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень ее психического развития. Они бывают внешними и внутренними. Внешними предпосылками психического развития личности выступают качество и особенности воспитания человека. Внутренними предпосылками развития личности выступают активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности. Личность - это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно-полезную деятельность и отличающийся своими присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|