Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Место характера в общей структуре личности. Характер и воля человека. Характер и мотивация поведения.




ХАРАКТЕР В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

В психологии понятие ХАРАКТЕР (от греч. charakter -”печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА

Выступая как прижизненное образование человека, характер) определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив,

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные, задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие «характер» относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое, проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одной то же, добродушным и веселым может быть, как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой- системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности, личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л.Н.Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П.Павлов — городками, Д.И.Менделеев— чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные по-требности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его, потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

Воля человека

Воля — одно из самых сложных явлений психологии человека, определить его довольно трудно. Попробуем это сделать так, как мы уже не раз делали раньше, применительно к другим сложным психологическим явлениям, то есть через характеристику или описание соответствующего явления с разных сторон.

Воля — это некоторая внутренняя сила психологического свойства, которая способна управлять другими психологическими явлениями и поведением человека.

Воля — это форма внутреннего контроля поведения со стороны человека, осуществляемого им самим и связанного с его сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением.

Воля — это то, что представляет собой высший уровень регуляции поведения человека. Волевое поведение называется произвольным потому, что человек может им управлять по своему желанию.

Воля — это то, благодаря чему человек способен ставить перед собой довольно сложные цели, а также достигать поставленные цели, преодолевая серьезные внутренние и внешние препятствия на своем пути.

Воля — это то, благодаря чему человек способен делать сознательный выбор в тех случаях жизни, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких, одинаково доступных или одинаково вынужденных форм поведения.

Воля — это то, чем отличается поведение человека от поведения других живых существ. У животных воли нет, они действуют под прямым влиянием внешних воздействий или внутренних факторов чисто органического свойства. Ни одно животное в отличие от человека не в состоянии контролировать свое поведение.

С древнейших времен до наших дней проблема воли человека привлекала к себе внимание ученых. Ни одно из направлений в психологии, за исключением, пожалуй, бихевиоризма, не отрицало факт существования воли у человека. Почти все учебники по психологии, независимо от того, кем и когда они были написаны, так или иначе затрагивали и обсуждали проблему воли человека. Вместе с тем, ни в одной из традиционных проблем психологии мы до сих пор не остаемся столь же далеки от понимания ее природы, как в проблематике воли. Несмотря на столетия, затраченные не одной сотней ученых-психологов на изучение этой проблемы, мы в ее решении до сих пор остаемся примерно на уровне XVII в. Иными словами, более чем за 300 лет, прошедших с того времени, наука почти не продвинулась вперед в понимании сущности воли и волевой регуляции поведения человека. Попробуем кратко ответить на вопрос, почему это так.

Во-первых, воля — это чисто субъективное явление, не имеющее, в отличие от других психологических явлений, никаких специфических внешних проявлений или физиологических признаков, по которым можно было бы ее изучать и оценивать.

Во-вторых, мы не располагаем какими-либо данными анатомо-физиологического характера, относящимися к воле человека. Совершенно непонятно и неизвестно, какие процессы, происходящие в мозге человека, связаны с волей, какие структуры головного мозга отвечают за волевую регуляцию поведения.

В-третьих, воля и в психологии обычно определяется не прямо, а косвенно — через другие известные явления, например, через сознание, мышление, мотивы и потребности человека.

Один из возможных путей выхода из этой сложной ситуации ученые видят в том, чтобы иметь дело не с волей, а с так называемым волевым поведением, сравнивая его с другими видами поведения и выявляя признаки, которыми такое поведение отличается от поведения, в регуляции которого воля не участвует.

 

Характер

Характер человека представляет собой совокупность базисных черт личности, от которых зависят устойчивые формы социального поведения, поступки человека, рассчитанные на оказание определенного влияния на других людей. Когда мы говорим о характере человека, предполагаем, что речь идет о чем-то достаточно устойчивом, свойственном (характерном) только для конкретного человека. Иными словами, если человек имеет характер, то он, во-первых, проявляется у него почти всегда и почти во всем, во-вторых, человека всегда можно узнать по его характеру. Если нам опишут поступки, которые совершает некоторый человек, и если перед нами стоит задача узнать его по поступкам, то мы сможем это сделать. Такое определение характера сложилось в психологии во второй половине XX в., когда произошла дифференциация понятий, связанных с проблематикой личности, и были разведены между собой понятия «личность», «характер» и «темперамент» — наиболее близкие друг к другу по своему содержанию. Характер человека всегда проявляется в человеческих отношениях. Вряд ли кто-либо будет демонстрировать свой характер, если никто за этим не наблюдает и не оценивает. Напротив, чем больше внимания окружающие люди уделяют человеку, тем больше у него желания показать свой характер. Демонстрация человеком своего характера часто преследует цель произвести на других людей определенное впечатление, добиться в общении с ними вполне определенного результата. Такое понимание характера в психологии сложилось далеко не сразу. В самом первом его употреблении, которое в какой-то мере сохраняется до сих пор в ненаучной литературе и в повседневном языке, слово «характер» используется как достаточно близкое по своему значению к слову «личность». Это не случайно: характер действительно составляет основу человеческой личности. Было время, когда термином «характер» определяли любые индивидуальные особенности человека, не обязательно относящиеся только к его личности, включающие в себя и особенности психических процессов, и особенности психических состояний. Именно в этом, расширенном смысле слова используется данный термин иногда и сейчас, когда говорят о чем-либо, характерном для конкретного человека.

Мотивация – это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. (Так, например, могут возникнуть пищевая, половая, познавательная, защитная и другие виды мотивации.)

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных чувственных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма. (Сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу.) Внешние раздражители становятся стимулами, т. е. сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма. Мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы – программы поведения – могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте.

Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена. То, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует. При этом одни эмоции выполняют стратегическую функцию – являются индикатором потребностей, значимости определенного класса объектов, другие связаны с определением значимости отдельных условий, обеспечивающих достижение объекта потребности. Являясь непосредственным "определителем" значимости, полезности или вредности тех или иных явлений, эмоции обеспечивают соответствующую энергетическую мобилизацию организма на соответствующее взаимодействие индивида с этими объектами.

Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем, что регулируются второй сигнальной, обобщенной системой ценностных ориентации личности. Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных