Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Живописные портреты в творчестве нидерландских мастеров 15-16вв




Проявление реалистических тенденций, но нет ярко выраженного психологизма.

Ян ван Эйк (Чета Арнольфини, П кардинала Альбергатти, П Маргариты ванн Эйк, П человека в красном тюрбане, П ювелира). Придирчиво прорисованы все детали лица. Художник рассматривал портретируемого почти как предмет неживой природы. Человек замечателен уже своим реальным существованием, и нет необходимости конструировать его образ, прибегать к концентрации и гиперболизации его духовных черт. Живописный портрет Альбергати черствее, жестче, энергичнее. Иной подход к задачам портретирования и иное представление о человеке. Можно уже говорить об образе изображенного. Исчез преувеличенный интерес к передаче «натуральности» старческой кожи. Следующее звено этой эволюции — так называемый «Тимофей». Это поясное изображение некрасивого, тихого человека, устремившего в пространство взгляд, лишенный определенного выражения. В портрете человека в тюрбане, исполненном в 1433 г., выражение лица становится более активным. Портретируемый приближен к краю картины, его глаза обращены к нам. Эмоциональная окрашенность более конкретна. В названных портретах нет ни разработанной характеристики, ни определенных душевных движений. Их заменяет длительная, вневременная созерцательность. А созерцательность для ван Эйка— не индивидуальное свойство модели. И индивидуальное начало в портретах ван Эйка сказывается исключительно в том, как человек созерцает мир, как он обращен к миру. При такой портретной системе критерием ценности человека оказывается не только и не столько этический фактор, а способность модели воспринимать красоту мироздания. Человек в портретах ван Эйка и носитель созерцательного начала и в то же время объект созерцания. Он не действует, не проявляет определенных чувств; он демонстрируется зрителю в качестве части мироздания. Поэтому лицо передается с натюрмортной подробностью (как предмет созерцания), а длительный неподвижный взгляд обладает почти неестественной для этого лица одушевленностью (выражая созерцательность модели). Чета Арнольфини: Образ Джованни трактован схоже с портретами Тимофея и человека в тюрбане. Но мастер приопустил его взгляд — и он уже не уходит в пространство. Не прибегая к развернутому психологическому анализу ван Эйк находит возможности для глубокой трактовки своих героев. Портрет жены, Маргариты ван Эйк. Здесь за характерностью внешнего облика начинает явственно вырисовываться анализ характера. Здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника.

Робен Компен (Мужской п-т). Заметна была роль Кампена и в области. Но он не чувствует тех сложных связей с миром, которые ван Эйк умел передавать во взгляде человека.

Рогир ван дер Вейден (Женские п-ты, П Антония Бургундского – рыцаря золотого руна, П Филипа Благочестивого, П Франческо де Эсте). Ярким примером может служить берлинский женский портрет: молодое красивое лицо с плотно сомкнутыми губами и настороженным взглядом, аккуратно сложенные руки. Своей сдержанной объективностью образ этот напоминает близкий ему по времени портрет Маргариты ван Эйк. Портретные работы Рогира — одни из наиболее замечательных в мировом портретном искусстве. Уступающие ван Эйку глубиной и содержательностью, они отличаются более конкретным представлением о человеке. Портрет Франческо д'Эсте обладает почти гротескной выразительностью. Все формы заострены, отточены, вычеканены, доведены до немыслимой в живом лице предельной экспрессии. Не владея развернутым психологическим анализом, он заменяет его резким обострением черт внешности, манеры держаться и т. п.

Рогир знает о человеке уже больше, чем ван Эйк. Правда, оба они строят свои портреты на раскрытии того, как человек воспринимает мир. Однако для ван Эйка главное в этом восприятии — контакт человека с окружающим миром. Для Рогира — отчетливое выражение стиля, «повадки» человека, особенностей его личности в целом. Выявление этого стиля заменяет ему детальный психологический анализ.

Петрус Кристус (П кортузианского монаха, П девушки). Один из наиболее интересных портретов — изображение девочки из семейства Тальбот (Берлин). Этот портрет отличается удивительно точной, выверенной недосказанностью.

Хуго ванн дер Гус (П молодого человека). Здесь уже явственно проявляется стремление раскрыть красоту личного нравственного мира человека. Благочестие и душевная чистота портретируемого выступают как его личные качества, а не как родовое свойство людей.

Мемлинг (Портрет Мореля и его жены, Диптих Ньювенхове). Заметно усложняется портрет. Одним из лучших портретных произведений Мемлинга является портрет, считавшийся изображением Марии Морель. В изображении Ньювенхове все время ощущается временная определенность момента. Даже взгляд его кажется лишенным устойчивой неподвижности.

Лука Лейденский (Автопортрет). В автопортрете Луки Лейденского создан один из самых жизненно достоверных образов эпохи. Кенцепционность, подчеркнутость реального начала сообщила этому образу и другое ценное качество — его бюргерский характер утверждается художником с программным, вызывающим пафосом.

Масейс (Эразм Роттердамский). В портрете, как и в ряде других работ, Массейс достигает особенных успехов при передаче общей, не расчлененной на отдельные чувства и качества, одухотворенности образа.

Развитие группового портрета связан с консолидацией различных слоев населения, композиция строится на сочетании отдельных портретных образов, каждый равен всем.

Дирк Якобс: Групповой п-т амстердамских стрельцов, Теннисон: ПАС, Карминсон: ПАС, Барине: Амстердамские купцы. Еще отчетливее бытовые тенденции проявились в портрете, причем портрете голландском — в Голландии буржуазия ближе стояла к народным слоям и был крепок дух корпоративной общности.

В работах Дирка Якобса индивидуальный образ осмыслен уже в его повседневной реальности.

Поиски бытовой естественности портретного образа сомкнулись с чувством бюргерской общности, в другой связи проявившимся у Амстеля, и в результате возник вполне оригинальный жанр — голландский групповой портрет.

Антонис Мор – основатель школы портрета. Голландский портретист, придворный художник испанских правителей. Его портреты (поколенные, в натуральную величину), отмечены чертами маньеризма, многое позаимствовал у Тициана, отличаются торжественной строгостью и внутренней напряженностью композиции, остротой передачи психологических и социальных особенностей модели, тщательной выписанностью скупых аксессуаров, сдержанным изысканным колоритом (кардинал Гранвера). Работы Мора оказали влияние на развитие портретного ис-ва, прежде всего в Испании (Пантоха де ла Крус). (Автопортрет, П-т Филиппа, Женский п-т, Мужской п-т, П-т Гарруса).

Автопортреты Мора свидетельствуют о резком возрастании самосознания нидерландского художника.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных