Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Живопись и графика Нидерландов 1 пол. 16в




В течение первых десятилетий 16 в. живопись в Нидерландах претерпевала сложные изменения, оказались окончательно изжитыми принципы искусства 15 в. и получили развитие черты Высокого Возрождения. Художественные достоинства живописи 16 в., за исключением Брейгеля, не достигают уровня 15 столетия, в историко-эволюционном отношении ее роль оказалась весьма значительной. Приближение искусства к более прямому, непосредственному отражению действительности.

Открытие новых, перспективных путей и методов и сужение кругозора живописца. Многие живописцы приходили к решениям, лишенным широкого обобщающего значения.

Начальный этап, захватывающий первые три десятилетия, связан со сложными процессами осознания нового положения человека в жизни и характеризуется крайним многообразием исканий и разноречивостью методов. В стадиальном отношении он соответствует Высокому Возрождению в Италии.

Один из крупнейших мастеров первой трети века — Квентин Массейс (род. в 1465 или 1466 г. в Лувепе, ум. в 1530 г. в Антверпене). Ранние произведения несут отпечаток старых традиций. Первая значительная работа — триптих, посвященный св. Анне. Тяготение к жизненно-реальному началу привело к созданию одной из первых в искусстве нового времени жанровых, бытовых картин «Меняла с женой». Обе названные тенденции выступают совместно или преобладая одна над другой. Такой синтез особенно часто достигался им в портрете. Портреты Эразма Роттердамского и его друга Петра Эгидия, портрет Этьена Гардинера принадлежат к числу лучших образцов этого жанра. В портрете, как и в ряде других работ, Массейс достигает особенных успехов при передаче общей, не расчлененной на отдельные чувства и качества, одухотворенности образа.

Одновременно с ним работали мастера, предпочитавшие более решительное обновление искусства, — так называемые романисты. Их идеальные образы являлись отвлеченным фантазированием на темы античных мифов. В их творчестве особенно отчетливо сказалось отсутствие истинно гуманистических взглядов, а постоянное обращение к итальянскому искусству.

Крупнейшим представителем романизма первой трети века был Ян Госсарт (род. в 1478 г. близ Утрехта или в Мобеже, ум. между 1533 и 1536 гг. в Миддельбурге). Ранние работы трафаретны и архаичны, сдвиг в творчестве Госсарта происходит в середине 1510-х гг., когда он исполняет множество картин на мифологические сюжеты.

Романизм содействовал усилению светских тенденций в ис-ве, обогатил надерландскую ж-сь образами античной мифологии, аллегориями, интересом к обнаженной натуре, новыми решениями композиций, знаниями перспективы и анатомии.

Родился новый тип художника – гуманистически образованного, увлеченного различными отраслями знания. Вместе с тем романизм привел к такой степени интернационализации ис-ва и равнения на образцы, когда утрачивалась национальная самобытность живописи, а высокая виртуозность оттесняла собственно творческое начало и делала ис-во холодным.

Другой крупный романист — Бернар ван Орлей (ок. 1488—1541) систему Госсарта расширил. Уже в раннем его алтаре наряду с провинциально-нидерландским шаблоном и декорацией в духе итальянцев мы наблюдаем элементы подробного, обстоятельного рассказа. Вторая половина его творчества связана с попытками более органического освоения итальянской живописи. Орлей — один из заметных портретистов своего времени. В лучшей его работе этого жанра, портрете медика Георга ван Целле, он не ставит себе целью глубокое проникновение в душевную сферу модели.

Наконец, известный контакт с принципами «маньеризма» улавливается в творчестве одного из наиболее крупных мастеров своего времени Иоахима Патинира (ок. 1474—1524), художника, которого с полным правом можно считать в числе главных родоначальников европейской пейзажной живописи нового времени.

Для первой трети 16 столетия — с ее ломкой прежних принципов и нащупыванием новых путей — характерны и эклектичное сочетание различных тенденций и. напротив, почти фанатичное упорство в осознании и разрешении художественных задач.

Лука Лейденский (ок. 1489—1533). Его искусство завершает и исчерпывает живопись первой трети столетия. В ранних гравюрах (он был прославлен как мастер гравюры, и с его деятельностью связаны первые большие успехи резцовой гравюры в Нидерландах) он не только точен в передаче реальности, но и стремится создать целостную и выразительную сцену. При этом Лука добивается острой психологической экспрессии. Огромный шаг вперед в приближении к конкретной действительности виден в его работах жанрового порядка («Игра в шахматы»), но и здесь бытовое начало выделяется художником скорее как некая отвлеченная, самостоятельная категория. В автопортрете Луки Лейденского создан один из самых жизненно достоверных образов эпохи.

***

Под влиянием гуманистических идей теряет ведущее значение религиозная картина, воплощавшая цельное представление о мироздании, развиваются светские жанры, прежде всего портрет (А. Мор, Ф. Паурбюс), появляются групповой портрет (Я. ван Скорел, Д. Якобе, Д. Барендс), пейзаж (И. Патинир, Х. мет де Блес), бытовой жанр: в живописи и графике его развивали К. Массейс и Лука Лейденский - разносторонние художники, стремившиеся соединить национальную традицию с уроками итальянского Возрождения и конкретным наблюдением жизни. Эклектическому течению - "романизму", прямо подражавшему итальянскому искусству (Я. Госсарт, Б. ван Орлей, Ф. Флорис), противостояли демократические мастера, широко отразившие народную жизнь, противоречия предреволюционной и революционной эпох, - Я. ван Амстел, Питер Артсен, И. Бёккелар и особенно П. Брейгель, стремившийся возродить синтетическую полноту картины мира в жанровых картинах и пейзажах, создавший широчайшие панорамы жизни и глубокие символы трагедии современного ему человечества. Наперекор романизму и маньеризму, развивавшемуся в Антверпене, окреп живой источник народного реалистического ис-ва, эмансипировавшегося от опеки церкви, связанного с идеалами национального освободительного движения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных