ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Рогир ван дер ВейденРодился в г. Турн в семье резчика по дереву. Путь начал как скульптор и как ювелир. Сначала поступил в мастерскую Робера Кампена, затем – в цех живописцев, переехав в Брюссель, стал выдающимся художником. В 1450 – путешествие в Италию. Произведения не подписывал и не датировал. Под влиянием Яна ван Эйка. Работы несут печать поздней готической манеры. Творчество ознаменовано отходом от жизнерадостности изображения и усилением спиритуалистического начала. Концепция мира и человека, не верящего в прочность земного счастья. Поиск выразительности выше наблюдения. Нет безмятежности и спокойствия, работы остро драматичны, напряженны. Глубоко эмоциональны образы людей. Экспрессивное изображение рук, поз, жестов. Развитие получает проблема разработки трехмерного пространства. Уделяет внимание вопросу передачи света и воздуха. «Св. Лука, рисующий Мадонну». Св. Лука – покровитель живописцев. Подчеркнута глубина пространства, оно насыщено воздухом. Угловатый ритм складок. «Снятие с креста». Композиция по вертикали, горизонтали и диагонали. «Положение во гроб». Персонажи группируются по кругу. Идиллически прекрасный фон пейзажа противопоставлен мертвенно закостенелому телу. Алтарный триптих «Таинство». Среда действительности – готический храм. На 1м плане – распятие, в глубине – священник, совершающий таинство причастия. В левой створке – крещение, конфермация, исповедь. В правой створке – соборование, брак, рукоположение. Стремление показать эмоциональное состояние. Алтарный полиптих «Страшный суд» для капеллы госпиталя в Боне. Закрытый. В верхнем ярусе – Благовещение, в нижнем – Св. Себастьян и Св. Антоний, портреты заказчиков (канцлера Ролена и его жены). В раскрытом состоянии – мир земной (узкая полоска, голая безжизненная пустыня) и мир небесный, в нижней части – человеческие фигуры в обнаженном виде, восставшие для Страшного суда. В центре верхнего яруса – Христос на радуге, по сторонам – изображения апостолов. В центре нижнего яруса – архангел Михаил с весами, на них – праведник и грешник (перевешивает). Несколько трубящих ангелов между земным и небесным миром. Люди изображены анатомически достоверно. Нет возвеличивания образа человека. Небесный мир подавляет земной. Триптих «Поклонение волхвов» Крупнейший мастер психологического портрета: П-т молодой женщины П-т Франческо д’Эсте. Акцент на жесте рук, которые сжимают кольцо; утонченное холодное лицо. П-т рыцаря ордена Золотого Руна Оказал колоссальное влияние на современников.
Гуго ван дер Гус Жил в Генте. Помимо увлечения живописью занимался духовными религиозными исканиями, ушел в монастырь в 1475. Разработал новый монументальный стиль. Изображение базируется на жизненный наблюдениях, отсюда – предельный реализм. Образы более сложные, полнокровные. Передача чувств человека. Окружающая действительность более многопланова, конкретна. Сознательно использует колорит для усиления эмоционального воздействия. Чувство таинственности и тревоги, ощущение прекрасного, небывалого и глубоко трагического в обыденном. Ни одна работа не подписана и не датирована. Алтарный диптих «Грехопадение» (в духе ван Эйка: стремление к передаче гармонии, детализация пространства) и «Оплакивание» (иной колорит – холодные цвета, эмоциональное воздействие). Тонкая проработка пространства. Змей – дракон с головой человека. Алтарь «Портинари». В закрытом состоянии – Благовещение в технике гризали. В открытом состоянии в центральной части – поклонение младенцу, слева – коленопреклоненный донатор Томазо Портинари с сыновьями и со святыми покровителями, слева – жена со святыми покровителями. Общее пейзажное пространство. Диагональное и круговое построение (в центре). Фигуры заказчиков подчеркнуто маленькие по отношению к Святым. Пастухи - радость, ангелы – тихая задумчивость, Дева Мария – тихая грусть: многообразие психологических переживаний. Мощный, завораживающий своим патетическим настроением и пластической силой. «Смерть Марии». Поздняя работа. Пессимизм, трагическое звучание. Гус первым создал целостный образ чисто земного бытия в его материальной конкретности. Сохраняя интерес к познанию жизненного разнообразия, он концентрировал внимание на человеке, его духовной энергии и силе, ввел в свои композиции чисто народные типы, реальный пейзаж, сопричастный в своем эмоциональном звучании человеку. Трагизм мироощущения спрягался в его мужественном искусстве с утверждением ценности земного существования, отмеченного противоречиями, но достойного восхищения. Ганс Мемлинг Творчество неразрывно связано с городом Брюгге. Прославил себя лирическими образами мадонн. Завершает единую линию живописи 15в. Нидерландов. Родился в Германии. Для совершенствования художественной манеры переезжает в Нидерланды, где поступает в школу Рогира ван дер Вейдена. В его творчестве совершенно отсутствует жесткость письма учителя и беспощадность его характеристик. Композиции Мемлинга ясны и размеренны, образы поэтичны и мягки. Возвышенное уживается с повседневным. Одна из наиболее характерных работ Мемлинга – ковчежец св. Урсулы, в живописных образах которого как раз и уживаются созерцательность ван-эйковского толка с интересом к жизненно-естественному, что свидетельствует об усилении бюргерских тенденций в нидерландском искусстве. Сочетал в своем творчестве ренессансные и позднеготические черты. Писал религиозные сцены на фоне интерьеров и пейзажей, уделяя основное внимание изображениям первого плана (нередко полифигурным). В произведениях Мемлинга (триптих «Богоматерь со святыми»; роспись раки св. Урсулы; алтарь «Страшный суд» в костеле девы Марии, Гданьск) бытовое, лирическое истолкование сюжетов, мягкая созерцательность, ясное гармоничное, а иногда и монументально-торжественное построение композиции, тщательность воссоздания облика персонажей (часто портретных) сочетаются с тяготением к идеализации образов, канонизации художественных приемов. Работы Мемлинга отличаются удлиненностью и грациозностью фигур, изяществом линейных ритмов, светской праздничностью колорита, основанного на мягких контрастах красных, синих, блекло-зеленых и коричневых тонов. Портреты Мемлинга выделяются точностью и строгостью воссоздания облика модели (мужской портрет). Иеронимус Босх Родился в Хертогенбосх, жил в Сев. Брабанте в семье художника. 1450 – стал членом «Братства Богоматери». Стоит на грани между ис-вом 15 и 16 века. В творчестве соединяются разные течения, народная традиция. Страстный обличитель, обнаруживающий в окружающем его мире грозное царство зла, бичующий пороки безвольного, бессильного, погразшего в грехах человечества. Греховность человеческой природы, человек, зашедший в тупик. Образы фантасмагоричны. Большинство произведений не имеет датировки. Был религиозным -> религиозные сюжеты. Символика (перенасыщенность знаками). Эмоциональность – его произведения глубоко трагичны. Острое чувство гротеска, огромное число персонажей, среди которых реальные объединены с воображаемыми дьявольскими созданиями. Основная тема – борьба добра и зла. Человек – существо доброе, но слабое. Тема глупости: - Шарлатан - Корабль дураков (по книге Себастьяна Брандта) – лодка с гуляками плывет в Ад. Герои – монахи, главная тема – греховность всех без исключения. Антиклерикальные морализующие тенденции. - алтарный триптих «Воз сена». Центр – стог сена (Сено в Нидерландах – богатство), вокруг толпа (в т. ч. монахи), каждый пытается своровать клок. Сено тянут фантастические бесы в Ад. Слева (сверху вниз) сотворение Евы, Грехопадение, изгнание из Рая. Справа – Ад. - алтарный триптих «Сад земных наслаждений». Самое загадочное произведение. Центр – многофигурная композиция, все придаются удовольствиям (1 т. з. – земные наслаждения, 2 т. з. – мир, не знающий морали). Слева Рай, справа Ад (мучение грешников музыкальными инструментами). - «Поклонение волхвов»: в правой створке – Св. Агнесса с донаторами, в левой – апостол Петр с ключами от Рая. Высокая линия горизонта с единым пейзажем во всех частях. - «Несение креста». Люди в негативных качествах и только 3 спокойны: Христос, раскаявшийся грешник, Св. Вероника. Экспрессивность художественных образов Босха, его бытовая зоркость, склонность к гротеску и сарказму в изображении человеческого рода определили впечатляющую силу его произведений, отличающихся утонченностью и совершенством живописного исполнения. Искусство Босха отражало кризисные настроения, захватившие нидерландское общество в условиях нарастания социальных конфликтов конца 15в.
Антонис Мор ван Дасхорст. Учился у Яна ван Скорела. В 1550-60 посетил Испанию, Италию, Португалию и Англию. Голландский портретист, придворный художник испанских правителей. Его портреты (поколенные, в натуральную величину), отмечены чертами маньеризма, многое позаимствовал у Тициана, отличаются торжественной строгостью и внутренней напряженностью композиции, остротой передачи психологических и социальных особенностей модели, тщательной выписанностью скупых аксессуаров, сдержанным изысканным колоритом (кардинал Гранвера). Работы Мора оказали влияние на развитие портретного ис-ва, прежде всего в Испании (Пантоха де ла Крус). П-т Марии1, невесты Ф2.
Лука Лейденский В творчестве сильны национальные основы. Испытав влияние итальянского ис-ва, изучая Дюрера, он создал оригинальные по сюжетам и композиции произведения, сыграл важную роль в развитии реалистической графики и живописи Нидерландов. В сценах из жизни Нидерландов, решенных в бытовом аспекте (Молочница, Уленшпигель), особенно ярко проявлялись народные корни его дарования. Учился у своего отца – Хуго Якопса, и Энгелбректса. В начале творчества сложился как мастер резцовой гравюры на меди («Магомет и монах Сергий»), позже обращался к офорту и ксилографии. Его творчество отразило напряженные художественные поиски, свойственные нидерландскому ис-ву 1/3 16в. В своих произведениях художник стремился сочетать правдивость и точность передачи отдельных фигур и деталей с созданием целостной, жизненно-выразительной сцены и ощущением жизни как сложного, динамического и противоречивого явления. Глубокий интерес к человеческой индивидуальности, поиски психологической выразительности образов придают его произведениям черты эмоциональной напряженности и внутренней взволнованности («св. Антоний»). Гравюрам Луки свойственен точный и выразительный и вместе с тем несколько нервозный линейный рисунок. Смелым шагом на пути к реалистическому изображению действительности явился ряд выполненных художником гравюр (Коровница), жанровых сцен (Игра в шахматы) и портретов (мужской портрет). Созданный Лукой выразительный автопортрет проникнут ярким утверждением народного бюргерского начала. Народные истоки (элементы карнавальности, красочность, искренность и жизнелюбие) проявились и в поздний период творчества, когда он обращался к приемам романизма («Исцеление иерихонского слепца»).
Мартин Шонгауэр Немецкий график и живописец. Учился в Нидерландах, где испытал сильное влияние Рогира ван дер Вейдена, работал В Кольмаре и Брейзахе. Живописные произведения Шонгауэра (Мадонна в беседке из роз) и в особенности его гравюры на меди (Искушение св. Антония, серия Страсти Христовы) отличаются повышенной экспрессивностью, а иногда стремлением к гармоничной ясности композиционных построений. Его многочисленные великолепные гравюры религиозного содержания подняли значимость эстампа на уровень произведения искусства. Творчество Шонгауэра, сочетающее черты поздней готики и раннего Возрождения, оказало значительное воздействие на мастеров немецкого Возрождения (Дюрера и др.). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|