Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Связь психологии с другими науками и ее основные отрасли




Выделяют ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчиков и космонавтов. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. Экономическая психология рассматривает проблемы психологических аспектов экономического поведения человека. Среди отраслей психологии особое место занимает парапсихология, исследующая психические явления, не поддающиеся объяснениям посредством имеющихся научных знаний. Это, прежде всего, восприятие, выходящее за пределы возможностей органов чувств (экстрасенсорное), а также методы непосредственного психического воздействия на физические процессы, в том числе и на болезни людей, на их самочувствие, взаимоотношения с близкими.

Психология, как и все другие науки, делится на два больших раздела -т еоретическая и практическая психология. Задача первой - разработка теории, задача практической психологии - использование полученных знаний в различных сферах жизни.

______ изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования центральной нервной системы. Психология тесно связана с историей общества и его культурой, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации - орудия труда и знаковые системы. Углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии.

Психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии с педагогикой. Очень важно знать, что человеку дано от природы, а что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным, органически обусловленным и что - приобретенным, социально обусловленным. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии нельзя.

Методы психологии

Применяемые сегодня в психологии методы можно подразделить на три большие группы:

1 .Методы сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов (контент-анализ, графология, анализ рисунков), метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

2 .Методы обработки данных (статистический анализ, математические методы (вариационный анализ, корреляционный анализ, кластерный анализ, факторный анализ и др.))

3 .Методы психологического воздействия (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и др.)

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Методы сбора информации условно можно разделить на: -организационные;--эмпирические.

К организационные методам относятся:

Сравнительный метод - заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению. Однако, когда исследователи хотят понять, как изменяются те или иные качества, свойства людей с возрастом, они изучают одних и тех же людей в течение нескольких лет. Такой метод называется лонгитюдным исследованием.

- Комплексный метод- способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода.

К эмпирическим методам относятся наблюдение и самонаблюдение.

Психологические трактаты до появления экспериментальной психологии основывались либо на описании ученым собственных переживаний, либо на изложении рассказов других людей об их мыслях и чувствах. Этот метод называется самонаблюдение (интроспекция), что в буквальном переводе означает "смотреть внутрь". ретроспекция (взгляд в прошлое)воспоминания.

Наблюдение - Трудности применения этого метода связаны с тем, что на восприятие человека влияют неосознаваемые установки, взгляды, пристрастия, действие которых он не может проконтролировать. Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Свободное наблюдение - не имеет заранее установленных программы, процедуры его проведения. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. "Эффект присутствия" - не единственный недостаток наблюдения. Наблюдатель должен фиксировать только то, что действительно происходит, а не то, что ему кажется или хочется увидеть.

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Естественный эксперимент, предложен русским психологом А. Ф. Лазурским в начале ХХ века, предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях. Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов. И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими. Формирующий (обучающий) эксперимент выявляет закономерности, условия, психологические механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования.

Широко распространены в психодиагностике психологические тесты. Создание тестов предопределяют требования жизни, когда надо решить, в состоянии ли человек справиться с задачами, которые предстоит решить, подходит ли он для определенной роли.

ТЕСТЫ: Тесты умственного развития (интеллектуальные), позволяющие выявить умственный потенциал индивида. Критериально-ориентированные тесты позволяют выявить у испытуемого наличие определенных знаний и умений, необходимых для выполнения определенных заданий. Сегодня в школах широко распространены тесты проверки знаний и умений, т. е. результатов специально организованного обучения. Они называются тестами достижений. Тесты личности позволяют выявить особенности мотивации, потребностей, эмоций, интересов, отношения к себе и т. д. Задания этих тестов могут быть представлены в разных формах. Особенно интересны проективные тесты- эта категория тестов основана на представлении о том, что в объяснениях тех или иных явлений, воплощаются личностные особенности человека. Особое место среди проективных тестов занимают рисуночные тесты. Рисуночные тесты используются и при диагностике личности, и при диагностике интеллекта. Опрос (анкетирование ) предназначен, как правило, для получения общей информации, касающейся жизни человека, его интересов, мнений по тому или иному вопросу и т. п. На их основании нельзя делать выводы и формулировать психологический диагноз. Беседа или интервью. В практике беседа используется как основной и как дополнительный метод. Беседа может быть стандартизированной и свободной, управляемая психологом и слабо управляемая.

Методы психологического воздействия. Метод предъявления моделей основан на использовании механизмов психического заражения, внушения и подражания. Эмоциональное заражение – процесс, основанный на бессознательной передаче от субъекта к субъекту разного рода психических состояний – азарта, радости, тревоги, воодушевления, которые неосознанно воспроизводятся в ситуациях взаимодействия. На основе эмоционального заражения возникает, как правило, подражание – копирование поведенческих актов и поступков другого человека. Копирование также основывается на механизме идентификации, когда человек хочет быть похожим на того, кто является авторитетным для него.Внушение – воздействие на психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение осуществляется как посредством вербальных, так и невербальных средств.

Дискуссия – обсуждение какого-либо вопроса с целью найти оптимальное решение. Основными правилами в эффективном использовании убеждения являются: искреннее желание понять собеседника, демонстрация своего понимания собеседнику, уважение его личности, логичность в построении своих доводов. Тренинг – метод воздействия, направленный на создание новых психических образований, либо на развитие уже существующих. Три вида тренинга: функциональный, аутотренинг, социально-психологический тренинг.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных