Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность, структура и функции самосознания.




Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта жизнедеятельности. По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, происходит более или менее глубокое осмысление себя.

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой Я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

1. Самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

2. Собственное мировоззрение - как целостная система взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии.

3. Самоутверждение своей самостоятельности - стремление заново и критически осмыслить все окружающее, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья и т.д.

В жизни каждого человека особую роль играют первые 20 лет, когда развивается система представлений о себе, о своей собственной личности – представления, объединяемые понятием «Я – концепция». Самосознание личности начинает формироваться очень рано. Ребенок начинает говорить о себе "Я", узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это происходит у разных детей в разное время, но, как правило, не позднее 2,5 - 3 лет). Существенный сдвиг в развитии самосознания происходит в подростковом и юношеском возрастах.

В "Я - концепции" обычно выделяют три основных компонента - когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. 1. Когнитивный компонент "Я концепции"- "образ Я" - характеризует содержание представлений человека о себе. В "образ Я" могут входить представления человека о своих способностях, внешности, социальных ролях, интересах, отношениях с окружающими и т.п. 2. Эмоционально-ценностное отношение к себе - отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний. Фундамент эмоционально-ценностного компонента составляет самоуважение, или чувство собственного достоинства, собственной ценности. Самоуважение - это вера в собственные силы, возможности, это принятие себя, любовь к себе. Самооценка – это оценка личностью себя в целом и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношение с другими людьми.Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т. е. уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой. 3. Третий компонент "Я-концепции" – поведенческий.. Он определяет способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки. В нем отражаются представления и переживания человека относительно того, способен ли он решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, и те, которые сам он ставит перед собой, может ли он справляться с трудностями, сумеет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе.

Важным измерением "Я-концепции" является ориентация в поведении на внешний или внутренний контроль. При ориентации на внешний контроль самооценка человека определяется в основном отношением к нему других людей, а события своей жизни он объясняет соответственно судьбой, роком, влиянием других людей. Личность, ориентированная на внутренний контроль, основывается главным образом на самооценке и считает, что все в жизни зависит только от нее. Крайние выражения каждого из этих типов являются непродуктивными. Как система осознаваемых и неосознаваемых установок человека по отношению к самому себе "Я - концепция" выражает реальное Я (каким я являюсь в настоящее время); идеальное Я (каким я хотел или должен стать); зеркальное (социальное) Я (каким меня видят другие).Наиболее важна для истины величина расхождения между "идеальным" и "реальным" Я. Оптимально Я-идеальное должно быть соотносимо с Я-реальным, опережая его настолько, чтобы показать личности, куда и как она может развиваться.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных