Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Девять гипотетических дилемм33 форма А




Дилемма III. В Европе женщина умирала от особой формы рака. Было только одно лекарство, которое, по мнению докторов, могло бы ее спасти. Это была форма радия, недавно открытая фармацевтом в этом же городе. Изготовление лекарства стоило дорого. Но фармацевт назначил цену в 10 раз больше. Он заплатил 400 долларов за радий, а назначил цену 4000 долларов за небольшую дозу радия. Муж больной женщины, Хайнц, пошел ко всем своим знакомым, чтобы взять взаймы денег и использовал все легальные средства, но смог собрать лишь около 2000 долларов. Он сказал фармацевту, что жена умирает и просил его продать дешевле или принять плату позднее. Но фармацевт сказал: «Нет, я открыл лекарство и собираюсь хорошо на нем заработать, использовав все реальные средства». И Хайнц решил взломать аптеку и украсть лекарство.

1. Должен ли Хайнц украсть лекарство? 1а. Почему да или нет?

2. (Вопрос поставлен с тем, чтобы выявить у субъекта моральный тип и должен рассмат­риваться необязательным). Хорошо или дурно для него украсть лекарство?

2а. (Вопрос поставлен с тем, чтобы выявить у субъекта моральный тип и должен рас­сматриваться необязательным.) Почему это правильно или дурно?

3. Есть ли у Хайнца обязанность или обязательство украсть лекарство? За. Почему да или нет?

4. Если бы Хайнц не любил свою жену, должен ли был он украсть лекарство для нее? (Если субъект не одобряет воровство, спросить: будет ли различие в его поступке, если он любит или не любит свою жену?)

4а. Почему да или нет?

5. Предположим, что умирает не его жена, а чужой человек. Должен ли Хайнц стащить лекарство для чужого?

Анциферова J1. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материа­лам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психол. журнал, 1999. Т. 20. № 3. С. 5-17.

5а. Почему да или нет?

6. (Если субъект одобряет кражу лекарства для чужого.) Предположим, что это домашнее животное, которое он любит. Должен ли Хайнц украсть, чтобы спасти любимое животное? 6а. Почему да или нет?

7. Важно ли для людей делать все, что они могут, чтобы спасти жизнь другого? 7а. Почему да или нет?

8. Воровать — противозаконно. Дурно ли это в моральном отношении? 8а. Почему да или нет?

9. Вообще, должны ли люди пытаться делать все, что они могут, чтобы повиноваться закону?

9а. Почему да или нет? 10. (Этот вопрос включен, чтобы выявить ориентацию субъекта и не должен считаться обязательным.) 10а. Почему?

(Вопросы 1 и 2 Дилеммы III1 не являются обязательными. Если вы не хотите использовать их, читайте Дилемму III1 и ее продолжение и начинай­те с вопроса 3.)

Дилемма III1. Хайнц залез в аптеку. Он украл лекарство и дал его жене. На следующий день в газетах появилось сообщение о грабеже. Офицер поли­ции м-р Браун, который знал Хайнца, прочитал сообщение. Он вспомнил, что видел, как Хайнц бежал от аптеки, и понял, что это сделал Хайнц. По­лицейский колебался, должен ли он сообщить об этом.

1. Должен ли офицер Браун сообщить о том, что кражу совершил Хайнц? 1а. Почему да или нет?

2. Предположим, что офицер Браун близкий друг Хайнца. Должен ли он тогда подать рапорт о нем?

2а. Почему да или нет?

Продолжение: Офицер Браун сообщил о Хайнце. Хайнц был арестован и предстал перед судом. Были избраны присяжные. Работа присяжных — определить виновен или нет человек в совершении преступления. Присяж­ные признают Хайнца виновным. Дело судьи — вынести приговор.

3. Должен ли судья дать Хайнцу определенное наказание или освободить его? За. Почему это является наилучшим?

4. С позиции общества, должны ли люди, нарушающие закон, быть наказаны? 4а. Почему да или нет?

46. Как это применить к тому, что должен решить судья?

5. Хайнц сделал то, что подсказала ему совесть, когда он украл лекарство. Должен ли на­рушитель закона быть наказан, если он действовал не по совести?

5а. Почему да или нет?

6. (Этот вопрос поставлен с тем, чтобы выявить ориентацию субъекта и его можно счи­тать необязательным.) Продумайте дилемму: что, по вашему мнению, является самой ответственной вещью, которую должен сделать судья?

6а. Почему?

(Вопросы 7-12 включены, чтобы выявить систему этических взглядов субъекта и не должны рассматриваться как обязательные.)

7. Что означает для вас слово совесть? Если бы вы были на месте Хайнца, как бы повлияла ваша совесть на решение?

8. Хайнц должен принять моральное решение. Должно ли быть моральное решение основано на чувствах или на обдумывании и размышлении о том, что правильно и дурно?

9. Является ли проблема Хайнца моральной проблемой? Почему?

9а. Вообще, что превращает нечто в моральную проблему или что означает слово мо­ральность для вас?

10.Если Хпйнц собирается решить, что делать, путем размышления о действительно спра­ведливом, должен быть некоторый ответ, правильное решение. Существует ли в дей­ствительности некоторое правильное решение для моральных проблем, подобных про­блеме Хайнца, или, когда люди не согласнт, мнение каждого в равной мере справедливо? Почему?

11. Как вы сможете узнать, когда вы придете к хорошему моральному решению? Есть ли способ мышления или метод, путем которого человек может достичь хорошего или адек­ватного решения?

12.Большинство считает, что мышление и рассуждение в науке могут вести к правильному ответу. Верно ли это для морального решения или они различны?

Дилемма /. Джо — 14-летний мальчик, который очень хотел поехать в лагерь. Отец обещал ему, что он сможет поехать, если сам заработает для этого деньги. Джо усердно работал и скопил 40 долларов, необходимых для поездки в лагерь, и еще немного сверх того. Но как раз перед поездкой отец изменил свое решение. Некоторго его друзья решили поехать на ры­балку, а у отца не хватало денег. Он сказал Джо, чтобы тот дал ему накоп­ленные деньги. Джо не хотел отказываться от поездки в лагерь и собирал­ся отказать отцу.

1.Должен ли Джо отказаться отдать отцу деньги? 1а. Почему да или нет?

(Вопросы 2 и 3 предназначены, чтобы определить моральный тип субъек­та и являются необязательными.)

2. Имеет ли отец право уговаривать Джо отдать ему деньги? 2а. Почему да или нет?

3. Означает ли отдача денег, что сын хороший? За. Почему?

4. Является ли важным в этой ситуации тот факт, что Джо сам заработал деньги? 4а. Почему?

5. Отец обещал Джо, что он смог бы поехать в лагерь, если бы он сам заработал деньги. Является ли обещание отца самой важной вещью в этой ситуации?

5а. Почему?

6. Вообще, почему обещание должно быть выполнено?

7. Важно ли сдержать обещание кому-то, кого вы хорошо не знаете и вероятно не увидите снова?

7а. Почему?

8. О какой самой важной веши должен был бы заботиться отец в своем отношении к сыну? 8а. Почему это самое важное?

9. Вообще, что должно бы быть авторитетом отца по отношению к сыну? 9а. Почему?

10. О какой самой важной вещи должен заботиться сын в своем отношении к отцу? 10а. Почему это самая важная вещь?

11. (Следующий вопрос направлен на выявление ориентации субъекта и должен рассмат­риваться не обязательным.) Что же, по вашему мнению, является самой ответственной вещью, которую должен сделать Джо в этой ситуации?

11а. Почему?

Форма В

Дилемма IV. У одной женщины была очень тяжелая форма рака, от кото­рой не было лекарства. Доктор Джефферсон знал, что ей осталось жить 6 месяцев. Она испытывала ужасные боли, но была так слаба, что достаточ­ная доза морфия позволила бы ей умереть скорее. Она даже бредила, но в спокойные периоды она попросила доктора дать ей достаточно морфия, чтобы убить ее. Хотя доктор Джефферсон знает, что убийство из милосер­дия противозаконно, он думает выполнить ее просьбу.

1.Должен ли доктор Джефферсон дать ей лекарство, от которого бы она умерла? 1а. Почему?

2. Этот вопрос направлен на выявление морального типа субъекта и не является обяза­тельным. Правильно или дурно для него дать женщине лекарство, которое позволило бы ей умереть?

2а. Почему это правильно или дурно?

3. Должна ли женщина иметь право принять окончательное решение? За. Почему да или нет?

4. Женщина замужем. Должен ли ее муж вмешиваться в решение? 4а. Почему?

5. (Следующий вопрос необязателен). Что должен бы сделать хороший муж в этой ситуа­ции?

5а. Почему?

6. Имеет ли человек обязанность или обязательство жить, когда он не хочет, а хочет по­кончить жизнь самоубийством?

7. (Следующий вопрос необязателен). Имеет ли д-р Джефферсон обязанность или обяза­тельство сделать лекарство доступным для женщины?

7а. Почему?

8. Когда домашнее животное тяжело ранено и умирает, его убивают, чтобы избавить от боли. Применима ли та же самая вещь здесь?

8а. Почему?

9. Для доктора противозаконно дать женщине лекарство. Является ли это и морально дур­ным?

9а. Почему?

10. Вообще, должны ли люди делать все, что они могут, чтобы повиноваться закону? 10а. Почему?

106. Как это применить к тому, что должен был бы сделать д-р Джефферсон?

11. (Следующий вопрос касается моральной ориентации, он не обязателен). Обдумывая дилемму, чтобы вы сказали о самой ответственной вещи, которую сделал бы д-р Джеф­ферсон?

11 а. Почему?

(Вопрос 1 Дилеммы IV1 необязателен)

Дилемма IVх. Д-р Джефферсон совершил милосердное убийство. В это время проходил мимо д-р Роджерс. Он знал ситуацию и пытался остано­вить доктора Джефферсона, но лекарство уже было дано. Доктор Роджерс колебался, должен ли он был сообщить о докторе Джефферсоне.

1.Должен ли был д-р Роджерс сообщить о д-ре Джефферсоне? 1а. Почему?

Продолжение: д-р Роджерс сообщил о д-ре Джефферсоне. Д-р Джеффер­сон предан суду. Избраны присяжные. Работа присяжных — определить виновен или невиновен человек в совершении преступления. Присяжные находят, что д-р Джефферсон виновен. Судья должен вынести приговор.

2. Должен ли судья наказать д-ра Джефферсона или освободить? 2а. Почему вы считаете такой ответ наилучшим?

3. Подумайте в понятиях общества, должны ли люди, которые нарушают закон, быть на­казаны?

За. Почему да или нет? 36. Как это применить к решению судьи? 4. Присяжные находят, что доктор Джефферсон по закону виновен в убийстве. Справедли­во ли или нет для судьи вынести ему смертный приговор (по закону возможное наказа­ние)? Почему?

5. Правильно ли всегда выносить смертный приговор? Почему да или нет? При каких условиях смертный приговор должен быть, по вашему мнению, вынесен? Почему эти условия важны?

6. Д-р Джефферсон сделал то, что подсказала ему совесть, когда он дал женщине лекар­ство. Должен ли быть наказан нарушитель закона, если он действует не по совести? 6а. Почему да или нет?

7. (Следующий вопрос может быть необязательным). Снова обдумывая дилемму, что бы вы определили как самую ответственную вещь для судьи?

7а. Почему?

(Вопросы 8—13 выявляют систему этических взглядов субъекта и не яв­ляются обязательными.)

8. Что означает слово совесть для вас? Если бы вы были д-ром Джефферсоном, что сказа­ла бы вам совесть при принятии решения?

9. Д-р Джефферсон должен принять моральное решение. Должно ли быть оно основано на чувстве или только на рассуждении о том, что справедливо и дурно?

10а. Вообще, что делает проблему моральной или что означает для вас слово «нрав­ственность»?

11.Если д-р Джефферсон размышляет над те,м, что действительно правильно, должен быть какой-то правильный ответ. Есть ли действительно некоторое правильное решение для моральных проблем, подобных тем, которые имеются у д-ра Джефферсона, или когда мнение каждого является равно правильным? Почему?

12.Как вы можете узнать, что пришли к справедливому моральному решению? Есть ли способ мышления или метод, путем которого можно достичь хорошего или адекватного решения?

13. Большинство людей считают, что мышление и рассуждение в науке может привести к правильному ответу. Верно ли то же самое для моральных решений или есть разница?

Дилемма //.Джуди — 12-летняя девочка... Мать обещала ей, что она смо­жет пойти на специальный рок-концерт в их городе, если скопит деньги на билет, работая приходящей няней и немного экономя на завтраке. Она ско­пила 15 долларов на билет, да еще дополнительно 5 долларов. Но мать изме­нила решение и сказала Джуди, что та должна потратить деньги на новую одежду для школы. Джуди была разочарована и решила любым способом пойти на концерт. Она купила билет, а матери сказала, что заработала всего 5 долларов. В среду она пошла на представление, а своей матери сказала, что провела день с другом. Через неделю Джуди рассказала своей старшей сестре, Луизе, что она ходила на спектакль, а матери солгала. Луиза разду­мывала, сказать ли матери о поступке Джуди.

1.Должна ли Луиза рассказать матери, что Джуди солгала о деньгах, или промолчать? 1а. Почему?

2. Колеблясь, рассказать или нет, Луиза думает о том, что Джуди — ее сестра. Должно ли это влиять на решение Джуди?

2а. Почему да или нет?

3. (Этот вопрос, относящийся к определению морального типа, необязателен.) Имеет ли такой рассказ связь с позицией хорошей дочери?

За. Почему?

4. Важен ли в этой ситуации тот факт, что Джуди сама заработала деньги? 4а. Почему?

5. Мать обещала Джуди, что она смогла бы пойти на концерт, если сама заработает день­ги. Является ли обещание матери самым важным в этой ситуации?

5а. Почему да или нет?

6. Почему вообще обещание нужно выполнять?

7. Важно ли сдержать обещание, данное кому-то, кого вы хорошо не знаете и вероятно не увидите снова?

7а. Почему?

8. Какова самая важная вещь, о которой должна заботиться мать в своих отношениях с дочерью? 8а. Почему это самая важная вещь?

9. Вообще, каким должен быть авторитет матери для дочери? 9а. Почему?

10. О какой самой важной вещи, по вашему мнению, должна заботиться дочь по отноше­нию к матери?

10а. Почему эта вещь важна?

(Следующий вопрос необязателен.)

11.Осмысливая снова дилемму, что бы вы сказали, какая самая ответственная вещь, кото­рую нужно сделать в этой ситуации Луизе?

11а. Почему?

Форма С

Дилемма V. В Корее экипаж моряков при встрече с превосходящими си­лами врагов отступил. Экипаж перешел мост через реку, но враг был еще главным образом на другой стороне. Если бы кто-нибудь пошел на мост и взорвал его, то остальные члены команды, имея преимущество во времени, вероятно, могли бы убежать. Но человек, который остался бы сзади, чтобы взорвать мост, не смог бы уйти живым. Сам капитан — это человек, кото­рый лучше всего знает, как вести отступление. Он вызвал добровольцев, но их не оказалось. Если он пойдет сам, то люди, вероятно, не вернутся благо­получно, он — единственный, кто знает, как вести отступление.

1. Должен ли был капитан приказать человеку пойти на задание или он должен был пойти сам? 1а. Почему?

2. Должен ли капитан послать человека (или даже использовать лотерею), когда это озна­чает послать его на смерть?

2а. Почему?

3. Должен ли был капитан пойти сам, когда это означает, что люди, вероятно, не вернутся обратно благополучно?

За. Почему?

4. Имеет ли капитан право приказать человеку, если он думает, что это наилучший ход? 4а. Почему?

5. Человек, который получил приказ, имеет ли обязанность или обязательство идти? 5а. Почему?

6. Что вызывает необходимость спасти или защитить человеческую жизнь?

ба. Почему это важно?

бб. Как это применить к тому, что должен сделать капитан?

7. (Следующий вопрос необязателен.) Продумывая вновь дилемму, что бы вы сказали, какова самая ответственная вещь для капитана?

7а. Почему?

Дилемма VIII. В одной стране в Европе бедный человек по имени Валь- жан не смог найти работы, не смогли этого ни его сестра, ни брат. Не имея денег, он украл хлеб и необходимое им лекарство. Его схватили и пригово­рили к 6 годам тюрьмы. Через два года он сбежал и стал жить в новом месте под другим именем. Он скопил деньги и постепенно построил большую фабрику, платил своим рабочим самую высокую зарплату и большую часть своей прибыли отдавал на больницу для людей, которые не могли получить хороший медицинский уход. Прошло двадцать лет, и один моряк узнал во владельце фабрики Вальжане беглого каторжника, которого полиция иска­ла в его родном городе.

Должен ли был моряк сообщить о Вальжане в полицию? 1а. Почему?

Есть ли у гражданина обязанность или обязательство сообщать властям о беглом пре­ступнике?

2а. Почему?

Предположим, Вальжан был бы близким другом моряка? Должен ли он тогда сообщить о Вальжане?

Если о Вальжане сообщили и он предстал перед судом, должен ли был судья послать его обратно на каторгу или освободить?

4а. Почему?

Подумайте, с точки зрения общества, должны ли люди, которые нарушают закон, быть наказаны?

5а. Почему?

56. Как это применить к тому, что должен сделать судья?

Вальжан сделал то, что ему подсказала совесть, когда он украл хлеб и лекарство. Должен ли нарушитель закона быть наказан, если он действует не по совести? 6а. Почему?

(Этот вопрос необязателен.) Вновь осмысливая дилемму, что бы вы сказали о том, какую наиболее ответственную вещь нужно сделать моряку?

7а. Почему?

(Вопросы 8-12 касаются системы этических взглядов субъекта, они нео­бязательны для определения моральной стадии.)

Что означает слово совесть для вас? Если бы вы были Вальжаном, как участвовала бы ваша совесть в решении?

Вальжан должен принять моральное решение. Должно ли быть моральное решение основано на чувстве или умозаключении о правильном и дурном?

Является ли проблема Вальжана моральной проблемой? Почему?

10а. Вообще, что делает проблему моральной и что означает слово моральность для вас?

Если Вальжан собирается решать, что нужно сделать, путем размышления о том, что же в действительности справедливо, должен быть какой-то ответ, правильное решение. Есть ли действительно некоторое правильное решение моральных проблем, подобных дилемме Вальжана, или когда люди несоглашаются друге другом, мнение каждого равно справедливо? Почему?

Как вы узнаете, что пришли к хорошему моральному решению? Есть ли способ мышления или метод, путем которого человек может достичь хорошего или адекватного решения?

Большинство людей считают, что умозаключения или рассуждения в науке могут при­вести к правильному ответу. Верно ли это для моральных решений или они отличны?

Дилемма VII. Два молодых человека, братья, попали в трудное положе­ние. Они тайно покинули город и нуждались в деньгах. Карл, старший, взло­мал магазин и похитил тысячу долларов. Боб, младший, пошел к старому человеку в отставке — было известно, что он помогает людям в городе. Это­му человеку он сказал, что он очень болен и ему необходима тысяча долла­ров, чтобы заплатить за операцию. Боб попросил этого человека дать ему деньги и обещал, что вернет их обратно, когда поправится. В действитель­ности, Боб вообще не был болен и не намеревался возвращать деньги. Хотя старик и не знал хорошо Боба, он дал ему деньги. Так Боб и Карл удрали из города, каждый с тысячью долларов.

1. Что хуже: украсть как Карл или обмануть как Боб?

1а. Почему это хуже? «,

2. Что, по Вашему мнению, является самой плохой вещью при обмане старого человека? 2а. Почему это хуже всего?

3. Вообще, почему обещание должно выполняться?

4. Важно ли сдержать обещание, данное человеку, которого вы хорошо не знаете или ни­когда не увидите снова?

4а. Почему да или нет?

5. Почему не должно красть из магазина?

6. Какова ценность или важность прав собственности?

7. Должны ли люди делать все, что они могут, чтобы повиноваться закону?. 7а. Почему да или нет?

8. (Следующий вопрос предназначен, чтобы выявить ориентацию испытуемого и не должен считаться обязательным.) Был ли старый человек безответственным, ссужая Бобу деньги? 8а. Почему да или нет?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных