ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Диагностика поведенческого компонента нравственного сознанияОсновной метод оценивания поведенческого компонента нравственного сознания школьника — метод экспертных оценок. Экспертные оценки часто используются как внешний критерий, относительно которого измеряется валидность результатов. Однако такое их использование не совсем обоснованно, поскольку внешние оценки не являются достаточно достоверной мерой поведения. Для повышения достоверности этих оценок необходимо проведение определенных мер. Эти меры касаются требований к отбору экспертов (поскольку восприятие другого человека всегда несколько искажено в связи с особенностями личности самого эксперта) и к процедуре проведения эксперимента. Требования к отбору экспертов: 1. Желательно, чтобы эксперты обладали разным социальным статусом по отношению к испытуемому, например, в качестве экспертов одновременно выступали бы родители, учителя и сверстники ребенка. Это связано с тем, что поведение учащегося будет различным в присутствии родителей, учителя или сверстников. 2. Количество экспертов, принимающих участие в эксперименте, должно быть не меньше 7—10 человек. 3. В качестве экспертов также должны выступать люди достаточно хорошо знакомые с испытуемым, и в отношениях с которыми у него нет тяжелых или затяжных конфликтов. Требования к процедуре тестирования: 1. Ранжирование испытуемых должно проводиться экспертами только по одной черте за один раз, вместо оценивания одного испытуемого сразу по всему комплексу характеристик. Другими словами, вместо того, чтобы просить эксперта оценить одного испытуемого по нескольким чертам, его просят упорядочить всю группу по одному признаку. 2. Оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения. То есть, шкалы, предъявляемые для оценивания, должны носить не назывной характер, а отражать поведенческие корреляты исследуемого нравственного качества. Например, вопрос не должен звучать так: «Оцените, пожалуйста, степень выраженности такого качества, как справедливость, у данного испытуемого». При этой постановке вопроса более вероятно, что мы будем измерять не столько уровень проявления нравственных качеств в поведении интересующего нас лица, сколько отношения наших экспертов к этому человеку. Более правильным будет описание того, что мы имеем ввиду, через оценку степени проявления соответствующих тенденций в поведении. Причем таких проявлений должно быть несколько. Например, «Обижает ли данный испытуемый более слабых и беззащитных или же выступает в их защиту, когда видит несправедливое к ним отношение», «признает ли свою вину в ситуациях, в которых она очевидна для окружающих, или отказывается ее признать и оправдывает себя, несмотря ни на что». Поставленным таким образом вопросам лучше соответствуют биполярные ответные шкалы, например, от минус 3 до плюс 3, где оценка минус 3 соответствует одному полюсу проявления этого качества (часто обижает слабых и беззащитных), а оценка плюс 3 — другому (часто выступает в их защиту). Промежуточные оценки также должны быть обозначены соответствующими словами (редко, никогда). Если мы ставим вопрос несколько по-другому, например: «Доверяете ли вы его мнению о вашей вине или виновности другого в конфликтной ситуации?», может использоваться униполярная шкала, например, от 0 до 4. Здесь также цифровые значения должны иметь вербальное обозначение: 0 — никогда; 1 — редко; 2 — иногда; 3 — часто; 4 — всегда (практически безоговорочно). 3. Степень выраженности того или иного качества подсчитывается как сумма баллов, поставленная всеми экспертами по шкалам, отражающим Данное качество, разделенная на количество экспертов, т. е. как среднее арифметическое. Если полюса данного качества в ответах на вопросы меняли свой знак, при пересчете этой суммы необходимо выстроить их в одном направлении: от отрицательного проявления к положительному, используя только положительную часть шкалы, но той же размерности, например, от 0 до 4 (эта шкала имеет 5 баллов, как и шкала от —3 до +3). Для оценки поведенческого компонента нравственного развития может быть использован метод экспертных оценок. Например, учителя, родителей просят оценить поведение учащегося по заранее заданным параметрам, таким как ответственность, самокритичность, готовность помочь другому в учебе, отношения к родителям и т. д. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|