Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Методы диагностики и исследования эмоциональной сферы взрослого
Диагностика эмоциональной сферы взрослого осуществляется как с помощью анкет и опросников, так и посредством использования проективных методов, таких как тесты Люшера, «Несуществующее животное» и др.
Методы исследования эмоциональной сферы, приведенные в данном разделе, ориентированы главным образом на выявление актуального эмоционального состояния (тревожности, депрессивности, общего самочувствия и др.) либо конкретных эмоциональных характеристик личности (эмоциональной направленности, тревожности, фрустрированности, агрессивности и др.) с помощью опросников. Некоторые методики позволяют выявить как ситуативные, так и личностные компоненты (например, шкала самооценки тревожности Ч. Д. Спилбергера), в то время как другие ориентированы только на ситуативные (например, САН, Самооценка психических состояний Айзенка) или только на личностные компоненты (методика Б. И. Додонова, методика определения агрессивности и конфликтности и др.). Кроме того, один ряд методов позволяет диагностировать несколько эмоций или эмоциональных свойств, другой ряд — только одно.
Опросник САН25
Опросник САН предназначен для оперативной оценки самочувствия,
активности и настроения.
Описание
Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния.
Инструкция. Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.
Фамилия, инициалы:
| Пол Возраст
| Дата
| Время
|
|
|
| 1. Самочувствие хорошее
| 3 2 10 12 3
| Самочувствие плохое
| 2. Чувствую себя сильным
|
| Чувствую себя слабым
| 3. Пассивный
| 3 2 10 12 3
| Активный
| 4. Малоподвижный
| 3 2 10 12 3
| Подвижный
| 5. Веселый
| 3 2 10 12 3
| Грустный
| 6. Хорошее настроение
|
| Плохое настроение
| 7. Работоспособный
|
| Разбитый
| 8. Полный сил
|
| Обессиленный
| 9. Медлительный
| 3 2 10 12 3
| Быстрый
| 10. Бездеятельный
| 3 2 10 12 3
| Деятельный
| 11. Счастливый
|
| Несчастный
| 12. Жизнерадостный
| 3 2 10 12 3
| Мрачный
| 13. Напряженный
| 3 2 10 12 3
| Расслабленный
| 14. Здоровый
| 3 2 10 12 3
| Больной
| 15. Безучастный
| 3 2 10 12 3
| Увлеченный
| 16. Равнодушный
|
| Взволнованный
| 17. Восторженный
| 3 2 10 12 3
| Унылый
| 18. Радостный
| 3 2 10 12 3
| Печальный
| 19. Отдохнувший
|
| Усталый
| 20. Свежий
| 3 2 10 12 3
| Изнуренный
| 21.Сонливый
|
| Возбужденный
| 22. Желание отдохнуть
|
| Желание работать
| 23. Спокойный
|
| Озабоченный
| 24. Оптимистичный
| 3 2 10 12 3
| Пессимистичный
| 25. Выносливый
| 3 2 10 12 3
| Легко утомляемый
| 26. Бодрый
| 3 2 10 12 3
| Вялый
| 27. Соображать трудно
| 3 2 10 12 3
| Соображать легко
| 28. Рассеянный
|
| Внимательный
| 29. Полный надежд
| 3 2 10 123
| Разочарованный
| 30. Довольный
| 3 2 10 12 3
| Недовольный
|
Обработка данных
При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса — в 7 баллов. Полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории " подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1,2,7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18,23,24,29,30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0—5,5 балла. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)
Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то — 1 балл; если совсем не подходит — то 0 баллов.
№ п/п
| Психическое состояние
| Подходит
| Подходит, но не очень
| Не подходит
|
| Не чувствую в себе уверенности
|
|
|
|
| Часто из-за пустяков краснею
|
|
|
|
| Мой сон беспокоен
|
|
|
|
| Легко впадаю в уныние
|
|
|
|
| Беспокоюсь о только воображаемых еще
|
|
|
|
| неприятностях
|
|
|
|
| Меня пугают трудности
|
|
|
|
| Люблю копаться в своих недостатках
|
|
|
|
| Меня легко убедить
|
|
|
|
| Я мнительный
|
|
|
|
| С трудом переношу время ожидания
|
|
|
|
| Нередко мне кажутся безвыходными положения,
|
|
|
|
| из которых можно найти выход
|
|
|
|
| Неприятности меня сильно расстраивают, я
|
|
|
|
| падаю духом
|
|
|
|
| При больших неприятностях я склонен без
|
|
|
|
| достаточных оснований винить себя
|
|
|
|
| Несчастья и неудачи ничему меня не учат
|
|
|
|
| Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее
|
|
|
|
| бесплодной
|
|
|
|
| Я нередко чувствую себя беззащитным
|
|
|
|
| Иногда у меня бывает состояние отчаяния
|
|
|
|
| Чувствую растерянность перед трудностями
|
|
|
| - 19
| В трудные минуты жизни иногда веду себя по-
|
|
|
|
| детски, хочу, чтобы меня пожалели
|
|
|
|
| Считаю недостатки своего характера
|
|
|
|
| неисправимыми
|
|
|
|
№ п/п
| Психическое состояние
| Подходит Подходит' но не очень
| Не подходит
|
| Оставляю за собой последнее слово
| 2 1
|
|
| Нередко в разговоре перебиваю собеседника
| 2 1
|
|
| Меня легко рассердить
| 2 1
|
|
| Люблю делать замечания другим
| 2 1
|
|
| Хочу быть авторитетом для окружающих
| 2 1
|
|
| Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего
| 2 1
|
|
| Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю
| 2 1
|
|
| Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять
| 2 1
|
|
| У меня резкая, грубоватая жестикуляция
| 2 1
|
|
| Я мстителен
| 2 1
|
|
| Мне трудно менять привычки
| 2 1
|
|
| Нелегко переключаю внимание
| 2 1
|
|
| Очень настороженно отношусь ко всему новому
| 2 1
|
|
| Меня трудно переубедить
| 2 1
|
|
| Нередко у меня не выходят из головы мысли, от
| 2 1
|
|
| которых следовало бы освободиться
|
|
|
| Нелегко сближаюсь с людьми
| 2 1
|
|
| Меня расстраивают даже незначительные
| 2 1
|
|
| нарушения плана
|
|
|
| Нередко я проявляю упрямство
| 2 1
|
|
| Неохотно иду на риск
| 2 1
|
|
| Резко переживаю отклонения от принятого мною
| 2 1
|
|
Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4 групп вопросов (табл. 6.20).
Таблица 6.20. Результаты тестирования
|
| Баллы
| Самооценка психического состояния
| 0-7 8-14 15-20
| I. Тревожность (вопросы 1-10)
Не тревожны
Тревожность средняя, допустимого уровня Очень тревожны
| 0-7 8-14 15-20
| II. Фрустрация (вопросы 11 -20)
Вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей Средний уровень, фрустрация имеет место
У вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач
| 0-7 8-14 15-20
| III. Агрессивность (вопросы 21-30)
Вы спокойны, выдержанны Средний уровень
Вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми
| 0-7 8-14 15-20
| IV. Ригидность (вопросы 31-40)
Ригидности нет, легкая переключаемость Средний уровень
Сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье
|
|
| |
Шкала самооценки тревожности (Ч. Д. Спилбергер)27
Методика, предложенная Ч. Спилбергером, на русский язык была адаптирована Ю. Л. Ханиным. Она позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).
Описание
Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 — для оценки уровня личностной тревожности (JIT).
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.
Фамилия, имя, отчество
|
|
|
| Дата Возраст
| Образование
|
|
|
| Шкала ситуативной тревожности (СТ)
|
|
|
|
| Ответы
|
|
| № п/п
| Суждение
| Нет, это не так Пожалуй, так
| Верно
| Совершенно верно
|
| Я спокоен
| 1 2
|
|
|
| Мне ничто не угрожает
| 1 2
|
|
|
| Я нахожусь в напряжении
| 1 2
|
|
|
| Я внутренне скован
| 1 2
|
|
|
| Я чувствую себя свободно
| 1 2
|
|
|
| Я расстроен
| 1 2
|
|
|
| Меня волнуют возможные неудачи
| 1 2
|
|
|
| Я ощущаю душевный покой
| 1 2
|
|
|
| Я встревожен
| 1 2
|
|
|
| Я испытываю чувство внутреннего
| 1 ' 2
|
|
|
| удовлетворения
|
|
|
|
| Я уверен в себе
| 1 2
|
|
|
| Я нервничаю
| 1 2
|
|
|
| Я не нахожу себе места
| 1 2
|
|
|
| Я взвинчен
| 1 2
|
|
|
| Я не чувствую скованности,
| 1 2
|
|
|
| напряжения
|
|
|
|
| Я доволен
| 1 2
|
|
|
| Я озабочен
| 1 2
|
|
| • 18
| Я слишком возбужден и мне не по
| 1 2
|
|
|
| себе
|
|
|
|
| Мне радостно
| 1 2
|
|
|
| Мне приятно
| 1 2
|
|
|
Шкала личностной тревожности17
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных и неправильных ответов нет.
Шкала личностной тревожности (JIT)
№ п/п
| Суждение
| Нет, это не так
| Отве Пожалуй, так
| гы Верно
| Совершенно верно
|
| У меня бывает приподнятое настроение
|
|
|
|
|
| Я бываю раздражительным
|
|
|
|
|
| Я легко могу расстроиться
|
|
|
|
|
| Я хотел бы быть таким же удачливым,
|
|
|
|
|
| как и другие
|
|
|
|
|
| Я сильно переживаю неприятности и
|
|
|
|
|
| долго не могу о них забыть
|
|
|
|
|
| Я чувствую прилив сил, желание
|
|
|
|
|
| работать
|
|
|
|
|
| Я спокоен,хладнокровен и собран
|
|
|
|
|
| Меня тревожат возможные трудности
|
|
|
|
|
| Я слишком переживаю из-за пустяков
|
|
|
|
|
| Я бываю вполне счастлив
|
|
|
|
|
| Я все принимаю близко к сердцу
|
|
|
|
|
| Мне не хватает уверенности в себе
|
|
|
|
|
| Я чувствую себя беззащитным
|
|
|
|
|
| Я стараюсь избегать критических
|
|
|
|
|
| ситуаций и трудностей
|
|
|
|
|
| У меня бывает хандра
|
|
|
|
|
| Я бываю доволен
|
|
|
|
|
| Всякие пустяки отвлекают и волнуют
|
|
|
|
|
| меня
|
|
|
|
|
| Бывает, что я чувствую себя
|
|
|
|
|
| неудачником
|
|
|
|
|
| Я уравновешенный человек
|
|
|
|
|
| Меня охватывает беспокойство, когда я
|
|
|
|
|
| думаю о своих делах и заботах
|
|
|
|
| |
Таблица 6.21. Ключ к шкале личностной тревожности
Ситуативная тревожность
| Личностная
| тревожность
|
|
|
| Номер суждения
| Ответ
| Номер суждения
|
| Ответ 2 3
|
| Номер суждения
| Ответ
| Номер
|
| Ответ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| суждения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| _ 10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сумма CT =
|
| Сумма ЛТ =
| |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|