ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСКУССИЙ И ДЕЛОВЫХ ИГРОсновная литература. 1. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб., 2008. 2.Радугин А.А. (сост.) Психология и педагогика -. М.: Центр, 2002.— 256 с.
Тема 1. Предмет психологии. 1. Источники формирования психологического знания 2.Основные направления научной психологии. Гештальтпсихология. Бихевиоризм 3. Психоанализ З.Фрейда 4. Проблема бессознательного в психоанализе и защитные механизмы психики 5. К.Юнг о коллективном бессознательном. Архетипы 6. Предмет и методы психологии
Литература: [1, 2, 3, 24, 25, 42, 43, 47]
Методические рекомендации: Психология – это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает, как происходит процесс преобразования внешних воздействий во внутренние психические состояния субъекта, в которых представлены воздействующие объекты. Она исследует механизмы благодаря которым осуществляется тот процесс превращения отражаемого воздействия в образ действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью человека. Психология – это научное исследование психических процессов и поведения, а также практическое применение получаемых знаний. С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать в своих поступках особенности психического склада людей. Поэтому психологические знания имеют в истории культуры разнообразные источники: 1.Обыденный опыт. Наблюдения за поступками, особенностями поведения отражались в языке, фольклоре, произведениях искусства. 2.Мифологические и религиозные представления. Учение о душе возникло на основе ранних первобытных анимистических представлений. Anima (лат) в переводе означает душа. В культуру входит понятие души как бестелесной, вечной субстанции, источника активности. 3. Философия. Самые ранние теоретические представления о духовном, внутреннем психическом появились в античной греческой философии более двух тысяч лет назад. Первые крупные достижения на пути научного познания психики неразрывно связаны с утверждением ее подчиненности законам физического мира, с открытием зависимости психических процессов от анатомо-физиологического устройства организма. Таким образом, уже в период античности была поставлена одна и сущностных проблем психологического знания – психофизиологическая проблема, то есть, как соотносятся душа и тело, психика и физиологическая основа организма. Вплоть до середины XIX века психология развивалась в рамках философии. Психологические проблемы рассматривались в пределах гносеологии – теории познания. Как самостоятельная научная дисциплина она сформировалась в 60-е гг. XIX века, когда определилось проблемное поле изучения, сформировался категориальный аппарат, возникло научное психологическое сообщество. Появление различных психологических школ и направлений явилось следствием и проявлением превращения психологии в науку. Направления в психологии отражают различные парадигмы, то есть способы решения научных проблем. Экспериментальная психология немецкого психолога В.Вундта исходила из следующих задач: 1. Анализ процессов сознания методом интроспекции. 2. Выявление элементов сознания 3. Установление закономерностей их соединения. Другая парадигма – гештальтпсихология, представлена в трудах Вертгеймера, В. Келера. Немецкое слово gestalt означает целостный образ. Сознание стали рассматривать с позиции целостных структур в отличие от принципа расчлененности сознания на элементы (В. Вундт). Постижение целостного образа сознания происходит в особом психологическом акте мгновенного постижения отношений - инсайте. Существенное изменения в представлении о предмете и методах психологии были внесены З.Фрейдом, который основал парадигму психоанализа. Предметом научного изучения в отличие от предшествующих направлений становится сфера бессознательного. Вместо интроспекции методом изучения психических явлений становится анализ свободных ассоциаций, оговорок, специфики забывания, толкование сновидений и т.п. Исследования структуры бессознательного – конфликт между сознательными и бессознательными структурами как основа неврозов и способы их предотвращения.
Тема 2. Структура психики. 1. Сознание как высшая ступень развития психики 1. Свойства сознания и его состояния 2. Сон и его психические особенности.
Литература: [1, 8, 17, 20, 22, 35, 37, 42]
Методические рекомендации: Психика это свойство высоко организованной материи – мозга. Оно заключается в способности отражать окружающий мир и регулировать поведение и деятельность для обеспечения выживания живых существ. Психика человека - качественно более высокий уровень, чем психика животных. Помимо бессознательных процессов она включает сознание, которое формируется в процессе трудовой деятельности человека, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Свойства сознания: - совокупность знаний об окружающем мире - отчетливое различение в сознании «Я» человека и его «не Я», субъекта и объекта осуществляется в процессе формирования самосознания человека - сознание предполагает целеполагание - сознание - это также отношение к окружающему, поэтому в структуру сознания входят чувства - сознание связано с языком, в котором оно выражается В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения, ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» реакции); движения, автоматизировавшиеся вследствие повторения и поэтому более неосознаваемые и др. Cтруктуру психики человека можно анализировать с точки зрения составляющих ее психических процессов, состояний и их свойств.
Тема 3. Сенсорно-перцептивные процессы. 1. Ощущения и их свойства. 2. Физиологическая основа ощущений 3. Классификация ощущений. 4. Восприятия и их свойства. 5. Иллюзии восприятия
Литература: [1, 2, 3, 11, 20, 22, 29, 35]
Методические рекомендации: Понятие об уровнях познания. Рецепторная и рефлекторная концепции ощущений. Ощущение - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. В ощущении осуществляется связь сознания с внешним миром, превращение энергиивнешнего раздражителя в факт сознания. Рефлекторнаяконцепция Сеченова и Павлова. Классификация ощущений исходит из свойств раздражителей их вызывающих. В частности схема Аристотеля исходит из пяти органов чувств и соответствующих им видов ощущений. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: экстерорецептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела; интерорецептивные – отражающие состояние внутренних органов и расположенные во внутренних органах и тканях; проприорецептивные - рецепторы, которые расположены в мышцах и связках, они дают информацию о движении и положении нашего тела. Свойства ощущений – интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Чувствительность органов чувств определяется нижним и верхним порогами ощущений. Адаптация и эффекты взаимодействия ощущений. Сенсибилизация. Синестезия. Восприятие как отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Связь и различия ощущения и восприятия: предметность, целостность, константность, апперцепция, структурность осмысленность. Классификация восприятий. Восприятие пространства и формы предметов, движения и времени. Физиологические основы восприятия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|