Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологические механизмы формирования свойств личности.




Формирование личности происходит в процессе разрешения противоречий, которые возникает между ее потребностями, интересами, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения с другой. Воспитание есть управление формированием личности. Это формирование наиболее успешно происходит в процессе деятельности – игровой, учебной, общественно полезной, трудовой. Под психологическим механизмом понимается совокупность промежуточных психических состояний и процессов, которые лежат в основе тех или иных изменений личности, формирования ее качеств. Образцы поведения задает общество в виде целей воспитания идеалов, ценностей. Конкретизируются они в виде правил и норм поведения. Эти внешне существующие требования по мере их повторного выполнения преобразуются в требования «самого к себе». Этот механизм называется интериоризацией. В формировании личности используются и другие механизмы. Например, новые мотивы образуются путем сдвига мотива на цель. Сдвиг мотива на цель становится возможным благодаря тому, что результаты выполняемых действий часто бывают более значительные, чем их мотивы. Подражание – воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого человека. Особенно большое значение этом механизм имеет на ранних этапах развития психики. Идентификация (от лат. identification –отождествление) – отождествление индивидом себя с другим человеком. При этом индивид копирует не только внешние формы поведения, но и мысли, чувства и действия другого человека. Благодаря идентификации приобретаются или усваиваются ценности, нормы, идеалы, роли и нравственные качества другого липа. Особенно заметно этот механизм действует в коллективе: каждый член коллектива отождествляет себя с другими, старается соблюдать его нормы, переживания каждого из них выступают для другого как мотивы поведения. Знания о самом себе являются важным фактором становления личности. Знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагают анализ, внутреннее обсуждение своих действий, поступков, т. е. определенный уровень развития рефлексии, которая и является одним из важнейших психологических механизмов становления личности.

 


 

11. Стратегии психологического воздействия: императивная, манипулятивная, диалогическая. Психологическое воспитательное воздействие имеет целью изменение потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности, поведения и т. д. Необходимо обеспечить организацию такого рода воздействий, которые способствовали бы всестороннему развитию личности, т. е. формированию у нее высоких нравственных качеств, творческого сознания и самосознания, стремления к постоянному совершенствованию. А. Г. Ковалев выделяет три стратегии психологического воздействия. Виды воздействий связаны с основными психологическими воззрениями. 1. Исторически первичной является «императивная» стратегия («объектная» или «реактивная») психологического воздействия. В основе этой стратегии лежит положение о том, что психика человека рассматривается как пассивный объект воздействия внешних условий и продукт этих условий. Данный подход нашел свое научное воплощение в бихевиоризме. Эта стратегия применяется в тех сферах человеческих отношений, где человек (объект воздействия) обладает ограниченными возможностями выбора поступков. Психические свойства и состояния эта стратегия не учитывает. Это касается и психологического воздействия учителя на учащегося. В условиях педагогической практики, дружеских, семейных отношений такая стратегия непригодна, она приводит к отрицательным психологическим последствиям. 2. Такой же «объектной», монологической является «манипулятивная» стратегия психологического (воспитательного) воздействия. Основное положение подхода состоит в том, что человек по своей природе зол, аморален, деструктивен, агрессивен. Его следует обуздывать с помощью авторитетов и общественных санкций. Техники манипулирования людьми разработаны на базе основных положений Фрейда о бессознательном. Данная стратегия предполагает проникновение в самые интимные механизмы психики человека. Но знание психических особенностей человека используется для утонченных методов и средств психологического воздействия, для манипулирования психикой. Человек в этом случае, сам не осознавая этого, ведет себя таким образом, как ему предписывается. Применение такой стратегии по сути также негативно влияет на личность, может привести к еще более негативным последствиям, чем императивная стратегия. 3. Основой развивающей стратегии психологического воздействия является диалог. Эта стратегия является оптимальной при организации отношений между людьми вообще, а также при реализации задач обучения и воспитания. Человеку свойственен «открытый» диалогический характер внутренней психической организации. Учащийся является не только объектом, но и субъектом этих отношений. Между учителем и учащимися необходим диалог, личностный обмен в процессе взаимодействия.

12. Самовоспитание как высшая форма самоуправления.Самовоспитание – сознательная планомерная деятельность, направленная на самосовершенствование свойств своей личности, которые соответствуют требованиям общества и личной программе. Разнообразные его функции: ускорение психического и физического развития, оптимальная самореализация собственных дарований и способностей, обогащение личности счастьем самосозидания, подготовка к жизни и другое. Самовоспитание возникает на основе самосознания, которое включает: 1) самопознание; 2) самоотношение; 3) саморегулирование. Самовоспитание является непосредственным проявлением высокого уровня саморегулирования. Элементы самовоспитания проявляются у детей дошкольного и младшего школьного возраста.Сознательное самовоспитание начинается в подростковом возрасте. Важной предпосылкой и внутренним побуждением к самовоспитанию является стремление стать взрослым. В ранней юности цели воспитания становятся более глубокими, усваиваются его приемы и способы. Самовоспитание становится систематическим, оно осуществляется в процессе всей жизни, являясь важнейшим внутренним условием развития личности.Программа самовоспитания должна быть конкретной. Взрослые и коллектив сверстников должны помочь ученику в составлении такой программы. Для этого у ученика должна быть потребность в самовоспитании и доверительные отношения со взрослыми и коллективом сверстников. Подросток часто сам вырабатывает правила самовоспитания, в которых указывает и что воспитывать, и как воспитывать. В процессе самовоспитания идет сложная внутренняя работа, возникают конфликты, борьба различных тенденций, склонностей (например, между стремлением серьезнее относиться к учению и ленью).Для того, чтобы внутренняя борьба разрешалась в положительном плане, необходимо владеть определенными способами воздействия на самого себя. А.Г.Ковалев считает, что среди многообразия приемов самовоспитания основными являются самоубеждение, самовнушение и упражнения. Основные методы самовоспитания: 1. Самопознание, которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. 2. Самообладание,: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самопринуждение. 3.Самостимулирование, которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение

13. Психологические основы гуманистического воспитания личности.Г. Олпорт Л ичность представляет собой открытую и саморазвивающуюся систему. Он исходил из того, что человек – прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Подчеркивал значение окружающего для ее развития, открытость человека для контактов и влияния внешнего мира. Стремление к взаимообщению, взаимодействию. А. Маслоу Человек не стремится к равновесию со средой. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития и человека и общества. К. Роджерс Внутренняя сущность человека выражается в самооценке, которая отражает истинную суть данной личности, ее «Я». В детстве – самоощущение.Если поведение выстраивается именно на основе самооценки, оно выражает истинную суть личности, ее способности и умения, а потому приносит наибольший успех человеку. Результаты своей деятельности дают ему удовлетворение и повышают его статус в глазах других. Его мнение о самом себе, мнение о нем других и его реальная Самость соответствуют друг другу, приводя к полной конгруэнтности. Однако родители не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал своей самооценкой. Дети не принимают ð агрессия, негативизм. Не пытаются противостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе, т.к. нуждается в ласке и принятии со стороны взрослого ð навязанная другими деятельность à невозможность быть успешным.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных