Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теории развития личности.




В настоящее время существует много разнообразных теорий развития личности. Почти все современные теории личности в своей основе были разработаны в первой половине XX в.

Психоаналитическая теория личности была создана З. Фрейдом. Основные идеи. Личность является внутренним психологическим образованием человека, состоящим из трех частей. Главную, основную часть личности представляет бессознательное (Ид). Сюда входят биологические инстинкты и органические потребности человека, общие у него с животными и бессознательно побуждающие его действовать определенным образом. Влияние этих инстинктов и потребностей на свое поведение человек контролировать не может. Напротив, они помимо сознания и воли человека управляют его поведением, зачастую заставляя действовать вопреки воле и сознанию. Фрейд заложил в основу бессознательного в психологии личности человека только два унаследованных человеком от животных биологических инстинкта: сексуальную потребность и агрессивность. Вторую часть структуры личности составляет так называемое Эго. К нему относится все, что человек знает о себе как о личности, то есть его личностное самосознание. Эта часть личности осознается человеком, хотя и не всегда правильно. К Эго могут относиться как положительные, так и отрицательные качества, признаваемые человеком реально существующим у него. Третью часть личности представляет Суперэго. В него входят ценности человека, его жизненные цели, идеалы – словом, то, чем человек хотел бы стать, какой личностью он хотел бы видеть себя. Все три составляющие личности обычно не находятся в состоянии гармонии, не существуют друг другу полностью. Между ними нередко возникают неизбежные трудно разрешимые конфликты, которые человек стремится разрешить в процессе своего личностного роста и развития. Трудно разрешимые конфликты между этими частями личности нередко порождают неврозы, отклонения в психике и поведении человека.

Теория социальных ролей исходит из того, что каждый человек в жизни берет на себя и играет определенные, характерные для него социальные роли. Роли, которые данный человек чаще всего берет на себя и в которые он вживается настолько, что они становятся типичными для него в самых разных жизненных ситуациях, начинают определять этого человека как личность. Теория социальных ролей утверждает, что эти роли и являются главной характеристикой личности данного человека. Согласно теории Э. Берна человек чаще других берет на себя и играет следующие социальные роли: роль ребенка, роль родителя и роль взрослого человека. Все три роли, по мнению Берна, сочетаются в поведении каждого человека, и их индивидуальное сочетание представляет индивидуальную структуру личности соответствующего человека.

Роль взрослого проявляется в: самостоятельности, независимости, признании за другими права быть независимыми личностями; отказ от нравоучений и оказания давления на других людей и ожидания того же от других; полагание на свои собственные силы в решении проблем, отсутствие ожидания и надежды на других; рассмотрение других как равноправных партнеров.

Роль родителя: чел-к берет на себя обязанность опекать, заботиться о других, считая что они не справятся сами; считает других детьми и относится к ним соответствующе; может позволить им капризничать, вести себя безответственно и прощает им такие формы поведения.

Роль ребенка: считает других обязанными его опекать и заботиться о нем; требует, чтобы о нем заботились и обеспечивали необходимым; позволяет себе быть несерьезным, капризным, безответственным и считает это нормальным.

Все 3 роли характерны для каждого в соц поведении, но в разной степени представлены. Тип личности определяется по тому, какая роль преобладает.

Наибольшую известность среди гуманистических теорий личности получила теория, разработанная американским психологом А. Маслоу.Основным понятием, с помощью которого личность характеризуется в этой теории, является понятие «потребность». Структура личности, по Маслоу, представляет собой упорядоченную систему, или иерархию, потребностей, в которой верхнюю ступень занимает главная, наиболее важная для человека на данном этапе его жизни потребность. Потребность в самоактуализации, Эстетические потребности, Познавательные потребности, Потребности уважения (почитания), Потребности в принадлежности и любви, Потребности в безопасности, Физиологические потребности Потребности более высокого уровня возникают, становятся актуальными, значимыми для человека только тогда, когда хотя бы в минимальной степени удовлетворяются его потребности более низкого уровня. В том случае, если у человека возникает и становится актуальной для него новая потребность, перестраивается и вся иерархия его потребностей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных