Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Внимание. Функции. Виды. Св-ва. Нарушения.




Внимание – это процесс, кот способствует отбору одной инфо, поступающей через органы чувств, и игнорированию другой. Обеспечивает избирательное восприятие, переработку, запоминание и использование чел-ком сенсорной инфо: ощущений, образов, мыслей, переживаний.

В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Хотя многие ученые выделяют В как самостоятельный псих процесс и состояние чел-ка. Аргументы: имеет собственные св-ва, кот нет у других; в мозге можно выделить особые структуры и процессы, связанные с В. Они анатомически и физиол относит независимы от структур, отвечающих за другие процессы. И хотя отделить от других процессов В невозможно, у него есть св-ва, которые можно изучить отдельно.

Действие В выражается в сосредоточенности психики на сравнительно узком участке внешней действительности или внутр среды организма.

Функциивнимания. Фунция отбора - отборзначимых, соответствующих потребностям воздействий и игнорированиидругих. Функция удержаниядеятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Различают 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное – кот не предполагает участия воли чел-ка в процессах, управляющих вниманием и регулирующих его.Может возникать само по себе, помимо желания и сознания чел-ка. Мы не в состоянии управлять процессами, поскольку они связаны с действием ориентировочного рефлекса и ориентировочно-исследоват деят-тью на подсозн ур-не. Произвольное – В, кот связано с участием воли в процессах памяти. Чел-к сознательно, целенаправленно обращает свое внимание на к-л объект, удерживает на нем В в течение времени, сам переключается на др объект. Например, поиск нужного фрагмента текста (чтение – целенаправл деят-ть, внимание держится пока не найдет). Послепроизвольное – В, кот появляется спустя некоторое время после того, как чел-к произвольно удерживал свое внимание на ч-л. После длительного удержания В ему уже не нужно прилагать усилия – похоже на непроизвольное. Не все согласны. Непосредственное – порождается, удерживается и регул напрямую объектом, на кот направлено. Опосредствованное – привлекается и регул не тем объектом, на кот направлено, а ч-л другим (стрелки).

Свойства внимания: Устойчивость – способность в течение длит времени сохраняться на постоянном ур-не. Мы всегда отвлекаемся, но В считается устойчивым, если случайные колебания не влияют на работоспособность и успешность деят-ти. Концентрация внимания – способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой задачи. Степень – от полного игнорирования остального до параллельного концентрирования. Сосредоточенность – рассеянность. Переключаемость – перевод В с одного предмета на другой, переключение с одного вида деят-ти на др. Проявл-ся в скорости, с кот чел-к может переводить В. Произвольное и непроизвольное (не всегда нарушение – порой способствует отдыху организма). Распределение внимания – способность распределяться между несколькими объектами или распространяться на значительную часть пространства. Люди не выполняют два действия одновременно, ошибочное впечатление создается за счет способности чел-ка быстро переключаться с одного вида деят-ти на другой, успевая при этом сохранить в памяти следы от прерванной деят-ти и возвращаться к ее продолжению до того, как наступит ее забывание. Объём внимания – характеризуется количеством объектов или их элементов, которые чел-к способен удержать в сфере своего внимания (5-7 предметов).

Нарушения внимания – нарушение какого-либо из свойств внимания. О них можно говорить, если нарушения мешают чел-ку в соц аспектах (учеба, работа).

Внимание – одно из уникальных свойств психики человека. Внимание можно развить и необходимо развивать. Для этого существуют специальные приёмы.

Прежде всего определите объём своего внимания. Подсчитайте сколько предметов одновременно вы можете заметить или какие действия вы можете совершать одновременно. Старайтесь расширить объём своего внимания путём ежедневной тренировки. Потом можно в течение короткого времени наблюдать за предметом, потом описывать как можно больше всего, что видел, в подробностях. Возьмите часы с секундной стрелкой и постарайтесь как можно дольше проследить, не отвлекаясь ни на мгновение, за её движением. Если появляются другие мысли, начинайте работу снова. Развитию внимания также помогает любознательность – сколько ступенек на лестнице и т.д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных