Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСКУССТВО ФЛОРЕНЦИИ 2-ОЙ ПОЛОВИНЫ




И СЕРЕДИНЫ 15в.

 

Главным очагом искусства Раннего Возрождения была Флоренция. Именно здесь в начале 15в. совершился тот радикальный переворот, который определил все дальнейшее направление развития искусства. Италии. В это время Флоренция является центром итальянского гуманизма.

 

Новые веяния в изобразительном искусстве раньше всего проявились в скульптуре. Мастера Раннего Возрождения большое внимание уделяют изображению нагого тела, передаче движения, используют мотивы античной классики.

В скульптуре получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реалистический портретный бюст, конный монумент.

Во главе мастеров, положивших начало расцвету Возрождения, стоял великий флорентийский скульптор Донателло (1386-1466гг.).

Он выступил как подлинный новатор. Порвав с традициями позднего треченто, он встал на путь обновления как идейного содержания, так и художественных средств скульптуры. Созданные Донателло образы являются первым воплощением гуманистического идеала всесторонне развитой личности и отмечены печатью яркой индивидуальности и богатой духовной жизни. Основываясь на тщательном изучении натуры и умело используя античное наследие, Донателло первым из мастеров Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать органичную цельность тела, его тяжесть, массу.

Творчество его поражает разнообразием новых начинаний. Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип ренессансного настенного надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы.

Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности.

Рис. 691 - Донателло. Пир Ирода - 1423 -1427гг. Рельеф купели в баптистерии сиенского собора. Позолоченная бронза (60 х 60 см.).

Только что вошедший палач, опустившись на колено, подносит царю блюдо с отрубленной головой (исполнилось преступное желание царевны Саломеи, которая в награду за свой танец потребовала от царя Ирода голову Иоанна Крестителя). Ирод в ужасе отшатнулся. Замыслившая злодеяние мать Саломеи пытается что-то объяснить ему. Гости отшатнулись от стола, столпившись вокруг Саломеи, еще пребывающей во власти танца.

Здесь декоративная красота уступает место иной задаче - создать впечатление внезапно воцарившегося хаоса, смятения. Движения фигур резки и порывисты. Современникам Донателло правдоподобие рельефа могло показаться почти невероятным. Иллюзия реальности усиливается новооткрытыми перспективными построениями.

В исполненной в 1415 - 1417гг. для церкви Ор Сан Микеле во Флоренции статуе святого Георгия (Рис. 692) получает дальнейшее развитие образ мужественного и отважного победителя, привлекавший художника еще в юности. Статуя Георгия - одна из вершин творчества Донателло.

Здесь он создает глубоко индивидуальный образ и вместе с тем воплощает ренессансный идеал воина - героя, сильной личности, могучего и прекрасного человека.

При всей живости и подвижности, фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Донателло достигает предельной обобщенности форм.

Одним из самых обаятельных образов, созданных Донателло, является юный Давид, изображенный в виде стройного нагого мальчика с гибким телом и длинными волосами, на которые надета увитая лавровым венком пастушка шапочка.

Рис. 693 - Давид. 1430 - 1433гг. Флоренция. Бронза.

Опираясь на тяжелый меч и поставив ногу на отрубленную голову великана Голиафа, он стоит потупившись, словно не сознавая величия совершенного им подвига.

Статуя Гаттамелаты (кондотьера Эразмо ди Нарни), (1447-1453гг.), выполненная для г. Падуя - первый дошедший до нас отлитый в бронзе конный памятник Возрождения (Рис. 694).

Отправной точкой при ее создании могла служить позднеантичная статуя Марка Авреля в Риме.

Но здесь перед нами типичный ренессансный герой, мужественный, властный, уверенный в себе человек, и вместе с тем это портрет, выполненный с несомненным сходством.

Обобщенность и лаконичность лепки, простота силуэта, сдержанность позы всадника и движения коня делают этот памятник одним из прекраснейших образцов монументальной скульптуры.

Намеченные в творчестве Донателло проблемы надолго определили развитие европейской скульптуры.

 

В середине столетия скульптура Флоренции утрачивает монументальный характер и черты драматической экспрессии. Все более широкое распространение получают светские и бытовые мотивы, возникает и быстро распространяется скульптурный портрет.

 

Живопись Флоренции 1-ой трети 15в. богата контрастами. Как и в скульптуре, однако, несколько позже, в ней совершается решительный перелом от отмеченного влиянием готики позднего Проторенессанса к искусству Ренессанса. Главой нового направления был Мазаччо, деятельность которого приходится на 3-е десятилетие 15в.

Мазаччо (Томмазо ди Джованни Симоне Кассан (Гвиди) (1401-1428гг.). Мазаччо - прозвище, означающее примерно "Большущий Томмазо".

Искусство Мазаччо опередило свое время. Его радикальные и смелые новшества произвели огромное впечатление на художников, однако были восприняты лишь частично. Большинство из них сочетали нововведения Мазаччо с элементами старой традиции.

Для живописи Мазаччо характерны лаконичность, энергичное развитие действия, выразительность мимики и движений.

Вместо условного построения пространства с горизонтом поднятым к верхнему краю картины и расположенными друг над другом фигурами, в произведениях Мазаччо, появляется естественный горизонт, проходящий на уровне глаз зрителей. Он одним из первых применил законы линейной перспективы на практике. (Математические приемы построения линейной перспективы открыл архитектор Раннего Возрождения Филиппо Брунеллески).

Продолжив искания Джотто, Мазаччо придавал изображениям невиданную ранее жизненную убедительность. С помощью энергичной светотеневой моделировки он достиг почти скульптурной осязаемости мощных фигур, довел до конца завоевание живописью трехмерного пространства.

Колорит произведений Мазаччо довольно сдержанный. Он отвергает детализацию и изобилие частностей и приходит к созданию обобщенной и лаконичной монументальной формы. Фигуры у Мазаччо массивные, мощные, даже тяжелые.

В 1426г. Мазаччо написал большой алтарный полиптих для церкви дель Кармине в Пизе. К этому алтарю принадлежит "Мадонна с младенцем и ангелами" (Рис. 695) и "Распятие" (Рис. 696).

Могучая пластика и величие "Мадонны", патетический драматизм "Распятия" с рыдающей у подножья креста Магдалиной знаменуют формирование нового реализма в живописи Раннего Возрождения в Италии.

Написанная приблизительно в то же время (1426-1428-7гг.) в старой готической церкви Санта Мария Новелла во Флоренции фреска "Троица" отражает новый этап в творческой эволюции Мазаччо.

Рис. 697 - Троица с Девой Марией, св. Иоанном и донаторами.

В композиции фрески впервые последовательно использована система линейной перспективы, изображены величественные ренессансные формы архитектуры. Новыми были и лаконичность композиции и почти скульптурная рельефность форм, и выразительность лиц, например, трагического лица Марии, совершенно лишенного привычной красивости, и, наконец, острота портретной характеристики заказчиков (донаторов).

Перспективное построение "Троицы" являлось одним из средств раскрытия замысла. Центрическая ориентация перспективы подчеркивает значение главных фигур, расположенных на оси композиции. Нарисованная капелла словно принадлежит иной сфере, нежели все остальное - донаторы, саркофаг и стоящий перед фреской зритель.

Вершиной искусства Мазаччо являются фрески в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине, выполненные в 1427-1428гг. совместно с Мазолино.

Одной из самых прославленных фресок капеллы является "Изгнание из рая" (Рис. 698). В этой фреске художник сосредоточивает внимание на драматическом содержании сюжета, постановке и пластической лепке фигур. По силе экспрессии эта фреска не имеет аналогий в искусстве своего времени. Впервые в истории живописи Возрождения Мазаччо удалось убедительно вылепить нагое тело, придать ему естественные пропорции, твердо и устойчиво поставить на землю.

Современники особенно ценили в произведениях Мазаччо мастерство построения пространства и постановку фигур в пространстве. Вазари писал, что "стоят они всей ступней на одной и той же поверхности, причем ряды сокращаются так удачно, что и в натуре по- другому не бывает".

Примером может служить фреска Мазаччо из этой же капеллы "Чудо со статиром" (древнегреческая серебряная монета) (Рис. 699).

Мазаччо использует законы построения не только линейной, но и воздушной перспективы: постепенно смягчая краски по мере удаления в глубину.

Персонажи фресок Мазаччо в капелле Бранкаччи - Христос, Петр и апостолы - земные люди, лица их индивидуализированы и отмечены печатью человеческих чувств, действия их продиктованы естественными человеческими побуждениями. Поэтому совершаемые ими чудеса воспринимаются как результат усилия воли человека, а не вмешательства божественного провидения.

За свою недолгую жизнь Мазаччо успел создать не очень много произведений, однако, то, что было им создано, стало поворотным пунктом в истории итальянской живописи.

Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения и, в частности, на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных