Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ




по дисциплине

Психология управления

 

Тема 1. Психология управления – междисциплинарное, научно-практическое направление. Психологическое содержание управления

Психология управления изучает психологические закономерности процесса управления людьми и группами людей.
Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем (Бандурка и др). Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. Таким образом, первоначально управление рассматривалось именно как управление информацией. В настоящее время акцент делается на управлении поведением людей. В менеджменте управление понимается более широко – как деятельность по упорядочению и координации производственной и социальной сферы (Вачугов и др.). К объектам управления относят: инновации, производство, рынок, финансы, информацию, снабжение, кадры. Соответственно рассматривают управление финансами, инновациями и т. д. Однако с точки зрения социально-психологического подхода все производственные процессы осуществляются людьми – сотрудниками организации; следовательно, и управление этими процессами связано в первую очередь с управлением поведением этих людей.
Проблемами управления занимаются многие науки: информатика, юриспруденция, философия, психология, педагогика, эргономика, социология и др. Психология занимает среди них одно из ведущих мест. Основные отрасли психологии, дающие теоретический материал для психологии управления: социальная психология, психология труда, психология личности, а также некоторые разделы общей психологии. Психологию управления можно считать прикладной отраслью социальной психологии (Андреева, 2000).
Управление – это процесс достижения цели усилиями других людей (Ладанов, 1997). Таким образом, в процессе управления составляющие деятельности по достижению цели разделяются между ее участниками: цели ставит один человек, а действия и операции, направленные на их достижение, производятся другими людьми. В связи с этим возникает основная проблема управления: каким образом побудить людей к совершению действий для достижения данной цели, которая может быть им совершенно чуждой?
Теория управления

Существует множество определений понятия «управление». Например, Л.Д. Кудряшева понимает под управлением процесс регулирования только вертикальных связей.

Наиболее полное определение понятия «управление» предложил В.Г. Афанасьев. Управление – функция систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.

Из определения понятия «управление» следует, что это явление исследуется биологическими, социальными и техническими науками. Управление не сводится только к сознательной, целенаправленной активности, то есть к управленческой деятельности руководителей.

Кроме того, определение управления, предложенное В.Г. Афанасьев, предполагает наличие различных форм управления: регуляция, координация и управление как целенаправленный процесс.

Регуляция предполагает наличие механизма обратной связи. Это явление проявляется в гомеостатическом регулировании систем, направленном на поддержание постоянства параметров внутренней среды организма и сохранения его структуры.

Координация – это согласование во времени и пространстве элементов на всех уровнях системы при различных режимах её функционирования.

Управление как целенаправленный процесс – это организация структуры системы и/или процессов в системе, предназначенная для достижения определённой цели.

Этапы становления механизма управления (по Р.Р. Абдееву)

1. Простейший замкнутый контур с обратной связью на уровне обычного регулятора с реакцией лишь на текущие воздействия, работающий по принципу гомеостазиса. Появляется цель – самосохранение.

2. Промежуточный, с программным изменением характера воздействия управляющего звена на объект при сохранении его устойчивости.

3. Механизм управления самоорганизующихся систем. Отличается наличием двух контуров управления. Первый контур – саморегуляции. Второй контур включает обратную связь и память, где отбирается и накапливается полезная информация из первого контура. Этот контур Р.Р. Абдеев обозначает как контур саморазвития.
Уровни управления
В организации обычно существует несколько уровней управления, причем вышестоящий руководитель координирует работу нижестоящих руководителей. Название должности обычно соотносится с уровнем управления, на котором находится руководитель. Количество уровней управления зависит от размера организации. Все уровни управления делятся на три основные категории.
1. Институциональный уровень – высший уровень управления (управление высшего звена, топ-менеджмент) – самый малочисленный: это президенты и вице-президенты компаний, министры, ректоры учебных заведений и т. д.
2. Управленческий уровень – руководство среднего звена; эти руководители подчинены руководителям высшего звена управления, осуществляют координацию и контроль за работой руководителя низшего уровня. Если организация имеет много уровней управления, средний уровень делится на два и более дополнительных уровней. Это могут быть заведующие отделами, деканы, заведующие секторами и т. д.
3. Технический уровень – руководители низшего звена – осуществляют непосредственный контроль за выполнением заданий. Это мастера, бригадиры и т. п.
Структура управления
Представление о структуре управления дает рис. 1.
1. Субъект управления – руководитель, наделенный управленческими полномочиями и осуществляющий управленческую деятельность.
2. Объект управления – люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта правления.
3. Управленческие воздействия (или методы управления) – система мер, используемая субъектом управления для воздействия на объект управления.
4. Цель – будущее желаемое состояние объекта воздействия или результат его деятельности. Может формулироваться субъектом управления или быть заданной извне (со стороны более высоких уровней управления).

Рис. 1. Соотношение элементов процесса управления (структура управления)

Цели могут быть: а) стратегические (отдаленные); б) тактические (промежуточные). Стратегические цели определяют тактические, а те, в свою очередь, определяют задачи управления – конкретные вопросы, решение которых приводит к достижению цели.
Управление может быть успешным, если субъект управления определил цель взаимодействия, а объект имеет способы и возможности для ее реализации.
Для успешного управления необходимо наличие:

1) у субъекта управления – мотивации и возможности руководить;

2) у объекта управления – мотивации и способности выполнять задачи.

Выделение в качестве элементов управления субъекта и объекта управления ставит вторую проблему управления: проблему манипулятивности управленческих воздействий. Восприятие управляемого (подчиненного) как объекта воздействий неизбежно приводит к манипуляции в управленческом взаимодействии.
В действительности управляемые люди (и организации) также являются активными субъектами, что приводит к неоднозначности их реакций на управленческие воздействия. Недостаточное внимание к этому факту (так называемому «человеческому фактору») часто приводит к тому, что при выборе воздействий и методов управления не учитываются индивидуальные особенности подчиненных. В результате их реакции на воздействия оказываются далекими от ожидаемых, и цель деятельности не достигается.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных