Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2.Управленческая деятельность, функции управления
Деятельность руководителя является достаточно сложной и разнонаправленной. Анализ функций руководства, приведенный выше, показывает ее основные направления: планирование, организация, мотивация, контроль. Однако для более глубокого анализа деятельности руководства необходимо использовать системный подход. Для анализа деятельности применяется теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым (Леонтьев, 1975). Напомним общее строение деятельности по А.Н. Леонтьеву.
Деятельность направляется мотивом.
Действия направлены на достижение цели.
Операции – способы осуществления действия – зависят от условий.
Цель, данная в конкретных условиях, называется задачей. А.В. Карпов определяет управленческую деятельность как тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей – необходимость соорганизации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.
Содержание управленческой деятельности зависит от уровня управления. В зависимости от уровня управления различают деятельность менеджеров низового звена, менеджеров среднего звена и топ-менеджеров.
Основными особенностями деятельности менеджеров низового звена являются решение текущих оперативных задач, непосредственный контакт с исполнителями, глубокие знания в области технологии производства товаров или оказания услуг.
Основными особенностями деятельности менеджеров среднего звена являются решение тактических задач, взаимодействие с менеджерами низового звена, разработка отдельных разделов программы, организация работ, контроль, формализация отношений.
Основными особенностями деятельности топ-менеджеров является решение стратегических задач, определение миссии и философии организации, прогнозирование, разработка направлений деятельности организации, взаимодействие с партнерами, определение стратегии конкурентоспособности фирмы. В.Д. Шадриков понимает деятельность как активное отношение к действительности, направленное на достижение сознательно поставленных целей. Ключевыми понятиями он считает мотив и цель деятельности. Мотив деятельности – внутренние побуждения человека к данной деятельности. Цель деятельности – образ ее результата. Результат деятельности – ее итог. Он может совпадать с целью деятельности, и тогда говорят о достижении цели, а может и не совпасть – в этом случае цель не достигнута. Параметры деятельности – количественные и качественные характеристики деятельности как способа достижения цели. Способ деятельности – конкретный путь достижения цели. Способ определяется условиями, в которых деятельность протекает. Нормативно-одобренный способ деятельности – это способ, закрепленный инструкциями. Однако каждый руководитель вырабатывает индивидуальный способ деятельности, обусловленный индивидуальными характеристиками и конкретными условиями деятельности. Кроме того, в процессе профессионализации вырабатывается индивидуальный стиль деятельности – обусловленный личностными качествами устойчивый способ выполнения определенной деятельности. Индивидуальный стиль может формироваться целенаправленно или стихийно, однако в последнем случае могут закрепиться неэффективные способы выполнения деятельности. Деятельность управления следует рассматривать как систему. Система – это целое, состоящее из элементов, причем: а) свойства системы не сводятся к свойствам элементов; б) при изменении даже одного элемента изменяется система как целое. Психологическая система деятельности – это структура деятельности, организованная для достижения конкретной цели. К компонентам психологической системы деятельности относятся:1) мотивы деятельности – внутренние побуждения к данной деятельности;
2) цель деятельности – образ ее результата;3) принятие решений – анализ ситуации, проводимый субъектом деятельности;4) программы деятельности – способы выполнения действий;5) профессионально важные качества – качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность ее выполнения. Основные действия, которые осуществляет руководитель, тесно связаны с функциями управления. 1. Целеполагание. Заключается в выработке целей. Цели могут быть стратегические и промежуточные. Руководитель формулирует цели не только своей деятельности, но также деятельности исполнителя (на эту особенность управления мы указывали в главе 1). Целеполагание осуществляется в процессе принятия решения. 2. Планирование. После того как цели сформулированы, необходимо составить план их достижения, т. е. выработать систему действий. Руководитель составляет план не только собственных действий, но и действий исполнителей. С планированием связано прогнозирование – предвидение реальных тенденций, состояния организации и личности в будущем. 3. Организация. Для выполнения плана действий необходимо организовать согласованные действия сотрудников организации. Ключевым моментом реализации этой функции является организация взаимодействия между подчиненными. Для успешной реализации организации руководителю необходимо владеть действием делегирования полномочий. 4. Стимулирование. Включает разработку и использование стимулов, побуждающих исполнителей к эффективному выполнению делегированных им действий. Эта функция является следствием основной проблемы управления – разделением целеполагания и выполнения действий между разными людьми. Для успешного осуществления стимулирования руководителю необходимо владеть действиями мотивирования подчиненных. 5. Контроль. Функция контроля необходима для успешного руководства. Контроль состоит в сличении результата действий подчиненных и заданной первоначально цели. Контроль может быть текущим, промежуточным и итоговым. Текущий контроль позволяет отслеживать процесс выполнения деятельности. Промежуточный контроль оценивает успешность выполнения действия на различных этапах и своевременно его корректирует. Итоговый контроль позволяет оценить эффективность выполнения деятельности в целом. Для осуществления функции контроля руководителю необходимо владеть навыками получения обратной связи, анализа деятельности.
Таблица 1. Функции управления и действия руководителя
Содержание деятельности руководителя при выполнении им функций управления представлено в табл. 1.
Знания и навыки, необходимые при осуществлении функций упр-я
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|