ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯРазвитие остаточного слуха реализуется в трех основных направлениях: выработка условной двигательной реакции на звук; обучение различению и опознаванию неречевых и речевых звучаний; восприятие речи на слух. Работа по развитию слухового восприятия начинается с обучения умению реагировать на звуковой сигнал определенным действием. Условная двигательная реакция вырабатывается параллельно на звучание как игрушек (барабан, дудка, шарманка и т. п.), так и речи (слогосочетания, слова). Если ребенок начинает обучаться в три года и позже, его сразу учат реагировать на звучание каждой игрушки определенным игровым действием: под барабан — шагать, произнося «татата», под гармошку — выполнять танцевальные движения, произнося «ляляляля», и т.п. Если же ребенку меньше трех лет, то работу лучше проводить по-другому. В ответ на звучание его следует учить не шагать и т.п., а собирать и разбирать пирамидки, складывать в коробку кубики и т. д. Сначала это делается слухо- зрительно, а затем на слух. В процессе занятий определяется, звучание каких игрушек и на каком расстоянии доступно каждому ребенку. Первая звучащая игрушка — это барабан, так как восприятие его звука доступно всем детям. Затем к работе подключаются бубен, гармошка, дудка, а позже и металлофон, погремушка, шарманка. При этом расстояние, с которого начинается общение между ребенком и каждой из этих игрушек, постепенно уменьшается. Одновременно педагог учит ребенка реагировать игровым действием в момент звучания слогосочетаний (папапа, пупупупу, пипипипи): строить башенку из кубиков, надевать кольца на стержень и т. п. Работа ведется в три этапа. Вначале ребенок воспринимает слогосочетания слухо- зрительно, т. е. глядя на губы взрослого. На этом этапе важно научить малыша ждать сигнала и самостоятельно, без побуждения, выполнять действие. Затем слогосочетания произносятся голосом разговорной громкости на ухо ребенку, который воспринимает их слухо- тактильно, т. е. слушая и ощущая струю выдыхаемого воздуха. Наконец, слогосочетания произносятся голосом разговорной громкости за экраном (листом бумаги). В этом случае ребенок воспринимает звучание только на слух. Если реакция на слогосочетание отсутствует, то педагог усиливает голос до громкого, пытаясь в дальнейшем научить ребенка ощущать голос разговорной громкости. Если же малыш реагирует на звучание речи у уха, педагог постепенно отходит от ребенка и определяет максимальное расстояние, на котором тот ощущает звучание речевого сигнала. Слабослышащего ребенка, реагирующего на звучание голоса разговорной громкости на 1 м и более, учат ощущать и звучание шепота. Выработка условной двигательной реакции на звучание неречевых и речевых сигналов проводится в первые полтора-два года и ведется индивидуально. За это время педагог как бы «вытягивает» расстояние, на котором каждый ребенок реагирует на доступные его слуху звучания игрушек и речи. В основном она ведется без звукоусиливающей аппаратуры. Но в ходе занятий педагог определяет также, какие звучащие игрушки ребенок слышит с индивидуальным слуховым аппаратом и на каком расстоянии. При этом используются все игрушки, указанные в программе, в том числе и те, звучание которых ребенок не воспринимает без аппарата. Если звучащая игрушка с индивидуальным слуховым аппаратом воспринимается менее чем на 1,5—2 м, то педагог проводит целенаправленную работу по увеличению этого расстояния. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|