Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Выполнение изображений по образцу




Выполнение изображений по образцу значительно труднее, чем по подражанию. Оно требует от ребенка определенной подготовленности. Воспринимая образец, нужно вычленить его составные части, определить их форму, цвет, соотношения по величине и расположению в пространстве и передать его в изображении. Под образцом понимается готовое изображение, которое подлежит воспроизведению детьми либо самостоятельно, либо после предварительного анализа под руководством воспитателя. Работа по образцу применяется в основном на конструировании, аппликации и декоративном рисовании. На занятиях по предметной лепке, предметному и сюжетному рисованию образец, как правило, не применяется (как единственный источник воспроизведения). В практике часто воспитатели и олигофренопедагоги неточно понимают роль образца на занятиях изобразительной деятельностью. Они нередко смешивают образец и показ,

подменяя выполнение изображений по образцу изображением по показу. Иногда воспитатель, проведя анализ образца, начинает показывать, как рисовать или лепить, а дети повторяют за ним все его действия. Это уже изображение не по образцу, а по подражанию, по расчлененному показу. Анализ образца проводится детьми под руководством воспитателя, однако процесс детской деятельности проходит без его вмешательства. В случае затруднений следует повторно обратиться к образцу.

Образцы широко применяются на занятиях по декоративному рисованию, аппликации (при воспроизведении узоров, в основе создания которых лежит принцип чередования по какому-либо определенному признаку), конструированию (здесь применяются как объемные, так и графические образцы).

Выполнение изображений по натуре является одним из важнейших методов обучения предметному рисованию и лепке. В качестве натуры используются реальные предметы, игрушки, готовые лепные поделки (достаточно крупного размера), изделия из папье-маше, поролона и пр. Обучение детей самостоятельному изображению предполагает формирование у них умения видеть предмет так, чтобы потом можно было его изобразить. Эта работа связана с развитием восприятия и формированием представлений у умственно отсталых детей. Для того чтобы ребенок целенаправленно мог воспринимать предмет и его свойства, организуется обследование предметов под руководством воспитателя.

Обследование включает следующие этапы: целостное восприятие предмета; выделение основных (опорных) частей; анализ формы, цвета, относительной величины и пространственного расположения частей. В заключение обследования всегда проводится повторное целостное ознакомление с предметом. После этого натура устанавливается на специальной подставке, обязательно на уровне глаз детей. Только после обследования дети приступают к изображению. В это время их не отвлекают дополнительными объяснениями. В начале обследования педагог стремится сформировать у каждого воспитанника достаточно прочное и полное представление об объекте изображения. Если же у ребенка возникают непреодолимые трудности, взрослый использует повторное обращение к натуре.

Одним из самых существенных свойств предмета, которое должно быть отражено в рисунке и лепке, является его форма. Поэтому обучению детей способам «видения» формы придается огромное значение. Умственно отсталым детям очень трудно, даже недоступно зрительное выделение формы, поэтому в качестве основного метода для знакомства с новой формой является ее зрительно-двигательное моделирование: обведение по контуру перед рисованием и ощупывание перед лепкой. Овладение этими моделирующими действиями у умственно отсталых детей очень затруднено, поэтому воспитатель уделяет внимание каждому ребенку, учит его обводить предмет по контуру, беря его руку в свою.

Эта работа продолжается и на индивидуальных коррекционных занятиях, проводимых учителем-дефектологом. Сложность формирования этих моделирующих движений сказывается на качестве детских работ. Рисунки детей, особенно в начале обучения, очень мало напоминают изображаемое. Требуется много труда и терпения, чтобы они приобрели желаемое сходство с натурой. Однако опытный воспитатель не будет спешить и прибегать к помощи различных образцов, а тем более к прямому показу. Он упражняет маленького ребенка в обведении предмета по контуру, потом в воздухе пальчиком, карандашом, затем учит как бы «обводить» на бумаге. Постепенно у ребенка возникает понимание того, что обводящее движение и исполнительское — одно и то же. Моделирующее движение приобретает вспомогательный характер, ребенок учится его использовать для уточнения своих представлений о форме предмета (а затем и его составных частей).

Овладение способами зрительно-двигательного моделирования формы позволяет ребенку в дальнейшем пользоваться ими при изображении предметов, которые еще не были в его графическом опыте, при знакомстве с новой формой. Если же ему предстоит рисовать новый предмет известной, знакомой формы, то педагог ограничивается лишь напоминанием о приемах изображения. Например, дети научились рисовать мяч. Следующая тема «Яблоко». Теперь взрослый может спросить: «На что похоже яблоко: на шар или на палочку (на огурец)? Да, яблоко похоже на шар. Шар круглый, яблоко тоже круглое. Как рисовать круглый шар? Покажите, обведите его в воздухе. Яблоко тоже круглое. Как его будем рисовать?» Постепенно необходимость в моделирующих действиях уменьшается. Ребенок начинает определять форму зрительно, не прибегая к обведению и ощупыванию, а опираясь на развивающееся зрительное восприятие, сравнивая форму предмета или его частей с формой-эталоном.

В ходе обследования очень важно вызвать у детей положительное эмоциональное отношение к самому предмету. Этому способствует обыгрывание предмета, его целостное восприятие. Кроме формы, дети учатся определять цвет предмета, относительную величину частей (пропорции), строение. После такого ознакомления с предметом им дается возможность самостоятельно лепить и рисовать. Показ на этих занятиях (тем более расчлененный показ) не применяется. В случае, если дети испытывают трудности, повторно обращаются к натуре.

Когда дети начинают рисовать или лепить, следует как можно меньше вмешиваться в их работу, помня о том, что для ребенка дошкольного возраста процесс выполнения чрезвычайно важен (часто он более значим, чем готовое изображение). Только после того, как работа готова, переходят к ее оценке.

На практике случается, что на одном занятии применяются и анализ натуры, и ее зрительно-двигательное обследование, а также образец и даже поэлементный показ. Такое сочетание приводит к формализации обучения, так как дети в результате

все равно не действуют по натуре и даже по образцу, а только по показу, не продвигаясь на более высокий уровень восприятия и самостоятельного изображения. Кроме того, такое необоснованное применение показа на занятиях лепкой и предметным рисованием приводит к формированию у детей стойких графических штампов, способствует стереотипности их изобразительной деятельности, препятствует ее развитию.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных