Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этнографические знания на Древнем Востоке и в Античном мире.




Древний Египет.

Уже с первых времен появления письменность у народов древности в письменных памятниках начинают отражаться и некоторые знания о народах соседних стран. В самых ранних египетских текстах, относящихся к эпохе Древнего царства – летопись на «Палермском камне», надписи на гробницах царей и вельмож – есть доказательства знакомства египтян с жителями стран вверх по Нилу (Кум, Иам и др.), а в северо-восточном направлении – с племенами Сирии, Палестины, Аравии. На стенах гробниц пирамид эпохи ІY династии изображены фигуры людей разного расового типа – ливийцы, негры и др.

В эпоху Нового царства завоевательные походы царей ХУ111 – ХХ династий столкнули египтян с еще более широким кругом народов, живущих от Ливии на западе до Малой Азии на востоке. В победных надписях царей перечисляются завоеванные страны, захваченные пленные и другие.

Такой же почти целиком официальный тон имеют сведения о народах, содержащихся в памятниках древнего Междуречья (Месопотамия и Иран). Это главным образом победные надписи и хроники царей – от древнешумерских до ассирийских, содержащие упоминание о покоренных странах.

Совершенно особняком в ряду других письменных источников Древнего Востока стоит Библия – источник, где этнографические сведения не только очень обильны, но и весьма своеобразно систематизированы и осмысленны. Библия представляет не один памятник, а целую коллекцию литературных произведений разных жанров, составленных в разное время между 13 и 5 веками до н.э. и лишь около 5 в. сведенных в единый канон. Все или почти все известные европейские народы в Библии рассматриваются как потомки прародителей, происшедших от общих предков – Ноя и его сыновей, спасшихся во время потопа. Эта генеалогическая схема изложена в 10 книге Бытия. Она представляет собой всемирно-историческую концепцию, связывая родством все известные в то время народы, выводит их от общих предков. Все приведенные имена прародителей трудно считать именами реальных исторических лиц, но и нельзя считать их, как это делали сторонники мифологической школы, мифологическими образами, олицетворяющими небесные явления. Имена эти – явно обозначения родоплеменных групп: Ассур – ассирийцы, Арам – арамеи (армяне), Ханаан – ханаанцы, Евер – евреи и т.д.

Общий вид схемы таков: все люди – потомки единой прародительской пары, все они происходят от общих предков, единственных человеческих существ, оставшихся после потопа. Эта теория единства человеческого рода и прямых родственно-генеалогических связей между народами дополнялась и религиозной идеей монотеизма: единый Бог – творец мира и создатель всех людей.

 

Древняя Греция.

Самые ранние памятники Древнегреческой литературы – поэмы «Илиада» и «Одиссея». Написаны эти поэмы еще до начала великой греческой колонизации, в то время материальный и умственный горизонт греков был ограничен тесным кругом в Восточном Средиземноморье от Малоазийского побережья до запада Балканского полуострова, от Фракии до Крита. Сама Греция не представляла тогда какого-либо единства, разбитая на множество мелких городов и сельских общин. Великий поход под Трою (ок. 1200) объединил на время эти общины. Во второй песне «Илиады» в знаменитом «каталоге кораблей» перечисляются эти общины и их объединения: беотийцы, афиняне, аргосцы, аркадцы и т.д. в сознании автора поэмы все они представляют собой нечто этнически общее – это все были ахейцы или данайцы или аргивяне.

Несколько позднее составлена «Одиссея». Она раздвигает этот мирок не слишком сильно, притом исключительно в западном направлении.

Ненамного шире горизонт в поэмах Гесиода (кон.1Х до н.э.). упоминаются эфиопы, ливийцы, «доители кобылиц» скифы, жители Египта пигмеи, троглодиты, люди-собаки.

Целой энциклопедией историко-географических знаний середины У в.до н.э. стало сочинение Геродота «История» в 9 книгах, посвященное истории греко-персидских войн. Общая концепция Геродота – извечная вражда между Востоком и Западом, между варварами и эллинами. Это столкновение имело четкий социальный смысл: в Азии вечно господствовал деспотизм, рабство всех перед царем, на западе – свободолюбие. И вот свободные люди хотя и более малочисленны, отстояли свою свободу.

В большинстве случаев Геродот без всякой проверки передает любые слышанные им рассказы от вполне здравых до самых фантастических. Среди таких – сообщение о народах западной части Ливии, где живут люди с песьими головами, люди безголовые с глазами на груди. Большей доли трезвости отличаются сведения Геродота о народах близких к Греции. Чем дальше, тем больше сказочных мотивов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных