Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История этнологической науки.




 

 

За предыдущие годы было накоплено очень много фактического материала по этнографии всех частей света.

Термин «этнология» был предложен французским физиком Жан-Жаком Ампером. Он разработал в 1830 г. схему общей классификации антропологических (т.е. гуманитарных) наук и определил среди них место этнологии.

Рост интереса к изучению народов, особенно внеевропейских, диктовался прежде всего практическими потребностями – знания о народах и их обычаях были необходимы при управлении колониями, при торговле с ними.

В один из китайских портов прибыл груз столовых ножей и вилок, которые китайцы не стали покупать, так как пользовались при еде палочками.

Зарождение этнологии падает на 60-70 гг. Х1Х в. В это время выходят классические сочинения по истории человеческой культуры, построенные на этнографическом материале. Появляются общие концепции, осмысляющие факты этнологии.

 

Наиболее общая – эволюционная концепция.

Теория эволюционизма – первая значимая школа в этнологии – зародилась в конце ХУ111 в. и получила широкое распространение в течение Х1Х века. Формирование эволюционизма было связано с ведущей научной парадигмой, нашедшей свое отражение во всех естественных и общественных науках того времени, а именно – теорией развития. В классической форме теорию эволюционизма и естественного отбора изложил Ч.Дарвин в книге «Происхождение видов», вышедшей в 1859 году. Она и стала основной теоретической базой этнологических исследований. Основная идея эволюционизма – идея единства человеческого рода и вытекающего отсюда единообразия в культуре. Развитие человечества и его культуры однолинейно – от простого к сложному.

Одним из первых с идеями эволюционизма выступил Адольф Бастиан (1826-1905). Врач, психолог, путешественник, он провел около одной трети своей жизни в путешествиях, побывал во всех частях света. Из путешествий привозил многочисленные этнографические коллекции, которые легли в основу Берлинского музея народоведения. Бастиан писал в высшей степени сбивчиво и многословно, что затрудняет восприятие и возможность использования его трудов.

Бастиан считал психологию наукой будущего. Он утверждал, что единство человеческой психики, то есть стихийная (элементарная) мысль обусловливает единство человеческой культуры. Каждый народ развивает сам из себя определенный круг идей, и пока народ живет обособленной жизнью, этот круг идей остается постоянным. Контакт с другими народами порождает новые идеи и побуждает народ к действию. Естественная и искусственная изоляция приводят к застою в развитии Бастиан предпринял попытку свести всю историю человечества к психологии, развитию элементарных или народных мыслей. Элементарная мысль – то же, что атомы в физике или молекулы в химии. Если обнаружить, вычленить такие мысли, можно расшифровать этническую психологию коренных народов. Из всех эволюционистов Бастиан был самым идеалистическим.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных