Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






31 страница. Нормативная (плановая) себестоимость готовой продукции, как пра­вило, не совпадает с ее фактической себестоимостью.




       
  Ежемесячное сторнирование превышения нор­мативной (плановой) себестоимости выпущен­ной продукции, выполненных работ (оказан­ных услуг) над ее фактической себестоимос­тью (экономия) 90-2 стор­но стор­но
<)   90-9 99 99 90-9

Нормативная (плановая) себестоимость готовой продукции, как пра­вило, не совпадает с ее фактической себестоимостью.

В результате этого на счете 40 «Выпуск продукции (работ услуг)» возникает дебетовое или кредитовое сальдо.

Дебетовое сальдо - это превышение фактической себестоимости над ее нормативной или плановой (перерасход), кредитовое - превыше­ние нормативной или плановой себестоимости над фактической (эконо­мия). Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывается ежемесяч­но и сальдо на отчетную дату не имеет.

Если организация на конец месяца продала не всю выпущенную про­дукцию, то ее остаток на складе отражается в балансе по нормативной (плановой) себестоимости. Согласно п. 28 Методических рекомендаций 0 порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности органи-|.1ции, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 г. № 60н, проведение корректировки на сумму отклонения нормативной (плано­вой) себестоимости от фактической не предусмотрено. При заполнении.нчета о прибылях и убытках (ф. № 2) сумма превышения фактической производственной себестоимости выпущенной из производства продук­ции над нормативной (плановой) себестоимостью включается в строку «(ебестоимость проданных товаров продукции работ услуг» на основа­нии п 65 Методических рекомендаций Наоборот в случае превышения нормативной (плановой) себестоимости над Фактической производствен­ной себестоимостью сумма данного отклонения.уменьшает данные по 11 ой строке

покупателями заказчикаИоц^нка)

Отпуск готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществляется н организациях на основании соответствующих первичных учетных до­кументов - накладных.

В качестве типовой формы накладной может использоваться форма № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону» (утверждена По­становлением Государственного комитета Российской Федерации по ста­тистике от 30 октября 1997 г. № 71а). Организации различных отраслей производства могут применять специализированные формы (модифика-; ции) накладных и других первичных учетных документов, оформляемых при отпуске готовой продукции. При этом указанные документы должны '* содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным зако­ном «О бухгалтерском учете». Накладная' должна содержать дополнитель­ные показатели: основные характеристики отгружаемой (отпускаемой) продукции (товара) в т ч код продукции (товара) сорт размер марку и т п наименование структурного подразделения организации спускающе­го готовую продукцию, наименование покупателя и основание для отпуска. I

Основанием для оформления накладной на отпуск готовой продук­ции на складе, в отдельных случаях непосредственно в подразделениях организации (при отгрузке крупногабаритных грузов, а также грузов, тре- ■ бующих особые условия транспортировки, по другим причинам) является распоряжение руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком).

Накладная должна выписываться в количестве экземпляров, достаточ- '. ном для осуществления контроля за отгрузкой (вывозом) готовой про­дукции. Для этой цели применительно к крупным и средним организа­циям может быть использована следующая схема движения указанных I первичных учетных документов:

1. На складе готовой продукции или в отделе сбыта (другом ана- Л логичном подразделении организации) выписывается 4 экземпляра на- ч] хладной. I

2. Четыре экземпляра накладной передаются в бухгалтерскую службу организации для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им на то уполномоченным.

3. Бухгалтерской службой подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта (другое аналогичное подразделение организации), где один экземпляр остается у материально ответственного лица (кладовщика) как оправдательный документ на отпуск готовой продукции со склада, второй служит основанием для выписки счета-фактуры, третий и четвер- '| тый экземпляры накладной передаются получателю (покупателю) готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель (покупатель) обязан поставить подпись, удостоверяющую факт передачи ему готовой продук­ции.

4. При вывозе готовой продукции через пропускной пункт (проход­ную) один экземпляр (четвертый) накладной остается в службе охраны, один из экземпляров (третий) — у получателя в качестве сопроводитель- I ного документа на груз (готовую продукцию).

5. Служба охраны регистрирует накладные на вывозимую готовую продукцию в журнале регистрации грузов и передает их в бухгалтерскую службу по описи. Бухгалтерская служба делает отметки о вывозе в жур­нале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции.

6. Бухгалтерская служба совместно с другими подразделениями орга­низации (отдел сбыта, служба охраны и т.п.) систематически осуществ­ляет выверку данных об отпущенной со склада готовой продукции и других материальных ценностей с данными об их фактическом вывозе путем сопоставления данных соответствующих граф в журнале регистра­ции накладных на отпуск готовой продукции с накладными.

На основании накладных на отпуск готовой продукции выписывает счета-фактуры в двух экземплярах, первый из которых не позднее 5 дней с даты отгрузки продукции (товара) высылается (передается) по­купателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость.

При отгрузке (отпуске) готовой продукции определяются суммы, под­лежащие оплате покупателем, оформляется и предъявляется ему к оплате расчетный документ.

Суммы, подлежащие оплате покупателем, поставщик учитывает по де­бету счета учета расчетов, которые состоят из:

■ стоимости отгруженной (отпущенной) продукции по договорным (продажным) ценам (кредит счета продаж 90);

■ стоимости тары в случаях оплаты тары сверх договорной цены про­дукции, товара (кредит счета 10 «Материалы», субсчет «Тара и тар­ные материалы»);

■ расходов по транспортировке продукции до пункта, обусловленно­го договором, и погрузке ее в транспортные средства (без налога на добавленную стоимость), подлежащие оплате покупателем сверх договорной цены готовой продукции:

■ выполненные собственными силами и транспортом поставщика (кредит счета учета продаж 90);

■ выполненные специализированной автотранспортной организацией, железнодорожным транспортом, авиацией, речным и морским транс­портом и другими организациями (без налога на добавленную сто­имость) или физическими лицами — с кредита счета учета расчетов;

■ налога на добавленную стоимость, акцизов, других налогов, уста­новленных в соответствии с действующим законодательством (кре­дит счета учета продаж 90).

Одновременно с формированием дебиторской задолженности за по­купателями относятся в дебет счета учета продаж:

- фактическая производственная себестоимость отгруженной (отпу­щенной) готовой продукции (кредит счета 43 «Готовая продукция»);

- налог на добавленную стоимость, акциз и другие налоги, установ­ленные действующим законодательством;

расходы на продажу, подлежащие списанию на счет учета продаж согласно принятому в организации порядку распределения расхо­дов на продажу (кредит счета 44 «Расходы на продажу»); - кредитовое или дебетовое сальдо по счету учета продаж относится на счета учета финансовых результатов. Оплаченная покупателем сумма отражается по дебету счетов учета денежных средств, а при исполнении обязательств неденежными сред­ствами - счетов расчетов с поставщиками и подрядчиками, в корреспон­денции с кредитом счета учета расчетов.

При организации учета затрат на производство расходы, связанные с работой собственного транспорта организации (затраты транспортно­го цеха), учитываются, как правило, на счете учета вспомогательных про­изводств. Часть этих расходов, связанная с выполнением работ по транс­портировке готовой продукции, подлежащая оплате покупателями сверх цены готовой продукции, списывается с кредита счета учета вспомога­тельных производств в дебет счета расходов на продажу. Суммы, предъяв­ленные к оплате, включая и величину налогов, причитающихся за оказан­ные транспортные услуги, проводятся по дебету счета учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета учета продаж.

Затраты организации, связанные с транспортировкой готовой продук­ции, не подлежащие оплате покупателем отдельно, учитываются по дебе­ту счета «Расходы на продажу» с кредита счета учета вспомогательных производств.

Расходы по транспортировке готовой продукции, выполненные сто­ронними организациями и лицами, учитываются по дебету счета учета расчетов с кредита соответствующих счетов учета денежных средств или подотчетных сумм, включая уплаченные суммы налога на добавленную стоимость по ним. Расходы, подлежащие возмещению покупателями го­товой продукции, списываются с указанного выше счета учета расчетов с отнесением в дебет счета расчетов с покупателями, включая величину налога на добавленную стоимость, причитающуюся (уплаченную) сторон­ней транспортной организации Эта сумма налога на добавленную сто­имость предъявляется к оплате покупателю продукции

Расходы по транспортировке готовой продукции, выполненные сто­ронними организациями, не подлежащие оплате покупателями продук­ции, списываются с кредита счета учета расчетов (по лицевому счету расчетов с транспортными организациями) в дебет счета 44 «Расходы на продажу», а соответствующая сумма списывается в дебет счета 19 «Налог на добав­ленную стоимость по выполненным работам и оказанным услугам».

Часть готовой продукции организация может направлять на собствен­ные нужды, в том числе на капитальное строительство, для обслужива­ющих производств и хозяйств, на другие хозяйственные нужды. Такие материальные ценности приходуются по их фактической производствен­ной себестоимости в дебет соответствующих счетов по учету материаль­

ных ценностей (в зависимости от их дальнейшего назначения) с кредита счета 43 «Готовая продукция».

При списании продукции, учтенной по учетным ценам (плановой се­бестоимости) необходимо списать разницу (отклонение) между факти­ческой себестоимостью готовой продукции и ее учетной ценой.

Списание готовой продукции (при отгрузке, отпуске и т.д.) может про­изводиться по учетной стоимости. Одновременно на счета учета продаж (писываются отклонения, относящиеся к проданной готовой продукции (оп­ределяется пропорционально ее учетной стоимости). Отклонения, относя­щиеся к остаткам готовой продукции, остаются на счете 43 «Готовая про­дукция» (субсчете «Отклонения фактической себестоимости готовой про­дукции от учетной стоимости»).

Сумму отклонений, которая подлежит списанию определяют по сле­дующему алгоритму:

Процент отклонения Учетная цена фактической себестоимости продукции продукции от ее учетной

цены

СПИСАНИЮ

(Отклонение по готовой продукции на начало месяца + отклонение по готовой продукции,поступившей на склад

_в отчетном месяце)_

(стоимость готовой продукции по учетной цене на начало месяца + стоимость готовой продукции по учетной цене, поступившей на склад в отчетном месяце)

х 100% =

Процент отклонения фактической себестоимости продукции от ее учетной цены

Списание готовой продукции

 

 

п/п Содержание операций  
Дебет Кредит
    со 4"
Продажа продукции, учтенной по фактической себестоимости
  Отражена выручка от продажи продукции в   90-1
  Списана фактическая себестоимость отгру­женной продукции 90-2  
  Начислен НДС с выручки от продажи гото­вой продукции 90-3  
  Определен финансовый результат от прода­жи готовой продукции: " пРиб"ль - убыток 90-9 99 99 90-9
    з  
 
  Отгружена готовая продукция покупателю    
  Поступила выручка от реализации продук­ции    
со Отражена выручка от продажи С2  
  Списана фактическая себестоимость готовой 90-2  
  Начислен НДС 90-3  
  Определен финансовый результат от продажи готовой продукции: 90-9 99 99 90-9
 
  Отражено оприходование готовой продукции на склад по нормативной (плановой) себе­стоимости    
  Сторнируется сумма отклонений (экономии) или отражается сумма отклонений (перерас­хода) фактической себестоимости от норма­тивной (плановой) по выпущенной и сданной на склад готовой продукции    
  Списана стоимость отгруженной готовой продукции по нормативной (плановой) себе- 90, 45  
  Сторнируется сумма отклонений (экономии) или отражается сумма отклонений (перерас­хода) фактической себестоимости от норма­тивной (плановой) по отгруженной за месяц продукции 90, 45  
 
  Списана себестоимость готовой продукции, израсходованной на собственные нужды ч-  
  Отражена забракованная продукция    
  Увеличена себестоимость готовой продукции (перерасход) 90-2, 45, 28  
  Сторнирована разница между учетной ценой и себестоимостью готовой продукции (экономия) 90-2, Я£ но 43 Стор­но

Синтетический учет ведется в журнале-ордере № 11. Аналитический учет по счету 43 «Готовая продукция» ведется по местам хранения и от­дельным видам продукции в ведомости № 16. Аналитический учет отгруз­ки готовой продукции ведется по каждому счету-фактуре (по покупателю). Стоимость огруженной продукции по нормативной (плановой) производ­

стенной себестоимости за отчетный период рассчитывается в специаль­ных ведомостях, в которых указывается код склада, номенклатурный номер продукции, единица измерения, учетная цена за единицу, дата огрузки, дата и номер расходного документа, код (наименование) покупателя, дата и номер счета-фактуры, сумма НДС, акцизы, стоимость транспортных, возме­щаемых поставщику работ и другие платежи, всего (сумма, количество), итого по группе продукции, итого по субсчету, итого по ведомости.

8.6. Учет продажи готовой продукции

Продажа продукции осуществляется в соответствии с планами, со­ставленными отделами маркетинга организации или менеджерами по продажам, которые ведут, как правило, оперативный контроль за выпол­

Порядок отражения в учете продаж готовой продукции в зависимости от принятого в учетной политике метода учета продаж*

 

 

Содержание операций Без применения счета 40 С применением счета 40
По оплате По отгрузке По оплате По отгрузке
Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т Д-т К-т
Признана выручка от продажи продукции   90-1   90-1   90-1   90-1
Начислена сумма НДС 90-3   90-3   90-3   90-3  
ной продукции 90-2   90-2   90-2   90-2  
                 
Начислена задолжен­ность бюджету по НДС     _    
Списано отклонение фактической себесто­имости отгруженной или дополнительной за- 90-2   90-2   90-2   90-2  
Отражен финансовый ГтоГ 90-9 99 99 90-9 90-9 99 99 90-9 90-9 99 99 90-9 90-9 99 99 90-9

«Бухгалтерский учет», 2001. № 21.

нением договоров купли-продажи и других договоров, выписывают при­казы на отпуск продукции со склада. Этот документ является основани­ем для оформления отгрузки продукции в адрес покупателя и выписки первичных документов на отпуск продукции со склада. Применяются уни­фицированные формы первичных документов, которые содержат обяза­тельный перечень реквизитов: наименование продукции, наименование и адрес покупателя, его реквизиты, количество продукции, цена за единицу продукции с НДС и без НДС, стоимость продукции, подписи лиц, ответ­ственных за совершение данной хозяйственной операции. При оформ-лени отгрузки продукции используются: приказ-накладная, расходная накладная, извещение об отправке и т.д. Первичные документы на отпуск продукции покупателям служат основой для составления ведомости от­грузки и продажи продукции.

Порядок организации синтетического учета продажи продукции за­висит от выбранного метода учета продажи продукции. В настоящее время организации вправе применять метод начисления либо кассовый метод. Для целей налогообложения НДС организации вправе опреде­лять'выручку от продажи отгруженной продукции по мере отгрузки и предъявления покупателям расчетных документов или по мере оплаты. Причем, принятый налогоплательщиком метод продажи продукции должен быть закреплен в его учетной политике. В бухгалтерском учете продажа готовой продукции отражается только по мере ее отгрузки, если иное не установлено договором.

8.7. Учет товаров отгруженных (оценка)

Для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете используется счет 45 «Товары отгруженные».

Выручка от продажи не может быть признана в следующих случаях:

■ в договоре купли-продажи установлено, что право собственности на отгруженные товары переходит к покупателю после выполнения какого-либо условия (например, оплаты товаров), и это условие не выполнено;

■ товары переданы на реализацию по посредническому договору (договору комиссии, поручения или агентскому договору) и товары посредником не проданы;

■ товары отгружены покупателю по товарообменному договору и встречная поставка покупателем не произведена (если в договоре не предусмотрено, что право собственности на отгруженные товары переходит к покупателю непосредственно после их получения).

Типовые проводки по учету товаров отгруженных по договору с особым порядком перехода права собственности у покупателя и продавца

 

 

№ п/п Содержание операций Корреспонди­рующие счета Дебет | Кредит
Учет продавца
  Отгружены товары, готовая продукция по договору   41, 43
  Отражена выручка от продажи товаров, гото­вой продукции   90-1
  Списана себестоимость проданных товаров, готовой продукции 90-2  
  Начислен НДС с выручки от продажи (вы­ручка в целях налогообложения учитывается по отгрузке) 90-3  
  Начислен НДС с выручки от продажи (если выручка в целях налогообложения учиты­вается по оплате) 90-3  
  Определен финансовый результат от продажи: - прибыль; -убыток 90-9 99 99 90-9
Учет у покупателя
  Поступление товаров по договору с особым порядком перехода права собственности    
  Списание стоимости товаров, принятых на ответственное хранение    
  Оплаченные товары, материалы приняты на баланс 41, 10  
  Учтен НДС по оприходованным товарам, материалам    
Типовые проводки по учету товаров отгруженных по посредническому договору у покупателя и продавца
№ п/п Содержание операций Корреспонди­рующие счета
Дебет Кредит
       
Учет продавца
  Отгружены товары, готовая продукция по договору   41, 43
  Отражена выручка от продажи товаров, гото­вой продукции   90-1
  Списана себестоимость проданных товаров, готовой продукции 90-2  
  Начислен НДС с выручки от продажи (вы­ручка в целях налогоооложения учитывается по отгрузке) 90-3  
1-   со  
  ется но оплате) • 90-3  
  Начислена сумма комиссионного вознаграж­дения посреднической организации    
  Учтен НДС по посредническому вознаграж­дению    
  Плачено вознаграждение посреднику    
  Произведен налоговый вычет по НДС    
  Списана сумма посреднического вознаграж­дения 90-2  
  Определен финансовый результат от продажи: :агг 90-9 99 99 90-9
У посредника
  скому договору)    
to Товары, полученные для продажи, преданы    

Типовые проводки по учету товаров отгруженных по товарообменному договору

№ п/п Содержание операций Дебет | Кредит
Учет продавца
  Отгружены товары, готовая продукция по   41, 43
    41, 10  
  Учтен НДС по оприходованным ценностям    
  Отражена выручка от продажи товаров, го­товой продукции   90-1
  Списана себестоимость проданных товаров, готовой продукции 90-2  
  Начислен НДС с выручки от продажи (вы­ручка в целях налогообложения учитывается по отгрузке) 90-3  
  Определен финансовый результат от продажи: - прибыль; - убыток 90-9 99 99 90-9

Синтетический учет ведется в журнале-ордере № 11. Аналитический учет по счету 45 «Товары отгруженные» ведется по местам нахождения

и отдельным видам отгруженной продукции (товаров) в ведомости 16.

8.8. Учет выполненных этапов по незавершенным работам

Для обобщения информации о законченных в соответствии с зак­люченными договорами этапах работ, имеющих самостоятельное значе­ние используют счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным рабо­там». Данный счет используют организации, выполняющие работы с длительным производственным циклом (свыше года) и сдающие их за­казчику поэтапно. Выполненные этапы работ могут отражаться на счете 46 только при условии, что они оплачены заказчиком. Применение данного счета должно быть предусмотрено в учетной политике орга­низации.

Типовые проводки по учету выполненных этапов по незавершенным работам

 

 

№ п/п Содержание операций Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
  Поступили средства от заказчика 50,51,52 Й£= полученным
  гккгггжнятого и   90-1
  Отражена задолженность опГчГнГз^п^ГОНе   90-1
  Списаны затраты на выполнение 90-2  
  - убыток 90-9 99 99 90-9
  Отражена задолженность заказчи­ка по оплате выполненных работ    
  Зачтены суммы авансов, ранее по­лученных от заказчика 62/расчеты по авансам полученным  

Синтетический учет ведется в журналах ордерах № 10, 10/1. Ана­литический учет по счету 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» ведется по видам работ в ведомости аналитического учета выполненных этапов по незавершенным работам.

8.9. Особенности инвентаризации готовой продукции

Готовая продукция заносится в описи по каждому отдельному наи­менованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). Инвентаризация готовой продукции должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолиро­ванных помещениях у одного материально-ответственного лица инвента­ризация проводится последовательно по местам хранения. После провер­ки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировы­вается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально-ответственных лиц проверяет фактическое наличие готовой продукции путем обязательного их пересчета, перевешивания или пере­меривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценно­стей со слов материально-ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Готовая продукция, поступающая во время проведения инвентариза­ции, принимается материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Данные товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи должны указываться: дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наиме­нование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «после инвента­ризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных