ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
31 страница. Нормативная (плановая) себестоимость готовой продукции, как правило, не совпадает с ее фактической себестоимостью.
Нормативная (плановая) себестоимость готовой продукции, как правило, не совпадает с ее фактической себестоимостью. В результате этого на счете 40 «Выпуск продукции (работ услуг)» возникает дебетовое или кредитовое сальдо. Дебетовое сальдо - это превышение фактической себестоимости над ее нормативной или плановой (перерасход), кредитовое - превышение нормативной или плановой себестоимости над фактической (экономия). Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет. Если организация на конец месяца продала не всю выпущенную продукцию, то ее остаток на складе отражается в балансе по нормативной (плановой) себестоимости. Согласно п. 28 Методических рекомендаций 0 порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности органи-|.1ции, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 г. № 60н, проведение корректировки на сумму отклонения нормативной (плановой) себестоимости от фактической не предусмотрено. При заполнении.нчета о прибылях и убытках (ф. № 2) сумма превышения фактической производственной себестоимости выпущенной из производства продукции над нормативной (плановой) себестоимостью включается в строку «(ебестоимость проданных товаров продукции работ услуг» на основании п 65 Методических рекомендаций Наоборот в случае превышения нормативной (плановой) себестоимости над Фактической производственной себестоимостью сумма данного отклонения.уменьшает данные по 11 ой строке покупателями заказчикаИоц^нка) Отпуск готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществляется н организациях на основании соответствующих первичных учетных документов - накладных. В качестве типовой формы накладной может использоваться форма № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону» (утверждена Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30 октября 1997 г. № 71а). Организации различных отраслей производства могут применять специализированные формы (модифика-; ции) накладных и других первичных учетных документов, оформляемых при отпуске готовой продукции. При этом указанные документы должны '* содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Накладная' должна содержать дополнительные показатели: основные характеристики отгружаемой (отпускаемой) продукции (товара) в т ч код продукции (товара) сорт размер марку и т п наименование структурного подразделения организации спускающего готовую продукцию, наименование покупателя и основание для отпуска. I Основанием для оформления накладной на отпуск готовой продукции на складе, в отдельных случаях непосредственно в подразделениях организации (при отгрузке крупногабаритных грузов, а также грузов, тре- ■ бующих особые условия транспортировки, по другим причинам) является распоряжение руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком). Накладная должна выписываться в количестве экземпляров, достаточ- '. ном для осуществления контроля за отгрузкой (вывозом) готовой продукции. Для этой цели применительно к крупным и средним организациям может быть использована следующая схема движения указанных I первичных учетных документов: 1. На складе готовой продукции или в отделе сбыта (другом ана- Л логичном подразделении организации) выписывается 4 экземпляра на- ч] хладной. I 2. Четыре экземпляра накладной передаются в бухгалтерскую службу организации для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им на то уполномоченным. 3. Бухгалтерской службой подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта (другое аналогичное подразделение организации), где один экземпляр остается у материально ответственного лица (кладовщика) как оправдательный документ на отпуск готовой продукции со склада, второй служит основанием для выписки счета-фактуры, третий и четвер- '| тый экземпляры накладной передаются получателю (покупателю) готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель (покупатель) обязан поставить подпись, удостоверяющую факт передачи ему готовой продукции. 4. При вывозе готовой продукции через пропускной пункт (проходную) один экземпляр (четвертый) накладной остается в службе охраны, один из экземпляров (третий) — у получателя в качестве сопроводитель- I ного документа на груз (готовую продукцию). 5. Служба охраны регистрирует накладные на вывозимую готовую продукцию в журнале регистрации грузов и передает их в бухгалтерскую службу по описи. Бухгалтерская служба делает отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции. 6. Бухгалтерская служба совместно с другими подразделениями организации (отдел сбыта, служба охраны и т.п.) систематически осуществляет выверку данных об отпущенной со склада готовой продукции и других материальных ценностей с данными об их фактическом вывозе путем сопоставления данных соответствующих граф в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции с накладными. На основании накладных на отпуск готовой продукции выписывает счета-фактуры в двух экземплярах, первый из которых не позднее 5 дней с даты отгрузки продукции (товара) высылается (передается) покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость. При отгрузке (отпуске) готовой продукции определяются суммы, подлежащие оплате покупателем, оформляется и предъявляется ему к оплате расчетный документ. Суммы, подлежащие оплате покупателем, поставщик учитывает по дебету счета учета расчетов, которые состоят из: ■ стоимости отгруженной (отпущенной) продукции по договорным (продажным) ценам (кредит счета продаж 90); ■ стоимости тары в случаях оплаты тары сверх договорной цены продукции, товара (кредит счета 10 «Материалы», субсчет «Тара и тарные материалы»); ■ расходов по транспортировке продукции до пункта, обусловленного договором, и погрузке ее в транспортные средства (без налога на добавленную стоимость), подлежащие оплате покупателем сверх договорной цены готовой продукции: ■ выполненные собственными силами и транспортом поставщика (кредит счета учета продаж 90); ■ выполненные специализированной автотранспортной организацией, железнодорожным транспортом, авиацией, речным и морским транспортом и другими организациями (без налога на добавленную стоимость) или физическими лицами — с кредита счета учета расчетов; ■ налога на добавленную стоимость, акцизов, других налогов, установленных в соответствии с действующим законодательством (кредит счета учета продаж 90). Одновременно с формированием дебиторской задолженности за покупателями относятся в дебет счета учета продаж: - фактическая производственная себестоимость отгруженной (отпущенной) готовой продукции (кредит счета 43 «Готовая продукция»); - налог на добавленную стоимость, акциз и другие налоги, установленные действующим законодательством; расходы на продажу, подлежащие списанию на счет учета продаж согласно принятому в организации порядку распределения расходов на продажу (кредит счета 44 «Расходы на продажу»); - кредитовое или дебетовое сальдо по счету учета продаж относится на счета учета финансовых результатов. Оплаченная покупателем сумма отражается по дебету счетов учета денежных средств, а при исполнении обязательств неденежными средствами - счетов расчетов с поставщиками и подрядчиками, в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов. При организации учета затрат на производство расходы, связанные с работой собственного транспорта организации (затраты транспортного цеха), учитываются, как правило, на счете учета вспомогательных производств. Часть этих расходов, связанная с выполнением работ по транспортировке готовой продукции, подлежащая оплате покупателями сверх цены готовой продукции, списывается с кредита счета учета вспомогательных производств в дебет счета расходов на продажу. Суммы, предъявленные к оплате, включая и величину налогов, причитающихся за оказанные транспортные услуги, проводятся по дебету счета учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета учета продаж. Затраты организации, связанные с транспортировкой готовой продукции, не подлежащие оплате покупателем отдельно, учитываются по дебету счета «Расходы на продажу» с кредита счета учета вспомогательных производств. Расходы по транспортировке готовой продукции, выполненные сторонними организациями и лицами, учитываются по дебету счета учета расчетов с кредита соответствующих счетов учета денежных средств или подотчетных сумм, включая уплаченные суммы налога на добавленную стоимость по ним. Расходы, подлежащие возмещению покупателями готовой продукции, списываются с указанного выше счета учета расчетов с отнесением в дебет счета расчетов с покупателями, включая величину налога на добавленную стоимость, причитающуюся (уплаченную) сторонней транспортной организации Эта сумма налога на добавленную стоимость предъявляется к оплате покупателю продукции Расходы по транспортировке готовой продукции, выполненные сторонними организациями, не подлежащие оплате покупателями продукции, списываются с кредита счета учета расчетов (по лицевому счету расчетов с транспортными организациями) в дебет счета 44 «Расходы на продажу», а соответствующая сумма списывается в дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по выполненным работам и оказанным услугам». Часть готовой продукции организация может направлять на собственные нужды, в том числе на капитальное строительство, для обслуживающих производств и хозяйств, на другие хозяйственные нужды. Такие материальные ценности приходуются по их фактической производственной себестоимости в дебет соответствующих счетов по учету материаль ных ценностей (в зависимости от их дальнейшего назначения) с кредита счета 43 «Готовая продукция». При списании продукции, учтенной по учетным ценам (плановой себестоимости) необходимо списать разницу (отклонение) между фактической себестоимостью готовой продукции и ее учетной ценой. Списание готовой продукции (при отгрузке, отпуске и т.д.) может производиться по учетной стоимости. Одновременно на счета учета продаж (писываются отклонения, относящиеся к проданной готовой продукции (определяется пропорционально ее учетной стоимости). Отклонения, относящиеся к остаткам готовой продукции, остаются на счете 43 «Готовая продукция» (субсчете «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости»). Сумму отклонений, которая подлежит списанию определяют по следующему алгоритму: Процент отклонения Учетная цена фактической себестоимости продукции продукции от ее учетной цены СПИСАНИЮ (Отклонение по готовой продукции на начало месяца + отклонение по готовой продукции,поступившей на склад _в отчетном месяце)_ (стоимость готовой продукции по учетной цене на начало месяца + стоимость готовой продукции по учетной цене, поступившей на склад в отчетном месяце) х 100% = Процент отклонения фактической себестоимости продукции от ее учетной цены Списание готовой продукции
Синтетический учет ведется в журнале-ордере № 11. Аналитический учет по счету 43 «Готовая продукция» ведется по местам хранения и отдельным видам продукции в ведомости № 16. Аналитический учет отгрузки готовой продукции ведется по каждому счету-фактуре (по покупателю). Стоимость огруженной продукции по нормативной (плановой) производ стенной себестоимости за отчетный период рассчитывается в специальных ведомостях, в которых указывается код склада, номенклатурный номер продукции, единица измерения, учетная цена за единицу, дата огрузки, дата и номер расходного документа, код (наименование) покупателя, дата и номер счета-фактуры, сумма НДС, акцизы, стоимость транспортных, возмещаемых поставщику работ и другие платежи, всего (сумма, количество), итого по группе продукции, итого по субсчету, итого по ведомости. 8.6. Учет продажи готовой продукции Продажа продукции осуществляется в соответствии с планами, составленными отделами маркетинга организации или менеджерами по продажам, которые ведут, как правило, оперативный контроль за выпол Порядок отражения в учете продаж готовой продукции в зависимости от принятого в учетной политике метода учета продаж*
«Бухгалтерский учет», 2001. № 21. нением договоров купли-продажи и других договоров, выписывают приказы на отпуск продукции со склада. Этот документ является основанием для оформления отгрузки продукции в адрес покупателя и выписки первичных документов на отпуск продукции со склада. Применяются унифицированные формы первичных документов, которые содержат обязательный перечень реквизитов: наименование продукции, наименование и адрес покупателя, его реквизиты, количество продукции, цена за единицу продукции с НДС и без НДС, стоимость продукции, подписи лиц, ответственных за совершение данной хозяйственной операции. При оформ-лени отгрузки продукции используются: приказ-накладная, расходная накладная, извещение об отправке и т.д. Первичные документы на отпуск продукции покупателям служат основой для составления ведомости отгрузки и продажи продукции. Порядок организации синтетического учета продажи продукции зависит от выбранного метода учета продажи продукции. В настоящее время организации вправе применять метод начисления либо кассовый метод. Для целей налогообложения НДС организации вправе определять'выручку от продажи отгруженной продукции по мере отгрузки и предъявления покупателям расчетных документов или по мере оплаты. Причем, принятый налогоплательщиком метод продажи продукции должен быть закреплен в его учетной политике. В бухгалтерском учете продажа готовой продукции отражается только по мере ее отгрузки, если иное не установлено договором. 8.7. Учет товаров отгруженных (оценка) Для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете используется счет 45 «Товары отгруженные». Выручка от продажи не может быть признана в следующих случаях: ■ в договоре купли-продажи установлено, что право собственности на отгруженные товары переходит к покупателю после выполнения какого-либо условия (например, оплаты товаров), и это условие не выполнено; ■ товары переданы на реализацию по посредническому договору (договору комиссии, поручения или агентскому договору) и товары посредником не проданы; ■ товары отгружены покупателю по товарообменному договору и встречная поставка покупателем не произведена (если в договоре не предусмотрено, что право собственности на отгруженные товары переходит к покупателю непосредственно после их получения). Типовые проводки по учету товаров отгруженных по договору с особым порядком перехода права собственности у покупателя и продавца
Типовые проводки по учету товаров отгруженных по товарообменному договору
Синтетический учет ведется в журнале-ордере № 11. Аналитический учет по счету 45 «Товары отгруженные» ведется по местам нахождения и отдельным видам отгруженной продукции (товаров) в ведомости 16. 8.8. Учет выполненных этапов по незавершенным работам Для обобщения информации о законченных в соответствии с заключенными договорами этапах работ, имеющих самостоятельное значение используют счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». Данный счет используют организации, выполняющие работы с длительным производственным циклом (свыше года) и сдающие их заказчику поэтапно. Выполненные этапы работ могут отражаться на счете 46 только при условии, что они оплачены заказчиком. Применение данного счета должно быть предусмотрено в учетной политике организации. Типовые проводки по учету выполненных этапов по незавершенным работам
Синтетический учет ведется в журналах ордерах № 10, 10/1. Аналитический учет по счету 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» ведется по видам работ в ведомости аналитического учета выполненных этапов по незавершенным работам. 8.9. Особенности инвентаризации готовой продукции Готовая продукция заносится в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). Инвентаризация готовой продукции должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение. Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально-ответственных лиц проверяет фактическое наличие готовой продукции путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально-ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия. Готовая продукция, поступающая во время проведения инвентаризации, принимается материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Данные товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи должны указываться: дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|