Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






41 страница. В тех случаях, когда организация-дебитор не принимает никаких мер по добровольному возврату долгов, у кредиторов остается возмож­ность принудительного




В тех случаях, когда организация-дебитор не принимает никаких мер по добровольному возврату долгов, у кредиторов остается возмож­ность принудительного взыскания, которое в зависимости от характера кредиторской задолженности осуществляется одним из двух способов: 1) в судебном или 2) во внесудебном порядке.

Организация или гражданин, права которых нарушены, могут обратить­ся с требованиями (исками) об их защите в соответствующий орган - суд, арбитражный суд, третейский суд (ст. 11 ГК РФ). Однако возможность защиты нарушенного права ограничена определенным сроком, который называется исковой давностью.

Исковая давность — это срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено. Таким образом, в гражданском праве срок исковой давности представляет собой период времени, установленный законом для судебной защиты лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ).

Согласно ст. 195 ГК РФ общий срок защиты имущественных прав составляет 3 года. Для правильного исчисления срока исковой давности решающее значение имеет установление начального момента течения срока давности. Ст. 200 ГК РФ устанавливает, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Исковая давность не распространяется:

- на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом;

- на требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов;

- на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Требования, предъявленные по истечении 3 лет с момента возникновения права на возмещения такого вреда, удовлетворяются за прошлое время (не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска);

- на требования собственника или иного владельца об устранении нарушении его права, если даже они не соединены с лишением владения;

- на другие требования в случаях, установленных законом.-

По обязательствам с определенным сроком исковой давности тече­ние срока исковой давности начинается по окончании срока исполне­ния. В этот момент кредитору уже известно, что обязательство должно быть исполнено и что исполнение не последовало.

Следует отметить, что помимо общего срока исковой давности за­коном предусмотрено и применение сокращенных или более длитель­ных по сравнению с общим сроком сроков исковой давности. Например, ст. 181 ГК РФ для признания сделок ничтожными устанавливает более длительный срок (10 лет), а для признания сделок оспоримыми — 1 год.

В соответствии со ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности может быть прервано путем предъявления иска в установленном порядке или совершением, обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Перечень оснований перерыва течения срока исковой давности, установленный данной статьей ГК РФ, не может быть изменен или дополнен по усмотрению сторон и не подлежит расширенному толкованию.

После перерыва течение срока исковой давности начинается заново, причем время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

Статьей 199 ГК РФ введено правило, согласно которому предпри­ятие вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих прав и по истечении срока исковой давности при условии, что другой стороной не сделано заявление о применении исковой давности до вынесения судом решения.

На практике это означает, что истечение срока исковой давности до предъявления иска может служить основанием для отказа в удовлетво­рении исковых требований истца только в том случае, если соответству­ющее заявление было сделано ответчиком в споре.

11.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также выполняющие разные работы (капитальный, текущий ремонт основных средств и др.) и оказывающие различные виды услуг.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после от­грузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказа­ния услуг либо одновременно с ними с согласия организации. Постав­щикам и подрядчикам может быть выдан в соответствии с хозяйствен­ным договором аванс.

Организации сами выбирают форму расчетов за поставленную про­дукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подряд­чиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчика­ми». Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материаль­ные ценности, принятые работы, оказанные услуги отражаются на данном счете независимо от времени оплаты.

Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности пе­ред поставщиками являются расчетные документы (счета, счета-фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о вы­полнении работ и услуг).

Типовые бухгалтерские проводки по счету 60

 

Содержание хозяйственной операции Корреспонди) эующие счета
Дебет Кредит
Акцептованы счета фактуры поставщиков    
Начислен НДС    
Оплачены счета поставщиков или   50, 51, 55
Отражены суммы, зачтенные при взаимных расчетах    

На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценнос­тям, несоответствия цен, обусловленных договором счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются тре­бования за отпущенный газ, воду электроэнергию, выписанные на основа­

нии показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а так­же за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.

Учет выданных авансов осуществляется обособленно в отдельных регистрах аналитического учета с целью получения информации о рас­четах с конкретными поставщиками и контроля за их состояниями. Суммы выданных авансов перечисляются по платежному поручению с расчетно­го или других счетов в банках. Эти операции оформляются бухгалтер­ской записью:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 50, 51, 52, 55.

Перечисленные авансы поставщикам и подрядчикам учитываются по дебету этого счета до тех пор, пока не будут полностью выполнены и документально оформлены поставка материально-производственных за­пасов или объем предусмотренных договором работ и услуг. За полу­ченные товары и выполненные работы, подтвержденные документально, возникает задолженность перед поставщиками или подрядчиками, кото­рая уменьшается на сумму ранее выданных авансов.

При невыполнении договора поставки неиспользованные средства авансов возвращаются поставщиком на расчетный счет покупателя. Такая операция оформляется платежным поручением, в котором обязательно должно быть указано основание (номер и дата платежного поручения, по которому зафиксировано получение аванса, а также договора). Воз­врат поставщиком неиспользованной суммы авансов оформляется бух­галтерской записью:

Дебет 50, 51, 52, 55

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленно­му счету, а расчетов в порядке плановых платежей — по каждому по­ставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты, которых не наступил: поставщикам по неоплаченным в cdok расчетным документам- поставщикам по неотфактурованным поставкам-авансам выданным- поставщикам по выданным векселям срок оплаты которых не наступил- поставщикам с просроченным оплатой векселям-поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы вза­имосвязанных организаций, о деятельности которой составляется свод­ная бухгалтерская отчетность ведется на счете 60 обособленно.

При журнально-ордерной форме учета учет расчетов с поставщиками ведут в журнале-ордере № 6. В этом журнале синтетический учет со­четается с аналитическим. Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах и порядке плановых платежей ведется в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по коррес­пондирующим счетам в журнал-ордер № 6.

11.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками

В расчетах с покупателями может применяться как наличная, так и безналичная форма расчетов.

Расчеты наличными производятся в пределах 60000 рублей по одной сделке.

Расчеты с участием граждан, когда последние не связаны с предпри­нимательской деятельностью, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы.

В безналичном порядке расчеты должны производиться только че­рез банки и иные кредитные организации, в которых организациям открыты соответствующие счета, если иное не установлено законом.

Этот порядок предусматривает перечисление денежных средств с рас­четного счета и отправку расчетных документов в другой банк для за­вершения соответствующих видов связи, предусмотренных законодатель­ством и договором.

Расчеты с покупателями и поставщиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в виде товарооб­менных операций (бартерные сделки), в порядке уступки права требова­ния, договора мены инкассовыми поручениями, аккредитивами, векселями, чеками.

Порядок учета расчета с покупателями и заказчиками зависит от выб­ранного метода учета реализации продукции.

Если за момент реализации продукции принимается момент оплаты ранее отгруженной продукции, то дебиторская задолженность учитывается по производственной себестоимости по Дебету 45 «Това­ры отгруженные» (с Кредита 43 «Готовая продукция»). По мере оплаты отгруженной продукции (Дебет 51, 52 и других счетов, Кре­дит 90 «Продажи») ее списывают с кредита 45 в дебет 90. Одновре­менно начисляется НДС по реализованной продукции (Дебет 90 Кре­дит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Если за момент реализации продукции принимается момент ее отгрузки, то дебиторская задолженность, отражается по цене реализа­ции продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К этому счету могут быть открыты субсчета:

1. «Расчеты в порядке инкассо».

2. «Расчеты плановыми платежами».

3. «Векселя полученные» и другие.

На субсчете 62-1 «Расчеты в порядке инкассо» учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оп­лате расчетным документом за отгруженную продукцию (товары), выпол­ненные работы и оказанные услуги.

На субсчете 62-2 «Расчеты плановыми платежами» учитывают расче­ты с покупателями и заказчиками при длительных хозяйственных связях

с ними, когда расчеты носят постоянный характер и не завершаются по­ступлением оплаты по отдельному расчетному документу.

На субсчете 62-3 «Векселя полученные» учитываются расчеты с по­купателями и заказчиками, обеспеченные полученными векселями.

На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги предприятие предъявляет расчетные документы по­купателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит 90 «Продажи».

Поскольку отгруженная продукция считается реализованной то с ее стоимости начисляется НДС (Дебет 90 Кредит 68 «Расчеты по на­логам и сборам») при погашении покупателями и заказчиками своей задолженности она списывается с кредита счета 62 в дебет счетов де­нежных средств.

Если по полученному векселю предусмотрено взимание процента от суммы векселя, то на величину процента кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы».

В соответствии с заключенными договорами предприятие может по­лучать авансы на поставку материальных ценностей под выполнение работ или при оплате продукции и работ по частичной их готовности.

Для учета полученных от покупателя (заказчика) авансов (предвари­тельной оплаты) используется субсчет счета 62 «Расчеты по авансам по­лученным».

Суммы полученные предприятием авансом (предварительной оп­латы) отражаются на счете 62 обособлено в виде кредиторской за­долженности в корреспонденции со счетами учета денежных средств Дебет 51 Кредит 62.

Одновременно производится начисление налога на добавленную сто­имость, подлежащего взносу в бюджет с суммы полученного аванса (пред­варительной оплаты) по установленной ставке. На сумму начисленного налога уменьшается сумма аванса (предварительной оплаты) на счете 62 аванс и увеличивается задолженность бюджету

Дебет 62 - авансы полученные Кредит 68 НДС.

При последующей отгрузке продукции, выполнении работ (услуг) сумма начисленного налога на добавленную стоимость по авансу сторнирует­ся (Дебет 62 Кредит 68 - сторно), а затем отражаются все операции, связанные с реализацией продукции в общеустановленном порядке с использованием счета 90 «Продажи».

Зачет полученных авансов (предварительных оплат) производится внут­ренней записью по субсчетам счета 62 записью

Дебет 62 - авансы полученные Кредит 62.

Предприятия, выполняющие работы долгосрочного характера (стро­ительные, научно-проектные, геологические и т.п.), используются для учета выполненных этапов, имеющих самостоятельное значение, счет 46 «Вы­полненные этапы по незавершенным работам».

С 01.01.2000 г. в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» это правило распространено на продукцию и услуги. Каждый закон­ченный и оплаченный этап работ представляет собой объем реализован­ных, выполненных работ данного отчетного периода. Стоимость закон­ченных предприятием этапов работ, принятых в установленном порядке и оплаченных заказчиком, относится в Дебет счета 46 в корреспонден­ции с Кредитом счета 90. Одновременно сумма затрат по законченным и принятым этапам работ списывается с Кредита счета 20 в дебет счета 90. Оплата заказчиком этапов работ учитывается на счете 62 (Дебет 51 Кредит 62). По окончании всех этапов работ в целом оплаченная за­казчиком стоимость этапов, учтенная на счете 46 списывается в дебет счета 62.

Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей — по каждому покупателю или заказчику. Построение анали­тического учета должно обеспечить получение данных о задолженно­сти, обеспеченной: векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными) в банках; векселями, по которым денежные средства не поступили в срок.

Типовые бухгалтерские проводки по счету 62

 

 

№ п/п Содержание операций £Я£5£
Дебет Кредит
  Получен аванс от покупателя под отгрузку   62-а
  Начислен НДС с аванса 62-а  
  Отражена задолженность покупателя за про-   90-1
  Восстановлен НДС по сумме аванса 62-а  
СЛ Произведен зачет аванса   62-а
  Поступление денежных средств от покупате­ля в окончательный расчет    
      91-1
  Отражено получение векселя от покупателя   62-3
  Списание неоплаченной задолженности за счет резерва по сомнительным долгам    
  Списание неоплаченной задолженности поку­пателя при отсутствии резерва по сомнитель­ным долгам    

единицах

Гражданский кодекс не делает никаких ограничений по видам валют, в которых может быть определена цена товаров, работ или услуг по договору. Однако на территории РФ все расчеты производятся только в рублях. Поэтому цена, установленная в иностранной валюте или ус­ловных денежных единицах, пересчитывается в рублях.

В бухгалтерском учете рублевый эквивалент денежного обязатель­ства отражается в момент его возникновения — на дату перехода права собственности на товар или дату принятия выполненных работ, услуг. Однако за время, которое проходит с момента отражения денежного обязательства в бухучете и до даты его погашения (оплаты цены това­ра), курс иностранной валюты или условных денежных единиц может измениться. Соответственно изменится в рублевом выражении и сумма задолженности. В этом случае и возникает суммовая разница, то есть разница между рублевой оценкой денежного обязательства на дату его возникновения и дату погашения.

Суммовая разница отражается в учете у обеих сторон договора — как у покупателя (заказчика), так и у продавца (поставщика, исполнителя).

Под суммовой разницей у продавца (поставщика, исполнителя) пони­мается разница между рублевой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного в иностранной валюте или услов­ных денежных единицах,, исчисленной по официальному курсу или иному курсу, согласованному сторонами на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого актива, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания выручки в бухгалтерс­ком учете.

Под суммовой разницей у покупателя (заказчика) понимается разни­ца между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выра­женной в иностранной валюте или условных единицах, исчисленной по официальному или иному согласованному сторонами курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задол­женности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, ис­численной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете.

Суммовые разницы могут быть положительными и отрицательными. Суммовые разницы, увеличивающие доход продавца и уменьшающие расход покупателя, являются положительными. Суммовые разницы, умень­шающие доход продавца и увеличивающие расход покупателя, являются отрицательными.

Начиная с 2000 г. с введением в действие ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» изменился порядок

отражения суммовых разниц в бухгалтерском учете. Теперь суммовая разница корректирует (увеличивает или уменьшает) величину доходов у продавца или величину расходов у покупателя.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки при отражении суммовых разниц у продавца:

- Дебет 62 Кредит 90-1 - отражена задолженность покупателя за отгруженную продукцию;

- Дебет 90-3 Кредит 68 - начислен НДС (при учете в целях. налогообложения по моменту отгрузки);

- Дебет 51 Кредит 62 - получена оплата за отгруженную продукцию. При Возникновении положительной курсовой разницы:

- Дебет 62 Кредит 90-1 - увеличена выручка от реализации на положительную суммовую разницу;

- Дебет 90-3 Кредит 68 - отражен НДС с положительной суммо- 1 вой разницы. ]

При возникновении отрицательной суммовой разницы:

- Дебет 62 Кредит 90-1 сторно - уменьшена выручка на отрица- 1 тельную суммовую разницу; I

- Дебет 90-3 Кредит 68 сторно - уменьшена задолженность пе- 1 ред бюджетом по НДС (при учете в целях налогообложения по моменту отгрузки).

Суммовые разницы могут возникать не только у продавцов товаров, но и у покупателей. Когда оприходование товара предшествует его оплате и при этом курс доллара растет, покупатель оплачивает сумму, большую, чем рублевая оценка товара, отраженная на счетах бухгалтерского учета, и у него возникает отрицательная суммовая разница. Если курсы валют. снижаются, у покупателя соответственно возникает положительная сум­мовая разница. В соответствии с ПБУ 10/99 расходы по обычным видам J деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной ве­личине оплаты, которая определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц.

В бухгалтерском учете это отражается проводками:

- Дебет 10 (15, 41) Кредит 60 - оприходованы МПЗ;

- Дебет 19 Кредит 60 - отражен НДС;

- Дебет 60 Кредит 51 - оплачены МПЗ.

При возникновении отрицательной суммовой разницы:

- Дебет 10 (15, 41) Кредит 60 - увеличена стоимость МПЗ на отрицательную суммовую разницу;

- Дебет 19 Кредит 60 - отражен НДС с отрицательной суммовой разницы.

При возникновении положительной суммовой разницы:

- Дебет 10 (15, 41) Кредит 60 сторно - уменьшена стоимость МПЗ на положительную суммовую разницу;

- Дебет 19 Кредит 60 сторно - отражен НДС с положительной суммовой разницы.

11.5. Учет расчетов с использование

Вексель - это вид ценной бумаги, представляющий собой письмен­ное долговое обязательство, составленное в закрепленной законом форме и дающее его владельцу безусловное право требовать по наступлению конца срока с лица, выдавшего или акцептовавшего обязательства, уп­латы оговоренной в нем денежной суммы.

Из данного определения следует, что, во-первых, вексель — это до­кумент, удостоверяющий имущественное право векселедержателя на по­лучение указанной в нем денежной суммы.

Во-вторых, этот документ должен быть составлен с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов.

В-третьих, осуществление имущественного права по векселю возможно только при его предъявлении.

В-четвертых, предметом вексельного обязательства могут быть толь­ко деньги.

В-пятых, вексель - это безусловное денежное обязательство, т.к. приказ его оплатить и принятие обязательства по оплате, не могут быть огра­ничены никакими условиями.

В-шестых, в соответствии с ГК РФ вексель выступает ценной бумагой, на которую распространяются основные положения по их обращению. В соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» вексель не отнесен к числу эмиссионных ценных бумаг.

Вместе с тем, когда речь идет о бухгалтерском учете и налогообло­жении операций с векселями, различают «товарные» и «финансовые» векселя.

Товарные (расчетные) векселя - векселя, используемые для рас­четов между предприятиями, применяемые в реальных хозяйственных сдел­ках, представляющие отношения коммерческого кредита.

Финансовые векселя - векселя, приобретенные с целью извлече­ния прибыли от роста его рыночной стоимости или получения процен­та. Применение финансовых векселей представляет собой отношение де­нежного займа.

В официальных документах разделение векселей на «финансо­вые» и «товарные» впервые использовано в Указе Президента РФ от 19.10.93 г. № 1662 «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение».

Вместе с тем такое разделение является достаточно условным, так как вексель в одной ситуации для организации может быть расчетным, т.е. использоваться при расчетах, а в другой ситуации — финансовым. Достаточно часто векселя, выпущенные для расчетов за товары, услуги, работы (т.е. товарные векселя), на определенных этапах превращаются в финансовые векселя. Таким образом, является ли вексель товарным

или финансовым, определяется экономико-правовым содержанием операции, которая осуществляется с использованием векселя.

В зависимости от того финансовый вексель или товарный по-раз­ному строится бухгалтерский учет и налогообложение операций, в ко­торых участвует вексель.

Особенности, свойственные учету товарных векселей:

■ товарный вексель принимается к учету по указанному на нем но­миналу;

■ доход от товарного векселя (сумма, на которую его номинальная стоимость превышает дебиторскую задолженность) возникает в момент его оформления. Отдельной строкой проценты по товар­ному векселю в бланках единого образца не выделяются;

■ товарный вексель представляет собой дополнительное обеспечение уже существующей кредиторской задолженности, отношение ком­мерческого кредита;

■ реализация товарного векселя на сторону или его предъявление по цене ниже номинала признается убытком, который погашается за счет собственных средств организации;

■ оборот по товарному векселю завершается в тот день, когда полу­чены деньги за ценную бумагу.

Получение поставщиком товарного векселя не является погашением кредиторской задолженности покупателя, поскольку такой вексель выда­ется только в счет отсрочки платежа. Поэтому, если поставщик опреде­ляет выручку в целях налогообложения «по оплате», то до момента фактического получения от покупателя денежных средств по векселю налоги в бюджет не начисляются. Покупатель в свою очередь до мо­мента погашения векселя не может зачесть из бюджета налог на добав­ленную стоимость по оприходованным материальным ценностям.

Чаще всего номинальная стоимость товарного векселя, выдаваемого покупателем поставщику в качестве отсрочки платежа по договору, пре­вышает сумму задолженности покупателя. В этом случае разница между номинальной стоимостью векселя, которую векселедержатель обязан оп­латить поставщику, и суммой задолженности покупателя по договору рас­сматривается как процент по векселю, уплаченный за отсрочку платежа. Согласно ПБУ 5/01 ПБУ 6/01 эта разница включается покупателем в фактическую цену приобретения материальных ресурсов.

Начисление процентов отражается:

Дебет 08, 15, 91 Кредит 60 субсчет «Векселя выданные».

При оплате векселем работы или услуг проценты по векселю вклю­чаются в себестоимость на основании подпункта «2» ст. 265 НК РФ как проценты за отсрочку платежа. При этом в учете векселедателя они могут либо непосредственно учитываться по дебету счета 91 либо — на счете 97 «Расходы будущих периодов» с последующим равномерным отнесе­нием на счета затрат.

В учете векселедержателя на сумму процентов (дохода) по векселю (согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации») делается запись: Дебет 62,76, субсчет «Векселя полученные» Кредит 91. Рассмотрим бухгалтерские записи:

а) В учете векселедателя (покупателя):

- оприходованы приобретенные материалы от поставщика Дебет 15 Кредит 60-1;

- начислен НДС Дебет 19-3 Кредит 60-1;

- выдан собственный вексель:

■ на сумму задолженности Дебет 60-1 Кредит 60-3,

■ на сумму % по векселю Дебет 15 Кредит 60-3;

- оприходованы материалы Дебет 10 Кредит 15;

- оплата векселя Дебет 60-3 Кредит 51;

- зачет НДС Дебет 68 Кредит 19-3.

б) В учете векселедержателя (поставщика):

- отгружена продукция покупателю: Дебет 62-1 Кредит 90-1;

- начислен НДС Дебет 90-3 Кредит 68;

- списана себестоимость реализованной продукции Дебет 90-2 Кредит 43 (45);

- определен финансовый результат:

■ прибыль Дебет 90-9 Кредит 99;

■ убыток Дебет 99 Кредит 90-9;

- получен от покупателя вексель:

■ на сумму задолженности Дебет 62-3 Кредит 62-1;

■ на сумму процентов Дебет 62-3 Кредит 91-1;

- вексель оплачен Дебет 51 Кредит 62-3.

Если в счет погашения задолженности поставщик получает от поку­пателя вексель третьего лица (в том числе банковский вексель), то такая операция отражается в бухгалтерском учете по правилам, установленным ПБУ 19/02.

При передаче поставщику векселя третьего лица покупатель факти­чески погашает свою задолженность, поскольку у поставщика (продавца) меняется должник (вместо покупателя им становится третье лицо), а также основание задолженности (вместо задолженности по продукции, рабо­там, услугам им становится безусловное требование по векселю). Таким образом, у поставщика возникает необходимость в определении выручки в целях налогообложения. При этом покупатель может зачесть из бюд­жета налог на добавленную стоимость по оприходованным товарам (ра­ботам, услугам).

Таким образом, если в счет оплаты полученных материальных ресур­сов покупатель передает поставщику вексель третьего лица (например, банковский вексель), то в бухгалтерском учете векселедержателя такая операция будет отражена следующим образом: Дебет 58 Кредит 62.

f

Согласно п. 45 Методических рекомендаций по применению гл. 21 «НДС» НК РФ плательщик НДС, использующий для расчетов вексель третьего лица, может отнести сумму налога на расчеты с бюджетом в момент передачи векселя в оплату приобретенных им товаров (работ, услуг). При этом вексель должен быть получен в качестве оплаты за отгруженные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Сумма налога возмещается из бюджета только в пределах стоимости приобретенных товаров, которая не должна превышать стоимость отгру­женных товаров, оплаченных векселем.

Не оплаченные в срок векселя считаются отказными. Векселедержа­тель должен опротестовать вексель в нотариальной конторе до 12 час. дня, наступающего через день после истечения срока платежа и подать иск в суд. Номинальную сумму отказного векселя списывают:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных