Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 31 Понятие об акмеологии. Программа и методы самовоспитания




Акмеология – (от греч. Acmз – пик, вершина, высшая степень чего-либо) – междисциплинарная наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (период примерно от 30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акме. Важной задачей акмеологии является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.

Высшая ступень зрелости человека – «акме» представляет собой многомерное состояние человека, охватывающее значительный по времени период его жизни, и показывающее, насколько он состоялся как личность, специалист, гражданин, супруг, родитель и т.д. Данная характеристика является динамичной и отличается вариативностью.

Акмеология выявляет механизмы и результаты воздействия макро-, микро-, мезофакторов на человека и ставит перед собой задачу разработки такой стратегии жизни человека, которая бы позволила бы ему максимально проявить себя во всех сферах на ступенях зрелости.

Основными условиями достижения человеком вершины в своем развитии, обозначаемой как его «акме», являются не только результат воздействия макро-, микро-, мезофакторов, но, прежде всего, активная творческая деятельность, потребность в активном саморазвитии, самообучении и самовоспитании и активное удовлетворение этих потребностей.

Основным критерием самосовершенствования человека является успешность его самопроявления и самоутверждения в обществе. Отсюда главные свойства «акме» человека – профессионализм и креативность (творческость). Последняя выражается в творческой направленности личности на созидательную деятельность.

Профессионализм является основой успешности в данной профессиональной деятельности, а, следовательно, во многом и успешности всей жизни. Профессионализм позволяет довести до совершенства навыки и умения и максимально раскрыть квалификационные возможности человека.

Именно активная творческая деятельность позволяет человеку достигнуть совершенства и способствует максимальной самоактуализации, поэтому в системе акмеологической науки сегодня активно развивается креативная акмеология.

Креативная акмеология как область человекознания изучает закономерности достижения творческой зрелости взрослой личности на всех этапах профессионального становления человека.

Существуют три основные формы самосовершенствования:

6 приспособление («подведение» себя под определенные нормы и требования);

6 подражание (копирование определенной модели или ее части);

6 самовоспитание является высшей формой самосовершенствования.

Основные факторы, побуждающие личность заняться самовоспитанием:

Þ желание признания себя как личности;

Þ примеры окружающих;

Þ оценка окружающих;

Þ правильно организованный процесс воспитания.

Схема самовоспитания: самопознание, самоизучение, самооценка, принятие решения заняться самолвоспитанием, планирование самовоспитания, определение целей и задач, составление программы самовоспитания, практические декйствия, результат Данный процесс бесконечен.

Самопознание – изучение личностью собственных физических и психических особенностей. Оно позволяет человеку посмотреть на себя со стороны, оценить свои качества, действия и мысли. Самопознание должно происходить в спокойной благоприятной атмосфере, ибо в противном случае может привести к неадекватной самооценке (завышенной или заниженной). От самооценки зависит решение заняться самовоспитанием и направление практических действий.

Для практических действий по самосовершенствованию многие люди выбирали себе девиз. Например, «Мечту достигают упорным трудом», «Победи себя, если хочешь победить других», «Иди вперед и не сдавайся» и т.д.

Для работы над собой необходимо составить программу самовоспитания. Программа самовоспитания может разрабатываться с целью самовоспитания разных сторон личности (комплексная) и может предусматривать самовоспитание какого-либо одного качества.

Программы самовоспитания дифференцируются на: долговременные или кратковременные, общие или детальные.

Начинать лучше с более простых программ (например, преодоление какой–либо черты или качества), постепенно переходя к их усложнению.

Достижение цели в ходе выполнения программы самовоспитания возможно при применении ряда методов самовоспитания: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоанализ, самооценка, самонаказание, самопринуждение, самоотчет, самообязательства, самоорганизация, самоупражнение, самоуправление, самоконтроль.

Самосовершенствование при условии правильного проведения самоанализа является непрерывным процессом. Чем более совершенствуется человек, тем более осознает он свое несовершенство. Но это не является основанием для отказа от работы над собой. В связи с этим Сальвадор Дали писал: «Стремись к совершенству, но высшего совершенства тебе никогда не достигнуть».

Совершенство конкретных личностей приводит к совершенству окружающего мира в целом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных