Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 34 Одаренность, талант, гениальность: сущность и дифференциация понятий.




Индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения наз. способностями.

Выделяют следующие уровни способностей:

Ø репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности;

Ø творческий, который обеспечивает создание нового, оригинального.

Одна способность, сколь бы развита она ни была (например, феноменальная память), еще не обеспечивает успешности более или менее сложной деятельности. Для этого необходимо оптимальное сочетание ряда качеств личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности (прежде всего творческой) называется одаренностью.

Высокую степень одаренности называют талантом. Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

Талант характеризуется высоким уровнем развития умений и навыков, большим объемом знаний. Поэтому талант немыслим без огромного труда. Люди, чья талантливость в глазах всего человечества была бесспорной, всегда - без исключения - титаны труда. Только благодаря труду они могли достигнуть высочайшего уровня мастерства, всемирной известности.

Гениальность - высшая ступень одаренности, по сравнению с талантом -максимально творческая. Можно сказать, что талант остается в пределах достижений эпохи, а гений открывает новые, принципиальные пути на столетия, для будущих поколений.

Одаренность, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности. Различия в степени, качестве и направленности одаренности человека предопределены природой, генетическим фондом. Каждый нормальный ребенок одарен всеми человеческими сущностными силами и возможностью в необходимых и достаточных социальных условиях развивать их в себе. У детей сущностные силы развиваются, как правило, равномерно, совокупно, гармонично. Какая из сущностных сил может наиболее мощно и ярко проявиться, зависит от социального и педагогического фона, на котором происходит общее развитие детской личности. При благоприятных обстоятельствах каждый ребенок может проявить себя как одаренное существо. Феноменальные же, экстраординарные способности, яркая одаренность, талант, основываются на особой организации мозга, предрасположенности к теоретическому или художественному мышлению; особой связи глаза, образного мышления и двигательных навыков руки; специфическом взаимодействии слуха, воображения, мышц глотки, груди и легких; чувствительной и остро реагирующей нервной системе; взаимосвязи конституции организма и органов координации движения тела. Подобные редкие явления ранней одаренности заслуживают особого внимания. Однако они не должны отвлекать психологов и педагогов от проблемы одаренности каждого нормального ребенка. Чем больше создается возможностей для творческого самопроявления всем детям, тем больше шансов обнаружения и выращивания в общей массе одаренных и талантливых. Поэтому задача педагогики состоит в том, чтобы, опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей. не только создать методику работы с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечить поле деятельности для творческого самопроявления и самовыражения всем детям. В здоровой социальной среде индивиды эффективно взаимодействуют в труде, культуре, общественных отношениях, благодаря разноодаренности взаимодополняют, взаиморазвивают и взаимовозвышают друг друга. Одни в большей степени одарены интеллектуально, другие — эмоционально, физически, двигательно, третьи — в нравственно-волевом, организационном, художественном, социально-милосердном отношениях. Творческие, ярко одаренные индивиды, вовлекая в круг своего общения идущих рядом, пробуждают в них творческие способности, делают социальную среду нравственно и интеллектуально чище, благоприятнее для развития человека.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных