Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос: Характеристики малой группы




 

Любая группа имеет ту или иную структуруопределенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовлетворенность ее членов.

Психологическая структура группы выглядит как целостное единство социально-психологических явлений и их всесторонних связей.

Эти цементирующие связи побуждают членов группы к сотрудничеству, регулируют их жизнедеятельность, обеспечивают благоприятные условия для укрепления позитивного группового сознания и деятельностного настроя в нем.

 

Какие же факторы влияют на структуру различных групп?

 

1) цели группы. Возьмем, например, экипаж самолета. Для того чтобы самолет долетел до пункта назначения, необходимо, чтобы каждый из членов экипажа вступал в контакты с каждым из остальных его членов. Таким образом, в соответствии с целью группы возникает необходимость тесной интеграции действий всех ее членов.

 

2) степень автономности группы. Например, все функциональные взаимосвязи между членами бригады поточного производства заранее четко определены. Рабочие не могут внести изменения в существующую структуру этих связей без согласования с руководством. Степень автономности такой группы незначительна. Наоборот, члены киносъемочной группы, степень автономности которой высока, обычно сами определяют характер внутригрупповых взаимосвязей. Поэтому структура такой группы отличается большей гибкостью.

 

3) однородность социально-демографических, социальных и психологических особенностей ее членов. Высокая степень однородности группы по таким признакам, как

§ пол,

§ возраст,

§ образование,

§ уровень квалификации и

§ наличие на этой основе общности интересов,

§ потребностей,

§ ценностных ориентации и т.д.,

является хорошей основой для возникновения тесных связей между ее членами. Разнородная группа обычно распадается на несколько неформальных групп, каждая из которых сравнительно однородна по своему составу.

Например, в каком-либо небольшом подразделении того или иного учреждения в отдельные неформальные группы могут объединяться мужчины, женщины, пожилые люди, молодые, болельщики футбола, любители садоводства и т.д. Структура такого подразделения будет существенно отличаться от структуры другого подразделения, состоящего только из мужчин примерно одного возраста, имеющих одинаковый уровень квалификации и к тому же болеющих за один и тот же футбольный клуб. В этом случае есть все предпосылки для возникновения постоянных и прочных контактов между членами данной группы. На основе такой общности рождается чувство спаянности,чувство "мы", когда люди идентифицируют себя с этой группой.

Структура группы с высокой степенью чувства "мы" характеризуется более тесными взаимосвязями ее членов по сравнению со структурой группы, не отличающейся таким единством. В последнем случае контакты ограничены и носят преимущественно официальный характер. Неформальные связи при этом менее значительны и не объединяют всех членов данной группы.


4) Как показывают исследования, степень сплоченности группы зависит от того, насколько принадлежность к ней удовлетворяет потребности ее членов. Факторами, привязывающими человека к группе, могут быть интересная работа, сознание ее общественной важности, престиж группы, наличие в ней друзей и т.д.

Групповые потребности — это состояние членов группы, связанное с испытанием нужды в чем-либо и выступающее источником их активности. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей членов группы, называются групповыми мотивами.

Социальные потребности связаны с взаимодействием человека с другими людьми, а именно: отдельный человек не может в одиночку удовлетворить ряд своих социальных потребностей, поэтому он их реализует с помощью других людей.

Мотивы и потребности членов группы выступают жизненно необходимыми для них составляющими, пренебрегать которыми не только невозможно, но необходимо в обязательном порядке учитывать и на этой основе управлять деятельностью малой группы. В ходе группового взаимодействия с необходимостью возникает такое социально-психологическое явление как лидерство.

 

В основе взаимоотношений лежат и потребности. К наиболее значимым потребностям людей во взаимоотношениях относятся: потребность в безопасности, общении, индивидуальности, доминировании, покровительстве и т.п.

Потребность в безопасности, снятии тревоги и психического напряжения ярко проявляется в обстановке опасности или конфликта. В этой ситуации людей тянет друг к другу. В такой ситуации даже незнакомые люди активно идут на контакт, становятся более общительными и разговорчивыми. И это понятно — вместе спокойней, вместе легче переносить тревожное ожидание и страх.

Потребность в общении — аффилиация (от англ. «соединение», «связь»), объясняется стремлением человека быть в контакте с себе подобным ради устранения дискомфорта одиночества. Эта потребность чаще проявляется у людей с высокой тревожностью, беспокойством, в моменты фрустрации и вынужденного уединения.

Потребность в индивидуальности проявляется в установлении таких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, пытается в мимике, речи и поведении другого человека увидеть признание своей неповторимости и уникальности. Жажда быть неповторимым и значительным всегда являлась одной из важных черт личности.

Потребность в доминировании толкает человека на общение с целью оказывать активное влияние на поведение, мысли, чувства и вкусы других людей. Суть потребности в покровительстве состоит в том, что большинство людей испытывают удовлетворение, оказывая помощь другим. Тем самым они повышают свою значимость, как бы поднимаются в своих глазах.

Необходимо отметить, что удовлетворение выше перечисленных потребностей наступает лишь в том случае, если человек достиг поставленной цели в ходе общения. Неудовлетворенная потребность заставляет людей искать новых контактов с более понимающими и чуткими коллегами по малой группе. И, если эти поиски не увенчаются успехом, психика человека может быть серьезно расстроена.

 


5) Групповые традиции, нормы проявляются в сложившихся на основе длительного опыта совместной деятельности, укоренившихся в повседневной жизни, а также в профессиональной сфере деятельности и передающихся от одних членов группы к другим правилах, нормах и стереотипах поведения, соблюдение которых стало социальной потребностью каждого или большинства членов группы.

Иными словами, групповые традиции — это навыки и привычки членов группы, при помощи которых решаются некоторые постоянно воспроизводимые внутригрупповые проблемы.

Для каждого члена и всей группы в целом нормы и правила играют весьма важную роль стереотипа поведения и деятельности. При этом правила и нормы групповой жизнедеятельности должны быть психологически приняты членами группы, по крайней мере, большинством. В таком случае они служат ориентиром для всех остальных.

Традиции различаются по степени и широте допускаемого отклонения и соответствующему диапазону применяемых санкций со стороны группы в отношении своего члена.

 

В том, кто отклоняется от норм, начинают видеть источник социальной угрозы. Следовательно, большинство членов группы стремится оказать давление на него, чтобы он вернулся «на путь истинный» и стал «как все». Формы давления: насмешки, социальное осуждение, отторжение.

В зависимости от реакции на групповое давление, член группы может выступать как:

1) конформист — изменяет поведение в направлении группового давления, т.е. соглашается с требованиями группы;

2) нонконформист — наоборот, способен усиленно сопротивляться давлению группы и думать по-своему. Как правило, это — интеллектуал, личность с творческой способностью. Он верит в себя и устойчив к стрессам;

3) коллективист — избирательно реагирует на воздействие группы, соглашаясь с групповым мнением, если оно соответствует истинному положению дел.

 

6) Групповое мнениепредставляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение членов группы к различным событиям и явлениям в жизни общества, к поведению и деятельности как всей группы, так и каждого ее члена в отдельности. Групповое мнение, в определенной мере, регулирует поведение всей группы, побуждает каждого члена группы к проявлению активности.

 

По направленности групповое мнение может быть

§ передовым, позитивным и

§ отсталым, негативным.

Это можно понять на таком примере, когда со стороны руководства (администрации), например, вводятся новшества по организации деятельности структурных подразделений. Однако, в силу сложившихся привычек, стереотипов деятельности в ряде подразделений, представляющих собой малую группу, формируется негативное мнение в отношении новшеств. В этом случае групповое мнение по направленности будет не только отсталым, но и неофициальным, внутренним по форме проявления.

 

Групповое мнение обладает следующими свойствами:

1) является активным и действенным побудителем и регулятором поведения и деятельности членов группы;

2) служит источником информации для каждого члена группы;

3) выполняет роль оценки поступков и действий личности;

4) сочетает в себе все формы коммуникативного воздействия группы на личность — убеждение, внушение, подражание, заражение, подавление;

5) устоявшееся оценочное суждение в группе превращается в стереотип;

6) зависит от общественного мнения;

7) обладает динамизмом, т.е. развивается во времени от единичных высказываний до сформированного группового мнения;

8) неустойчиво на первом этапе (в период зарождения) и устойчиво на заключительном этапе.


 

7) Другой важной социально-психологической характеристикой группы является групповое настроение.

Групповое настроение — это совместное переживание событий, фактов из жизни группы, сходные эмоционально-психологические состояния, овладевающие каждым членом группы и влияющие на их индивидуальное и групповое поведение, а также на результаты деятельности.

Групповое настроение может усиливать или ослаблять активность членов группы, влиять на восприятие ими получаемой информации. Здоровое групповое настроение обладает большой побудительной силой, стимулирует дополнительные источники эмоционально-психологического подъема и активности каждого члена группы.

 

Формами группового настроенияпо направленности могут быть:

А) положительно ориентированными: энтузиазм, порыв, увлеченность, ожидание успеха, радость и т.п.

Б) отрицательно ориентированными: скука, уныние, недовольство, озлобление, обреченность, неприязнь и т.п.

Основные свойства группового настроения:

1) сильная зависимость от сиюминутных обстоятельств, психологического склада членов группы;

2) возможность резкой смены положительно ориентированного настроения на отрицательное и наоборот;

3) относительная непродолжительность существования во времени;

4) зависимость группового настроения от эмоционального состояния немногих, а иногда и одного человека в группе;

5) обладает большой побудительной силой для всей группы;

6) распространяется и действует на основе психического заражения.

 

Сопоставляя групповое мнение и групповое настроение, следует ориентироваться на следующее:

групповое мнение носит рациональный характер, т.е. связано с осознанным отношением членов группы к каким-либо событиям жизнедеятельности и детерминировано таким психическим процессом, как мышление.

групповое настроение носит иррациональный характер, т.е. не осознаваемо, поскольку связано с психическими состояниями личности и в большей степени детерминировано такими психическими процессами, как эмоции и чувства.

 

Данное сопоставление ориентирует на принципиально различные подходы к управлению групповым мнением и настроением. Если в формировании группового мнения ведущими средствами и способами выступают вербальные, т.е. речевые, воздействующие на сознание членов группы, то в формировании группового настроения ведущими средствами и способами будут выступать не только вербальные, но и невербальные, например, улыбка и другие эмоциональные проявления.


 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных