ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социально-психологический климат группы
Срабатываемость и совместимость членов коллектива совокупно образуют такую интегральную характеристику малой группы как социально-психологический климат. Он представляет собой своего рода психологическую атмосферу, отражающую характер взаимоотношений членов группы в процессе совместной деятельности, их удовлетворенность пребыванием в группе. Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального — установок, настроений, чувств, мнений членов группы как отдельных элементов социально-психологического климата. Отметим также, что состояния психики группы характеризуются разной степенью осознанности.
Социально-психологический климат (СПК) — это: • категория, отражающая результат определенного типа взаимоотношений в группе, т.е. состояние, отражающее духовное здоровье группы; • преобладающий и относительно устойчивый психический настрой членов группы; • своего рода обстановка в группе; • суммарная характеристика совокупности и результатов взаимодействия всех психологических явлений и процессов, происходящих в группе.
Признаки здорового социально-психологического климата: 1) взаимные: доверие, уважение, выручка, информированность и т.д.; 2) удовлетворенность пребыванием в группе (адаптированность); 3) свободное выражение собственного мнения в группе; 4) отсутствие давления, признание права принимать участие в групповом решении; 5) эмпатичность, т.е. способность и возможность к сочувствию, соучастию, сопричастности к эмоциональному состоянию других; 6) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе; 7) развитая потребность в работе на благо всего коллектива. 8) сплоченность; слаженность; взаимоуважение 9) дисциплинированность, согласованность, действий; стабильность 10) ответственность; взаимопомощь;
При обращении к проблемам социально-психологического климата группы особенно важным является исследование факторов, влияющих на климат. Это имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. Ведь выделив факторы, так или иначе влияющие на климат какой-либо группы, мы сможем попытаться воздействовать на эти факторы, регулировать их проявление.
Необходимо четко разграничивать элементы социально-психологического климата и факторы, влияющие на него. К примеру, особенности организации труда в каком-либо трудовом коллективе не являются элементами социально-психологического климата, хотя влияние организации труда на формирование того или иного климата несомненно. Наличие тесной взаимозависимости между социально-психологическим климатом группы и поведением ее членов не должно приводить к их отождествлению, хотя при этом нельзя не учитывать особенностей данной взаимосвязи. Так, например, характер взаимоотношений в группе выступает как фактор, влияющий на климат. В то же время восприятие этих взаимоотношений его членами представляет собой элемент климата. Социально-психологический климат формируется за счет множества разнообразных воздействий. Разделим их условно на факторы макросреды и микросреды.
Под макросредой имеется в виду большое социальное пространство, широкое окружение, в пределах которого находится и осуществляет свою жизнедеятельность та или иная организация. Что же сюда входит? 1. Особенности общественно-экономического устройства страны, что соответствующим образом проявляется в деятельности различных социальных институтов. 2. Степень демократизации общества, 3. особенности государственного регулирования экономики, 4. уровень безработицы в данном регионе, 5. вероятность банкротства предприятия и т.д. 6. уровень развития материального и духовного производства и 7. культуры общества в целом. Наконец, макросреда характеризуется и 8. определенным общественным сознанием. Таким образом, члены каждой социальной группы и организации являются представителями своей эпохи, определенного исторического периода развития общества.
9. Министерства и ведомства, концерны, акционерные общества, в систему которых входит то или иное предприятие или учреждение, осуществляют по отношению к последним определенные управленческие воздействия, что также является важным фактором влияния макросреды на социально-психологический климат организации и всех входящих в ее состав групп.
10. В качестве существенных факторов макросреды, воздействующих на климат той или иной организации, следует отметить и ее многообразные партнерские связи с другими организациями, а также с потребителями продукции данной организации. Заметим, что в условиях рыночной экономики влияние потребителей на климат организации будет возрастать.
Микросреда предприятия, учреждения — это "поле" повседневной деятельности людей, те конкретные материальные и духовные условия, в которых они работают. Именно на данном уровне те или иные воздействия макросреды обретают для каждой группы свою определенность, связь с реалиями жизненной практики. Можно выделить целый ряд воздействий. 1. Прежде всего отметим факторы материальной среды. Это и - характер выполняемых людьми трудовых операций, и - состояние оборудования, и - качество заготовок или - исходного сырья. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|