Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Быть насыщенной сплачивающими отношениями, крепнущими в совместном общении, сотрудничестве и взаимосвязях.




Какую бы деятельность школьников мы ни взяли - труд, учебу, спортивные занятия, туризм, отдых, - она может протекать в сравнительной изоляции или в сотрудничестве детей. Например, даже работая в общей мастерской и выполняя одинаковую работу, школьники могут быть мало связаны друг с другом. Скажем, каждый выполняет свое задание, никто никому не помогает, никто ни от кого не зависит, никто ни с кем не связан. Но представим себе иную организацию труда в той же мастерской. Группа имеет общее задание и заинтересована в быстром и высококачественном его выполнении. Они совместно обсуждают предстоящую работу, между ними введено разделение труда, и одни зависят от других. Они помогают друг другу, поскольку заинтересованы объединить свои силы. Во втором случае группа сплачивается быстрее и сильнее.

 

ТРАДИЦИЯ

В более широком смысле слова традиция - это групповая (коллективная) привычка, а в более узком - это те повторяющиеся элементы в жизни группы (коллектива), которые отличают ее от других групп.

Когда какие-то дела стали в школе традиционными, их организация намного упрощается и облегчается. Не надо долго думать и решать, как выполнить это дело, поскольку оно стало привычным и выполняется чуть ли не автоматически. Педагоги стремятся закрепить положительный опыт деятельности и связанные с ним положительные взаимоотношения воспитанников и воспитателей. Тогда традиции являются эффективным воспитательным средством. Сложившиеся традиции совместных действий и переживаний скрепляют группу, способствуют превращению ее в коллектив.

Традиции бывают разные. Можно выделить несколько их типов:

1) вошедшие в привычку массовые мероприятия и церемонии (например, свои, местные праздники, процедура начала учебного года или «последнего звонка» и т. п.);

2) закрепившиеся в учреждении нормы и порядки (например, свой порядок выборов школьного совета или проведения общешкольного собрания);

3) традиционные для данной группы повседневные поступки.

Учитывая воспитательную силу и ценность полезных традиций, их благотворное влияние на сплочение группы и превращение ее в коллектив, педагоги специально занимаются их созда нием и сохранением. Как, впрочем, и преодолением случайно образовавшихся вредных традиций (скажем, традиций участия школьников в азартных играх, традиционной разболтанности, необузданного крика и беготни в школе и подобной «деятельности»). Запрет не самое лучшее средство для преодоления вредных традиций. Для этого желательно переключить внимание школьников на другие, не менее увлекательные, но полезные дела.

Традицию нельзя учредить, искусственно «ввести», но можно создать условия для ее возникновения. Прежде всего, полезно культивировать в школе особую гордость своим коллективом и его делами. Полезную деятельность целесообразно ритмично повторять, облекая ее в своеобразные для данной группы формы. Закреплению традиции способствует яркая эмоциональная окрашенность и даже парадоксальная «необычность» дел и событий. Традиции надо накапливать и беречь, записывать в школьных газетах, на классных и школьных стендах, часто напоминать о них школьникам.

Хотя традиционная деятельность легче организуется, сплачивает группу и оказывает немалое влияние на личность школьника, жизнь школы нельзя замкнуть лишь в традиционном круговороте дел. В этом случае коллектив останавливается в своем развитии, в школе становится скучно, разрушаются нравственный микроклимат и полезные взаимоотношения. Поэтому надо искать гармоничное соотношение старого и нового, традиций и новых, перспективных дел.

Мы рассматривали перспективу, текущую деятельность и традиции как различные средства превращения детской группы в коллектив и сплочения коллектива. Однако надо подчеркнуть, что у всех этих средств есть одна основа. Все они представляют собой деятельность в трех видах. Итак, воспитательная работа с группой должна быть максимально деятельной и действенной.

 

РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ

Деятельность детей интересует нас не просто как таковая, как некоторая их активность. Главное - какие мотивы, цели и отношения пронизывают эту деятельность. Превратилась ли заданная группе цель в личную цель каждого школьника? Сложилась ли система формальных и неформальных взаимоотношений школьников в этой группе и насколько устойчивой она стала? Возник ли нравственный микроклимат (единое общественное мнение)? Разрешаются ли возникающие в группе трудности и конфликты в пользу и группы, и личности? По всем этим параметрам можно судить о том, превратилась ли данная группа в коллектив. Именно над этими сторонами жизни группы работает воспитатель, стремясь поднять ее до уровня коллектива, а также развивая и укрепляя коллектив.

Использовать воспитательную мощь коллектива стремятся многие воспитатели, но удается это сделать не так часто, как хотелось бы. Причина в том, что многие группы школьников, с которыми работают педагоги, не являются коллективами, а представляют собой группы более низкого порядка.

Нередко бывает так. Воспитатель включает школьников в увлекательную совместную деятельность, и ему удается поднять группу до 2-го этапа ее развития. Однако после этого развитие приостанавливается, члены группы теряют интерес к общим делам, и уровень группы снижается. Тогда наиболее активные воспитатели снова увлекают школьников интересными делами, группа крепнет, развивается и... все повторяется в виде такого челночного движения. Воспитатели недоумевают, почему не происходит подъема группы на более высокий уровень и резкого повышения ее воспитательной мощи. Но причина простая -виноваты сами воспитатели, они не ушли вовремя в тень и не сумели предоставить группе полную самостоятельность.

Для закрепления детской группы на высшем уровне развития надо изменить характер работы воспитателей.

Группа превращается в коллектив, а коллектив наращивает воспитательную мощь только в процессе положительного развития. Поэтому воспитатель старается помочь развитию группы. Учитывая, что группа сплачивается и становится весомым фактором воспитания в процессе пронизанных сотрудничеством совместных дел, педагог использует многие формы деятельности детей, и не только текущей, но и будущей (перспектива) и прошлой (традиция). Существенное повышение самостоятельности и воспитательных возможностей группы требует изменения характера работы воспитателя.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных